РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее в реальной жизни животное и назовите его несуществующим именем. При этом не брать животных из мультфильмов, т.к. они уже придуманы. Вымершие животные также не подходят".
После завершения рисунка – получить максимум информации вербальным путем:
1. Выяснить пол, возраст, габариты.
2. уточнить предназначение необычных органов, носящих агрессивный характер.
3. Выяснить: а) способ добывания пищи (плотоядное или нет); б) взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых; в) способ обзаведения потомством (брачные отношения); г) характер поведения в опасных ситуациях; д) характер борьбы с врагами (жертвами).
При неготовности испытуемого дать ответы, предложить ему описать «Один день из жизни животного» и задать по ходу нужные вопросы.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ начинается с общего впечатления от рисунка, поскольку оно позволяет получить первичное понимание: индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степень его эмоциональной зрелости, наличие / недостатка внутреннего баланса.
В общем впечатлении учитывать, как сам испытуемый относится к рисунку.
От цельного впечатления перейти к интерпретации частных признаков и вновь вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием должны быть специально проанализированы, но приоритет всегда за общим впечатлением.
АСПЕКТЫАНАЛИЗА РИСУНКА
Выделяют два аспекта: формальный и содержательный
1. Формальный:
А) семантика расположения в пространстве
Б) графологические признаки: характеристика идеомоторных актов; анализ линий, направление линий и характер контура; пространственно-символическая характеристика.
2. Содержательный: значение деталей лица; несущая, опорная часть фигуры; части, поднимающиеся над уровнем фигуры; тематический аспект; необычные детали, название животного.
Семантическое расположение рисунка в пространстве
Особенности рисунка | Интерпретация |
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта | Связано с периодом прошлого и бездеятельностью, т.е. отсутствие активной связи между мыслью, представлением и планированием его осуществления, а также с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью |
Пространство, расположенное справа, впереди и вверху | Связаны с периодом будущего и действительностью, с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. |
Рисунок располагается на средней горизонтальной линии листа или чуть выше | Норма, адекватная самооценка |
Ближе к верхнему краю листа | Чем ближе к верхнему краю, тем выраженнее неадекватная самооценка и трактуется как высокая самооценка и недовольство своим положением в социуме; недостаточность внимания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению и претензии на признание. |
Ближе к нижнему краю листа | Чем ниже, тем ниже самооценка: неуверенность в себе; низкая самооценка; подавленность и нерешительность; незаинтересованность в своем социальном положении; в признании; отсутствие тенденции к самоутверждению. |
Сдвиг рисунка вправо | Бунтарство, неподчинение особенно при сильном сдвиге. |
Сдвиг рисунка влево | Бездеятельность, акцентирование прошлого. |
Маленький рисунок в верхнем левом углу листа | Высокая тревожность: склонность к фантазированию, уход в прошлое; избегание новых переживаний; возможна дисгармония между актуальным (реальным) и идеальным образом Я. |
Двухголовые и более животные и «Тяни-толкай» | Принятие вины на себя. Застенчивость. Интроверсия. Противоречивость тенденций |
Графологические аспекты интерпретации
Особенности рисунка | Интерпретация |
Перекрывающие друг друга линии. Несоединенные углы. «Запачканные» рисунки. Размытость контуров рисунка («волосатость»). Отклонение от вертикали. Недорисованность конечностей. Непомерное увеличение кистей, стоп. | Признаки невротизма: Легкая напряженность. Повышенная тревожность. Неуверенность. Пассивность. |
Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура | Хороший контроль аффективности. |
Увеличение по интенсивности рисунка с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура. | Повышенная возбудимость, плохая контролируемость аффективных проявлений. |
Ощущение хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка. | Длительно подавляемая эмоциональность. |
Характер линии: | Общая энергия |
1. Паутинообразная, без нажима, т.е. "водит карандашом но бумаге", не нажимая па него. | Экономия энергии. Астенизация. Снижение тонуса. |
2.Продавленная линия, т.е. жирная, с нажимом. Особенно обратить внимание на резко проявленные линии, которые видимы даже с обратной стороны листа. | Это не энергия, а тревожность – судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки. Oбратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнены таким образом, т.е. к чему привязана тревога. |
«Падающие» линии | Истощенность. Низкий тонус. Возможна депрессия. |
«Поднимающиеся» линии | Агрессивность. |
Характеристика контура: | Границы Я и социума. |
Фигура круга, особенно ничем незаполненного. | Сокрытие, замкнутость. Закрытость внутреннего мира. Нежелание сообщить сведения о себе (ограничение информации о себе), нежеланием подвергаться тестированию. |
Прорисовка и заполнение (запачкивание) линий контура | Страх, тревога. |
Наличие щитов, заслонов, линий удвоения | Опасение, подозрительность. |
Наличие острых углов, выступов, шипов, иголок, их прорисовок | Агрессия |
Пространственное расположение различных особенностей контура: | Определяет направленность защиты, агрессии, опасения и подозрительности. |
Верхний контур | Против вышестоящих лиц, т.е. против тех, кто имеет возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, например, против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. |
Нижний контур фигуры | Зашита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь их осуждения. |
Боковой контур | недифференцированная опасливость и готовность к самозащите. |
Внутри контура и на самом корпусе животного | Элементы самозащиты: Справа - больше в процессе реальной деятельности, слева - больше защита своих умений, убеждений, вкусов. |
Количество, расположение, характер острых углов на рисунке. Особенно прямые символы: когти, клыки, зубы. | Степень агрессивности. |
Контур как оболочка | Символ контроля со стороны Я за собственной агрессивностью. |
Укрупнение рисунка | Эгоцентризм, аффективность. |
Уменьшение рисунка | Депрессия, подавленность, угнетенность. Повышение самоконтроля. |