Графологические аспекты интерпретации




РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее в реальной жизни животное и назовите его несуществующим именем. При этом не брать животных из мультфильмов, т.к. они уже придуманы. Вымершие животные также не подходят".

После завершения рисунка – получить максимум информации вербальным путем:

1. Выяснить пол, возраст, габариты.

2. уточнить предназначение необычных органов, носящих агрессивный характер.

3. Выяснить: а) способ добывания пищи (плотоядное или нет); б) взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых; в) способ обзаведения потомством (брачные отношения); г) характер поведения в опасных ситуациях; д) характер борьбы с врагами (жертвами).

При неготовности испытуемого дать ответы, предложить ему описать «Один день из жизни животного» и задать по ходу нужные вопросы.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ начинается с общего впечатления от рисунка, поскольку оно позволяет получить первичное понимание: индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степень его эмоциональной зрелости, наличие / недостатка внутреннего баланса.

В общем впечатлении учитывать, как сам испытуемый относится к рисунку.

От цельного впечатления перейти к интерпретации частных признаков и вновь вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием должны быть специально проанализированы, но приоритет всегда за общим впечатлением.

АСПЕКТЫАНАЛИЗА РИСУНКА

Выделяют два аспекта: формальный и содержательный

1. Формальный:

А) семантика расположения в пространстве

Б) графологические признаки: характеристика идеомоторных актов; анализ линий, направление линий и характер контура; пространственно-символическая характеристика.

2. Содержательный: значение деталей лица; несущая, опорная часть фигуры; части, поднимающиеся над уровнем фигуры; тематический аспект; необычные детали, название животного.

Семантическое расположение рисунка в пространстве

Особенности рисунка Интерпретация
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта Связано с периодом прошлого и бездеятельностью, т.е. отсутствие активной связи между мыслью, представлением и планированием его осуществления, а также с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью
Пространство, расположенное справа, впереди и вверху Связаны с периодом будущего и действительностью, с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Рисунок располагается на средней горизонтальной линии листа или чуть выше Норма, адекватная самооценка
Ближе к верхнему краю листа Чем ближе к верхнему краю, тем выраженнее неадекватная самооценка и трактуется как высокая самооценка и недовольство своим положением в социуме; недостаточность внимания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению и претензии на признание.
Ближе к нижнему краю листа Чем ниже, тем ниже самооценка: неуверенность в себе; низкая самооценка; подавленность и нерешительность; незаинтересованность в своем социальном положении; в признании; отсутствие тенденции к самоутверждению.
Сдвиг рисунка вправо Бунтарство, неподчинение особенно при сильном сдвиге.
Сдвиг рисунка влево Бездеятельность, акцентирование прошлого.
Маленький рисунок в верхнем левом углу листа Высокая тревожность: склонность к фантазированию, уход в прошлое; избегание новых переживаний; возможна дисгармония между актуальным (реальным) и идеальным образом Я.
Двухголовые и более животные и «Тяни-толкай» Принятие вины на себя. Застенчивость. Интроверсия. Противоречивость тенденций

Графологические аспекты интерпретации

Особенности рисунка Интерпретация
Перекрывающие друг друга линии. Несоединенные углы. «Запачканные» рисунки. Размытость контуров рисунка («волосатость»). Отклонение от вертикали. Недорисованность конечностей. Непомерное увеличение кистей, стоп. Признаки невротизма: Легкая напряженность. Повышенная тревожность. Неуверенность. Пассивность.
Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура Хороший контроль аффективности.
Увеличение по интенсивности рисунка с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура. Повышенная возбудимость, плохая контролируемость аффективных проявлений.
Ощущение хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка. Длительно подавляемая эмоциональность.
Характер линии: Общая энергия
1. Паутинообразная, без нажима, т.е. "водит карандашом но бумаге", не нажимая па него. Экономия энергии. Астенизация. Снижение тонуса.
2.Продавленная линия, т.е. жирная, с нажимом. Особенно обратить внимание на резко проявленные линии, которые видимы даже с обратной стороны листа. Это не энергия, а тревожность – судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки. Oбратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнены таким образом, т.е. к чему привязана тревога.
«Падающие» линии Истощенность. Низкий тонус. Возможна депрессия.
«Поднимающиеся» линии Агрессивность.
Характеристика контура: Границы Я и социума.
Фигура круга, особенно ничем незаполненного. Сокрытие, замкнутость. Закрытость внутреннего мира. Нежелание сообщить сведения о себе (ограничение информации о себе), нежеланием подвергаться тестированию.
Прорисовка и заполнение (запачкивание) линий контура Страх, тревога.
Наличие щитов, заслонов, линий удвоения Опасение, подозрительность.
Наличие острых углов, выступов, шипов, иголок, их прорисовок Агрессия
Пространственное расположение различных особенностей контура: Определяет направленность защиты, агрессии, опасения и подозрительности.
Верхний контур Против вышестоящих лиц, т.е. против тех, кто имеет возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, например, против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.
Нижний контур фигуры Зашита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь их осуждения.
Боковой контур недифференцированная опасливость и готовность к самозащите.
Внутри контура и на самом корпусе животного Элементы самозащиты: Справа - больше в процессе реальной деятельности, слева - больше защита своих умений, убеждений, вкусов.
Количество, расположение, характер острых углов на рисунке. Особенно прямые символы: когти, клыки, зубы. Степень агрессивности.
Контур как оболочка Символ контроля со стороны Я за собственной агрессивностью.
Укрупнение рисунка Эгоцентризм, аффективность.
Уменьшение рисунка Депрессия, подавленность, угнетенность. Повышение самоконтроля.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: