Необходимость изучения перспективы через выполнение рисунка интерьера
Под интерьером понимается целостная, эстетически полноценная, архитектурная организация внутреннего пространства зданий, вытекающая из удобства и назначения. На эстетическое восприятие интерьера оказывают его функциональная и эстетическая проработки: выбор мебели, освещение, цветовое решение, применение декоративной зелени, художественных картин. Реальное соотношение элементов, органически присущих интерьеру и определяющих его художественное качество и выразительность, положение окон, дверей, панелей - можно почувствовать наиболее полно в перспективном изображении, воспроизводящим истинный зрительный образ интерьера. Для изображения интерьера и предметов, расположенных на разных расстояниях от зрителя, пользуются перспективным масштабом.
Перспективные изображения являются наиболее наглядными. Они позволяют изображать предметы как существующие, так и не существующие: проектируемые. Перспектива позволяет не только представить будущее изделие, но и своевременно выявить достоинства или недостатки формы, композиционного или цветового решения проекта. С ее помощью удобно проверить и корректировать решения. Во многих случаях перспективные изображения успешно заменяют макеты сложных по форме и цветовым решением объектов. Высокие иллюстративные свойства перспективных изображений делают их незаменимыми в творческом процессе.
Способы построения изображений, приближающихся к перспективным, были известны еще в далекой древности. Так, в работе Эвклида (III в. до н. э.), названной «Оптика», есть указания на некоторые правила линейной перспективы. До нас дошли еще более древние сочинения о перспективе Птолемея. Много задач по построению перспективных изображений рассматривал римский архитектор Витрувий в своем труде «Десять книг об архитектуре» (I в. до н. э.), театральные декорации греческого художника Агафарга (вторая половина 5 в. до н. э.), росписи домов художников Помпеи – в основном «фронтальная» перспектива (I в. до н. э. – I в н. э.) и др.
|
Все древние авторы характеризуют перспективные и близкие к ним изображения словами: искусство правильно видеть (perspettiva - от глагола на итальянском языке – perspicere – правильно, хорошо видеть). Введения ряда терминов перспективы относится к эпохе Возрождения: центр проецирования, картинная плоскость, линия горизонта и т. д. В России первое сочинение по теории линейной перспективы появилось в 1834 г. (автор Лавит).
При изучении рисунка интерьера перед педагогом встают следующие задачи:
1) необходимо дать учащимся представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;
2) сформировать представление о линия горизонта, точках схода, законах перспективы.
3) Развивать пространственного мышления у учащихся
3) научить выполнять рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе.
2. Основные этапы работы над рисунком интерьера:
I. Повторение и закрепление основных понятий:
перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.
законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы:
|
- При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.
- Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.
- Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.
Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д., это организация внутреннего пространства.
II. Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.
Последовательность выполнения задания:
- Линейный, контурный рисунок.
- Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.
- Наметить линию горизонта и точку схода на ней.
- Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.
- Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.
- Объёмно – тональный рисунок – используя различную штриховку, передать объём, форму изображаемых предметов средствами светотени.
Рассмотрим данные этапы более подробно.