Рекомендации для родителей.




Коррекционная и развивающая работа с детьми,

Имеющими нарушения или особенности развития

Медлительные дети

Особенности развития

ü Скорость деятельности ниже (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза);

ü Продуктивность работоспособности в два раза ниже;

ü Время включения в работу и переключения на новый вид деятельности почти в два раза длиннее;

ü При форсировании скорости выполнения задания время выполнения увеличивается;

ü Новые навыки формируются значительно дольше;

ü Усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи;

ü Низкая сопротивляемость утомлению.

 

Особенности работы с медлительными детьми

· Привычная структура урока.

· «Без спешки и без подгонки».

· Использование любых средств для концентрации и привлечения внимания (жесты, мимика, карточки и т. п.).

· Использование коротких фраз, спокойной, четкой, размеренной речи.

· Не стоит сразу задавать наводящие вопросы и стремиться помочь, дать время для обдумывания.

· Неэффективность формы работы: «быстрый вопрос - быстрый ответ».

· Использование специальных упражнений со сменой скорости действия.

· Не должно быть на столе отвлекающих предметов.

· Подходящий темперамент учителя - спокойный, флегматичный.

· Важно записывать на доске план урока (если ребенок выключится из процесса, сможет потом по плану сориентироваться, какой этап урока).

 

Элементарные упражнения: стучим медленно - затем быстро, аналогично - бегаем пальцами по столу, шагаем, бегаем, топаем (меняем темп).

 

СДВ с гиперактивностью

Диагноз ставит невропатолог, нейропсихолог, рекомендовано: занятия с психологом, посещение невролога 1-2 раза в год.

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

Особенности развития

ü Быстрая отвлекаемость.

ü Неустойчивая работоспособность.

ü Короткий, но продуктивный период работы без отвлечений.

ü Чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «Синдромы дефицита внимания».

У мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.

Признаки СДВ с гиперактивностью

ü Гиперактивность.

ü Нарушения внимания.

ü Импульсивность.

Проявления гиперактивности

- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

- Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;

- Обычно не может тихо, спокойно играть.

- Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

- Часто отклоняются на стуле назад (т.о. напрягают внимание, можно не запрещать).

- Болтливость.

Проявления дефицита внимания

- часто неспособен удерживать внимание на деталях;

- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий;

- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

- оказывается не в состоянии придерживаться инструкций;

- часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности;

- часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

- обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;

- часто теряет вещи;

- легко отвлекается на посторонние стимулы;

- часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

- часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Проявления импульсивности

- нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

- неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

- часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

- могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

Особенности работы с гиперактивными детьми

· Отсутствие отвлекающих предметов.

· Речь должна быть спокойной, четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной.

· Использование системы жестов, мимики, других средств для привлечения внимания (дотронуться до плеч, погладить по голове,...).

· Обязателен зрительный контакт, работа «глаза в глаза».

· Использование четких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай».

· Необходимость деления большого задания на части, с пошаговой инструкцией.

· Подбадривание по ходу выполнения задания.

· В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик, агрессивность) не делать грубых замечаний, резких движений. Лучше отвлечь, умыть прохладной водой (или обрызнуть водой) - вывести из ступора, приласкать.

· Сажать за 1 парты или в проходе, не в конце класса!).

· Не сажать гиперактивных детей друг с другом.

· Привлекать к помощи (намочить тряпку, дать линейку, подойти к учителю, отправить за конторку, на спец. коврик,...).

· Опираться на положительные качества ребенка.

· Разговаривать с ребенком подчеркнуто спокойно, без раздражения. Не рекомендуются фразы: "Я устала от тебя", "У меня нет больше сил тебя терпеть".

· Не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или по вине взрослого (н., если рядом с ним что-то поставили, он уронит).

· Гиперактивных детей важно научить читать до школы (обучение чтению должно опережать обучение письму), иначе будет много дисграфических ошибок.

 

Рекомендации для родителей.

1. Изменения в поведении взрослого.

- Твердость и последовательность в воспитании. Единство требований всех членов семьи.

- Не навязывать жестких требований. Лучше объяснять, почему....

- Давать возможность выбора.

- Реагировать на неадекватное поведение неожиданным способом (пошутить, засмеяться, начать хлопать в ладоши, учитель может сказать: "Какая у тебя красивая прическа! Кто тебя так подстриг? или заплел?).

- Не настаивать, чтобы извинился за проступок в присутствии других.

- Выслушивать.

 

2. Изменение микроклимата в семье.

- Совместный досуг.

- Достаточное внимание в течение дня.

- Противопоказана ГПД!!! (повышается возбудимость, нет дневного сна).

- Избегать ссор в его присутствии (ребенок перевозбуждается).

 

3. Организация режима дня.

- Сон 8-10 часов, ложиться не позднее 22.00.

- При выполнении д.з. не должно быть отвлекающих моментов, в том числе посторонних людей. На столе и в рюкзаке ничего лишнего.

- Сочетать выполнение д.з. с повторением изученного на уроке.

- Просматривать тему следующего урока.

- Ни в коем случае не выполнять задания за детей.

 

4. Специальная поведенческая программа.

- Не наказывать физически (наказывать ограничением любимых видов деятельности).

- Чаще хвалить.

- Не разрешать откладывать занятие на другое время.

- Делать в работе короткие перерывы.

- Не давать одновременно несколько заданий.

- Привлекать к выполнению домашних обязанностей.

 

ММД (часто передается по наследству)

Признаки

- поздно начинает ползать, ходить, говорить;

- плохо спит по ночам, вздрагивает, разговаривает, кричит, ходит;

- часты вирусные инфекции;

- вальгусная постановка стоп (косолапят);

- с трудом выполняет физические упражнения (нарушение координации движений);

- страдает энурезом;

- постоянно куда-то торопится;

- характерны такие проявления, как сосание пальцев, накручивание волос на палец, тики

Рекомендации

- Твердый режим дня.

- Особые продукты питания (содержащие кальций, магний, калий).

- Ограничить контакты с другими людьми (1-1,5 часа, не более).

- Поощрять сразу после действия.

- Использовать систему вознаграждений (н., договариваемся о следовании инструкции, даем жетоны, потом обмениваем на что-то любимое).

- Обязательны физминутки!

- Наблюдение у невропатолога.

 

Этим детям достаточно легко помочь в 1-2 классах, позднее - очень сложно.

Леворукий ребенок

 

Особенности леворуких детей

· Повышенная эмоциональность и впечатлительность;

· Высокий уровень тревожности в сочетании с возбудимостью;

· Неуверенность в себе;

· Ориентация на общение;

· Трудности при адаптации;

· Лучшее опознание словесных стимулов, чем схем, моделей, графиков, таблиц, условных обозначений;

· Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти;

· Нарушение пространственного восприятия.

 

Невротическая симптоматика у переученных леворуких детей

ü нарушение сна; аппетита;

ü головные боли (боли в животе);

ü страхи;

ü энурез;

ü заикание;

ü тики, навязчивые движения;

ü повышенная возбудимость, раздражительность;

ü укачивание в транспорте;

ü повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;

ü длительное беспокойство, неусидчивость;

ü вялость, заторможенность.

 

Переучивать леворуких нельзя!

Переученного левшу назад тоже переучивать нельзя!

 

Диагностика леворукости

-9-20 – леворукость

-8+8 – амбидекстрия (обоерукость) – действует и левой и правой руками

+9+20 – праворукость

 

Комплекс гигиенических требований

1. Соответствующая мебель.

2. Свет падает справа.

3. Посадка: слева от соседа или 2 леворуких за одной партой.

4. Специальные инструменты: ножницы, карандаши, ручки.

5. Правильное расположение за рабочим местом.

Способы обучения письму

1. Рука на строке

2. Рука над строкой

3. Рука под строкой

 

Заикающиеся дети

Рекомендации

- Обязательно спрашивать устно, чтобы ребенок учился управлять заиканием.

- Полезна шепотная речь, запись ответа на диктофон.

- Советовать ребенку сделать вдох, а на выдохе говорить.

- Не спрашивать такого ребенка при быстром темпе работы.

- Не ругать ребенка за дополнительные движения и слова.

- Не ругать за неправильную речь. Не торопить с ответом.

- Не заставлять выступать перед публикой.

- Использовать ритмичную речь: стихи, частушки, песни.

- Соблюдать строгий режим дня. Обязателен дневной сон.

- Не рекомендуется ГПД.

- Не рекомендуются очень яркие эмоции часто (как положительные, так и отрицательные).

- Рекомендованы: плавание, хореография, пение, ушу.

- Не рекомендованы: футбол, бег, бокс, каратэ (сбивается дыхание).

- Перед сном рекомендованы спокойные виды деятельности; исключить просмотр телевизора, игры на компьютере.

- Полезны расслабляющие ванны.

- Нельзя готовить ребенка к предстоящим событиям, чтобы он заранее не волновался.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: