Особенности рисунка | Интерпретация | ||||||
Примитивный абрис: минимально необходимое количество деталей, дающее представление о животном. | Уменьшение общей энергии человека | ||||||
Усложнение конструкции дополнительными деталями | Увеличение общей энергии | ||||||
Голова или заменяющая ее часть | |||||||
Направление вправо | Устойчивая тенденция к действенности, почти все, что обдумываете, планируется, осуществляется, по крайней мере, начинает осуществляться, Даже если и не доводится до конца. Испытуемый активно переходит к реализации своих намерений. | ||||||
Направление влево | Тенденция к рефлексии, размышлению, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко, также нерешительность, боязнь перед активным действием. | ||||||
Положение «анфас» | Эгоцентризм. Иногда прямота, бескомпромиссность. Стремление к контролю над собой, экстраверсия. Акцентирование мужских черт характера. | ||||||
Значение деталей головы - соответствуют органам чувств | |||||||
Уши | Прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. | ||||||
Приоткрытый рот в сочетании с языком: при отсутствии прорисовки губ; с прорисовкой губ | Болтливость. Большая речевая активность. Чувственность; иногда и то, и другое вместе. | ||||||
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный. | Облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия. | ||||||
Рот с зубами. | Вербальная агрессия, в большинстве случаев ответная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного содержания и окраски, в ответ на осуждение или порицание) | ||||||
Зачерченный рот округлой формы характерный для детей и подростков. | Боязливость, тревожность. | ||||||
Глаза | Символ переживания, страха особенно при резкой прорисовки радужки. | ||||||
Ресницы | Истеройдно - демонстративное поведение. Для мужчин – женственные черты характера. Также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придавая этому большое значение. | ||||||
Увеличенный размер головы по сравнению с фигурой в целом. | Ценит рациональное начало. Возможно, эрудицию в себе и окружающих. | ||||||
Рога | Защита, агрессия. Определять по сочетанию с другими признаками: когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии - спонтанная или защитно –ответная. | ||||||
Перья | Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. | ||||||
Грива, шерсть, подобие прически | Чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентированность на свою сексуальную роль. | ||||||
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент и пр.), т.е. рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме | |||||||
Основательность | Обдуманность, рациональность принятия решения, путь к выводам, формирование суждений, опора на существенные положения и значимую информацию. | ||||||
Неосновательность | Поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений (особенно при отсутствии ног или почти отсутствие ног). | ||||||
Обратить внимание на характер соединения, ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединены вовсе. | Характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. | ||||||
Однотипность или однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лапы, любых элементов опорной части | Конформность суждений и установок при принятие решений, их стандартность, банальность. | ||||||
Разнообразие в форме и положении этих деталей | своеобразие установок и суждений, самостоятельность и оригинальность. Может быть: а) творчество (норма), б) инакомыслие (патология) | ||||||
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальцы, детали панциря или перьев, бантики, кудри, завитушки и т.п.) | |||||||
Функциональные | Энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным, неразборчивым вытеснением окружающих, либо любознательность, соучастие в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелости предприятий. | ||||||
Украшающие | Демонстративность, склонность к обращению на себя внимания; манерность. Например: лошадь или ее несуществующее подобие в султане из перьев. | ||||||
Хвосты | отношение к собственным действиям или решениям, размышлениям, выводам, своей вербальной продукции. | ||||||
Хвост направлен влево | Выражает отношение по поводу мыслей и решений, пропущенного момента, собственной нерешительности. | ||||||
Хвост направлен вправо | Отношение по поводу своих действий и поведения | ||||||
Хвост направлен вверх | Уверенность, бодрость. | ||||||
Хвост направлен вниз | Недовольство собой, подавленность, сомнения по собственному поводу, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п. | ||||||
Тематический аспект рисунка - отношение к своему Я, представление о своем положении в мире, идентификация себя по значимости | |||||||
Угрожаемое (защищающееся) | Представление о беззащитности, способность дружить, опекать. | ||||||
Угрожающее (хищное) | Представление о защищенности, агрессивность. | ||||||
Нейтральное (например: подобие белки, собаки, кошки) | Среднее между двумя крайними представлениями. | ||||||
Уподобление рисуемого животного человеку. | Инфантилизм. | ||||||
Начиная с постановки животного вположение прямохождения, на 2 лапы вместо 4-х или более, кончая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса и т.п.) и внешняя похожесть морды на лицо, ног (лап) - на руки. | Эмоциональная незрелость (соответственно степени очеловечивания животного). Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных произведениях. | ||||||
Наделение животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений с себе подобными. | Признаки хороших неформальных отношений. | ||||||
Акцентирование сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. | Отношение к полу, половым признакам вплоть до фиксации на проблемах секса. | ||||||
Пол животного, совпадает с полом рисующего. | Признаки хорошей идентификации со своей сексуальной ролью. В иных случаях могут быть нарушения. | ||||||
Необычные детали: вмонтированные механические части в ткань животного; постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтированные в глаза электролампы, провода в тело и конечности животного и пр. | Может быть у больных шизофренией или продиктовано особой оригинальностью. | ||||||
Построение фигуры из заготовок, когда к готовому стандартному животному приделываются уже готовые существующие детали (собака с крыльями, рыба с перьями) | Банальность, отсутствие творческого начала | ||||||
Построения фигуры из элементов, а не из целых заготовок. | Оригинальность, творческое начало. | ||||||
Название животного | |||||||
Рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегекот) | Рациональность. Конкретная установка при ориентировки и адаптации. | ||||||
Словообразование с книжнонаучным, иногда латинский суффиксом или окончанием ("ратолетиус", "лапиолярия","ляминнеция") | Демонстративность, главным образом, направленность на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. | ||||||
Поверхностно-звуковые названия, без всякого осмысления ("Грятекра", "Лалко'') | Легкомысленное отношение кокружающим, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными. | ||||||
Иронически - юмористические названия («Риночурка», «Пузыроид», «Пельмеш») | Иронично-снисходительное отношение к окружающим. | ||||||
Повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Люлюки») | Инфантильность. | ||||||
Непомерно удлиненные названия («Атероленотиклерон», «гулобарниклонтам»). | Склонность к фантазированию, чаще защитного характера. | ||||||
РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО
ИНСТРУКЦИЯ: "Придумайте и нарисуйте несуществующее в реальной жизни животное и назовите его несуществующим именем. При этом не брать животных из мультфильмов, т.к. они уже придуманы. Вымершие животные также не подходят".
Для выполнения рисунка необходим стандартный лист А4 белой бумаги и карандаш средней мягкости.
Метод исследования построен на психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой /левой руки), зафиксированное в виде графического следа движения рисунка.
По Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.
Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, вызывают напряжение в группах ножной мускулатуры и мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством, либо зашитой с помощью рук (ударить, заслониться). Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подъем, падение и т.п.. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляют собой модель пространства и кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом - настоящим, будущим, прошлым. Связано оно также с деятельностью или идеально-мыслительным планом работы психики.
На этих закономерностях построены такие давно разработанные и статистически выверенные тесты, как "Рисунок человека" Маховера, рисунок-тест "Плодовое дерево", тест "Миокинетика" Мира-и-Лопеса. Соответственно тем же закономерностям можно анализировать любой свободный рисунок. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические положения оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По характеру своему тест относится к проективным тестам.
Статистической проверке или стандартизации не подвергался, поэтому анализируется аналогично свободному рисунку, следовательно, результат анализа может быть представлен в описательной форме.
По составу данный тест ориентировочный, поэтому как единственная методика исследования использована быть не может, т.е. необходимо использовать в батарее диагностических методик и тестов.