Задание на взаимодействие




Какие задания включить в рабочую тетрадь, чтобы улучшить у младших школьников личностные и метапредметные результаты

Ольга Хухлаева
д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета

Развивать личностные и метапредметные результаты у учащихся начальной школы – одна из задач педагога-психолога. Чтобы сохранить энергозатраты и зафиксировать результаты своей работы, создайте рабочую тетрадь. Как ее оформить, какие задания в нее включить, расскажем в статье.

 

 

Личностные и метапредметные результаты описаны в федеральных государственных образовательных стандартах. Среди них есть такие, которые трудно сформировать средствами образовательной деятельности и дополнительного образования: например, эмоционально-нравственную отзывчивость (понимание чувств других людей), личностную рефлексию (понимание себя, своих качеств и особенностей), навыки сотрудничества и решения конфликтных ситуаций. Чтобы развивать личностные и метапредметные результаты, используйте на занятиях с учащимися начальных классов рабочие тетради.

Как создать рабочую тетрадь

Возьмите альбом формата А4, чтобы учащимся было удобно работать с тетрадью.

На первой странице тетради нарисуйте гору «Радости знаний». После каждого занятия учащиеся будут приклеивать на нее «кирпичики», двигаясь от подножия горы к вершине. «Кирпичики» подготовьте заранее для всех детей.

На следующих страницах оформите задания. Распределите их на несколько занятий. Посвятите задания одного занятия одной теме. Оформите задания рисунками, если это необходимо.

Форма тетради решает вопросы дисциплины: дети выполняют привычные действия, которые ассоциируются у них с соблюдением правил; их руки заняты, они подчеркивают, рисуют, раскрашивают; при работе ребенок погружается в себя, отвлекаясь от соседей, с которыми в свободное время можно было бы поговорить.

Какие задания включить в рабочую тетрадь

Чтобы разнообразить работу учащихся в рабочей тетради, подготовьте для них 10 видов заданий: задание-вопрос, задание-выбор, интеллектуальные задачи, задание-действие, задание-рисование, задание-запись, сочинение-придумывание, задание на взаимодействие, задание с элементами информации, задание-ситуация.

Задание-вопрос

Задание-вопрос побуждает детей размышлять о себе, своем месте среди других, развивает самоконтроль. Дети зачитывают задание вслух и обсуждают. Вопросы в начале каждого занятия вводят детей в обсуждаемую тему.

Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит “управлять собой”? Зачем это необходимо школьнику?» 1.

Задание-выбор

Рабочую тетрадь показывайте педагогам и родителям, чтобы продемонстрировать свою деятельность и ее результаты

 

 

 

Выполнив это задание, дети смогут задуматься о том, насколько они умеют управлять собой на уроке, – выкрикивают и отвлекаются или слушают учителя. Предложите детям в задании выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор галочкой (соединить линиями или стрелочками). После того как учащиеся выполнят задание, они обосновывают свой выбор. Задание-выбор развивает рефлексию и самостоятельность, повышает самооценку ребенка.

Пример 1: «Поставь галочки на тех картинках, где изображены ученики, которые умеют управлять собой». Дети рассматривают четыре рисунка, на которых нарисован мальчик в разных ситуациях: играет на уроке с машинкой; пишет в тетради; смотрит на учителя и поднимает руку; сидит за партой и кричит: «Я! Я!». Ребенок объясняет свой выбор. Когда ученики выполнят задание-выбор, они смогут задуматься о том, насколько умеют управлять собой на уроке, — выкрикивают и отвлекаются или слушают учителя.

Пример 2: «Каждый человек имеет свой набор главных качеств. Подумай, как проявляют себя на уроке, перемене, прогулке ученики с такими наборами качеств. Затем соедини стрелками с подходящим поведением, если нужно – допиши свое». Задание-выбор во втором примере предназначено для учащихся 3-4-х классов. Оно способствует формированию у них личностной рефлексии.

Активность, инициативность, демонстративность Придумывает игры, помогает другим, стремится отвечать на уроке, хочет выполнить все задания учителя
Активность, инициативность, доброта Хочет, чтобы все его замечали, совершает привлекающие внимание ребят поступки, на уроке стремится ответить лучше всех либо нарушает поведение
Общительность, отзывчивость, открытость Любит слушать других ребят и рассказывать о себе, всегда поможет обиженному или грустному, на уроке не старается ответить первым, может подождать, пока спросят ребят

 

Интеллектуальные задачи

По принципу заданий, которые развивают внимание и мышление, составьте интеллектуальные задачи. После того как дети выполнят задание, сравните их ответы и выберите верные. Когда учащийся решает интеллектуальные задачи, он развивает личностные и метапредметные результаты, логику, творческое мышление, произвольное внимание.

Пример 1: «Найди 5 отличий в картинках». Дети внимательно рассматривают две картинки, на которых изображен корабль в море, и ищут в них отличия.

Пример 2: «Помоги кораблику найти дорогу в порт». Перед учащимися картинка, на которой изображены четыре пункта назначения: кораблик, остров, осьминог, порт. Пункты соединены дорожками, которые перепутались. Задача ребенка – «распутать» дорожку от кораблика к порту.

Задание-действие

По заданию дети выполняют определенные действия.

Пример 1: «Простучи пальцем правой руки столько раз, сколько собачек изображено на картинке». Дети читают задание и минуту думают, как они будут его выполнять. Затем по вашей команде одновременно выполняют необходимое действие. Важно, чтобы дети сумели произвести действие все вместе и не очень громко. Пример показывает, что ученик формирует навыки сотрудничества.

Пример 2: «Прочитай вслух предложение “Ты – ласковый” с правильной интонацией. Кому из ребят в классе ты мог бы это сказать?». Задание во втором примере демонстрирует, что школьники приобретают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Задание-рисование

Дети что-нибудь раскрашивают или рисуют. После выполнения задания покажите несколько работ дошкольников.

Пример 1: «Каких героев книг ты считаешь ласковыми? Раскрась их или нарисуй своих». К заданию нарисованы два сказочных героя: Буратино и Чебурашка. Если ребенок считает их ласковыми, то раскрашивает. Под заданием оставьте место, где ученик может нарисовать своих ласковых сказочных героев. Учащиеся с помощью таких заданий формируют эмоционально-нравственную отзывчивость.

Пример 2: «Доверяешь ли ты своим друзьям? Впускаешь ли в свой внутренний мир? Делишься ли секретами? Представь свой внутренний мир как дворец с различными комнатами: комнатой игр, комнатой желаний, комнатой чувств. Напиши, какие еще комнаты есть в этом дворце. Раскрась те комнаты, в которые ты пригласил бы своих друзей». Ниже нарисован дворец с пятью комнатами: три подписаны и две с пустыми табличками. Задание рассчитано на учащихся 3-4-х классов и развивает у них эмпатию, укрепляет дружеские отношения.

Задание-запись

Задание-запись дает возможность почувствовать ценность собственного мнения, повышает самооценку и развивает мышление. Дети записывают собственные мысли и по желанию зачитывают их.

Пример 1: «А ты умеешь побеждать свой гнев? Как ты это делаешь? Выбери тот способ, который ты применяешь, подчеркни его или допиши свой: стараюсь пошутить и рассмеяться, сдерживаюсь, начинаю заниматься любимым делом». Если дети еще не умеют писать, то они проговаривают ответы устно. Сделайте акцент на том, что каждый может иметь свое мнение по тому или иному вопросу. В ходе работы с такими заданиями дети учатся предотвращать конфликтные ситуации.

Пример 2: «В каждом классе есть один или несколько лидеров – ребят, чье мнение особенно важно для окружающих. Как ты думаешь, кто может быть лидером в классе? Отметь нужное, допиши свое. Лидером может быть: самый умный, самый веселый, самый лучший фантазер, свой вариант. Какие умения необходимы лидеру? Отметь нужное, допиши свое. Лидеру необходимо уметь: командовать, общаться, рассказывать интересные истории, свой вариант». Задание поможет улучшить взаимоотношения в классах, в которых остро стоит проблема борьбы за лидерство.

Сочинение-придумывание

Обучение в школе рассчитано на левополушарных детей, и правополушарные часто начинают считать себя менее успешными. Рисуя и сочиняя, дети с ведущим левым полушарием могут демонстрировать остальным и доказывать себе, что они тоже умеют что-то делать очень хорошо. Дети придумывают ситуации, свои способы действия и рассказывают их другим детям. Сочинения бывают смешными, что дает возможность вместе посмеяться, улучшить коммуникацию в классе.

Пример: «Нарисуй смешной рисунок. Сочини по нему рассказ и расскажи его ребятам». Вы можете не давать детям время на размышление. Начинает тот, кто первым придумает рассказ, остальные подключаются по ходу работы.

Задание на взаимодействие

Первоклассники не всегда удовлетворены взаимоотношениями со сверстниками. Они часто жалуются на других детей своим родителям, а те обращаются к педагогу-психологу с просьбой наладить отношения между ребятами. В этот период необходимы задания на взаимодействие, которые сформируют у детей навыки сотрудничества.

Пример: «Вы с соседом забыли спальные мешки. А тем временем на складе закончились индивидуальные спальники. Вы можете взять один большой на двоих. Выберите для него расцветку, узор и раскрасьте его вместе в твоей тетради и в тетради соседа так, чтобы мешки получились одинаковыми».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: