Мистический империализм.




В первобытном сообществе начинается эволюция социальных отношений и построение государства. Основной причиной этого процесса, конечно, было внедрение более эффективных способов хозяйствования, и в первую очередь появление скотоводства и земледелия. Конечно, такие формы хозяйствования тоже равновесны и могут рассматриваться как прогрессивные формы симбиотических отношений между человеком и природой. Но такая деятельность в ряде случаев давала обществу больше продукции, чем ему было на самом деле необходимо. Человек стал менее зависимым от внешнего поля, принцип соответствия и постоянного вовлечения, поддерживающий гармонию сознания в первобытном обществе, постепенно перестал работать. Появление излишков производства вызывает активизацию процессов социализации общества, расслоение, формирование социальной иерархии. Усиливаются противоречия, которые отражаются, прежде всего, в сознании человека, человек уже не имеет того простого счастья - жить в гармонии с окружающей средой. Вместо этого он получает призрачную социальную мотивацию, плен амбиций и желаний. Усиливается эмоциональная активность, слабеет воля. Так начинается эволюция самосознания, постоянный поиск своей природы, своего «потерянного рая».

В такой ситуации многократно усиливается религиозная активность, причем религия выступает и как компенсирующий механизм восстановления утраченного равновесия, и как еще один фактор социализации, причем самый мощный.

Особенностью древнего общества было остатки самосознания, свойственные равновесной культуре охотников. Отсутствие стремления к накоплению материальных ценностей вкупе с потерянным духовным равновесием в результате социализации приводит к высокой степени жертвенности и готовности к самоотдаче. Это является почвой, на которой формируются могущественные древние культы, где ценность знания превыше материальных ценностей, имеет исключительно духовный религиозный характер, социальное расслоение оказывается очень сильным.

Люди готовы отдать для поддержания культа все, что у него есть, и даже самое ценное - свою жизнь и жизнь своих детей, впрочем, власть жрецов не применит этим воспользоваться, кровавые человеческие жертвоприношения в моде того времени. Значение их двоякое, с одной стороны мистическое и ритуальное, связанное с эволюцией сознания того времени. Люди видели, что такое смерть, как она близка, и это являлось мощным фактором развития самосознания. Другой аспект кровавых церемоний - подчеркнутая мотивировка на отдачу, имеющая сильное социальное значение.

Пожалуй, никогда больше человеческая история не знала подобных примеров самоотдачи, стройки коммунизма - это ничто по сравнению с сооружением древних храмов. Культовое строительство приобретает невиданный размах, например, майя не только построили много храмов и пирамид, но и постоянно их перестраивали, сносили старые и возводили на их месте новые. Понять необходимость такого монументального строительства для нас очень трудно. Не будем забывать об очень важной черте психологии древних людей - неделании, описанной мистическим антропологом Карлосом Кастанедой. В пирамиде нет практического смысла, какой мы привыкли видеть. У нее нет заказчика, и вряд ли ее строитель получают зарплату. Ценность пирамиды в ней самой, а для ее строителя - в самоотдаче и не преследовании материальных выгод. Пирамида - это вера, воплощенная в камне, беспрецедентный духовный поиск, намерение соответствовать, гигантский космознак, отражающий энергоинформационные веяния эпохи.

Мирча Элиаде не зря называл древние культуры Центральной Америки мистическим империализмом. Действительно, мистика, магия жрецов выходит на первое место, развитие экономической, социальной и политической сфер не происходит. Эволюционно могущественные древние культы появились из обычной деревенской магии, которая характерна для большинства колыбельных цивилизаций. Это и тотемные культы, и Сантерия, и Вуду. Смысл активации в задействовании внешней энергетики, соответствующей низшему уровню самосознания человека, дальнейшее с ней взаимодействие. Это грубые энергии, однако, подобные контакты происходят у человека очень легко, и, пример тому, огромное количество современных городских магов, некоторые из которых не являются шарлатанами. Подобные энергоинформационные контакты крайне негативны для самосознания человека, последствия зачастую необратимы, но для достижения известных человеческих целей они вполне подходят.

Приспособление внешней энергии под решение практических задач в социальной сфере, как-то: захват лидерства, накопление или захват материальных ценностей, устранение противника, завоевание противоположного пола, - это и есть черная магия. Именно здесь находится ядро информационного антиполя, искусственной системы, противостоящей внешнему энергоинформационному полю. Подобные грубые энергии нижних уровней управляют нами и сейчас.

Когда древний человек отказался от соответствия внешней равновесной среде в пользу своих грубых энергий, тем самым, остановив естественный рост самосознания, именно тогда появилось антиполе. Но такой путь развития абсолютно закономерен. Без появления и эволюции такого противоречивого существа как человек дальнейшая эволюция энергоинформационного поля была бы просто невозможна. Грубые энергии бросают высоко духовного и волевого человека во власть эмоций, где доминирующими становятся не радость и счастье, а жадность, зависть, гнев, страх, именно они являются движущими механизмами социальной эволюции или эволюции антиполя.

Мистический империализм древних не является исключением, здесь все эти закономерности проявились очень четко. Могущественные жреческие культы буквально выросли из магических ритуалов, просто уровень энергоинформационного обмена увеличился многократно. Тотемные духи индейцев никуда не ушли, просто они выросли до могущественных богов древнего пантеона. Такое могло произойти в результате успешного энергоинформационного контакта лидера с тотемным духом; подобный контакт мог привести к усилению его знаний, позиций всего племени и завоеванию соседних племен. Фигура лидера в дальнейшем обожествляется, от него идет династия жрецов, поддерживающих энергоинформационный контакт, мотивирующих социум на самоотдачу, которая выражается в жертвоприношениях и в храмовом строительстве. Роль антиполя в таком обществе незначительна, здесь происходит постоянный контакт с внешним энергоинформационным полем, вот только уровень самосознания, соответствующий подобным контактам, крайне низкий.

Движущие развитием вспышки озарения нуждаются в фиксации, так появляются все области человеческого знания, в первую очередь религия, принимающая форму обрядов и церемоний, которые оказываются, не всегда эффективны для решения практических задач общества.

Что же первично в этой гонке: воля человека или эта внешняя директива развития? Этот вопрос очень сложный и не имеет однозначного ответа. Во-первых, у человека всегда был выбор жизненного пути, поэтому, скорее всего, он сам сделал выбор в пользу грубых энергий, отказываясь от поддержания равновесия. Такой выбор в определенный момент мог быть востребован и поддержан большинство. С этой точки зрения человек сам создал всех своих демиургов и богов и наделил их частицей собственного сознания. С другой стороны равновесное существование подразумевает полноту осознания, вершину индивидуального развития, и это законченный этап эволюции человека; следующим этапом становится социальная эволюция, которую в общих чертах можно представить как развитие межличностных связей. С этой точки зрения социальный раскол, появление противоречий, выход из равновесия оказывается прогрессивным этапом развития.

Закат древних культов.

Общественное самосознание, как и коллективное бессознательное, является теперь объектом эволюции, которое в первую очередь отражается в религиозных представлениях. Изменения происходят вслед за идентичными изменениями в энергоинформационном поле. Новые идеи накапливаются, витают в воздухе, ждут своего часа, далее следует вспышка озарения, иррациональные явления, и появляется новая форма самосознания, объединяющая все остальные. Социальная эволюция началась с низкого уровня самосознания, грубых энергий низших уровней, но за тысячелетия человеческой истории мы не так уж сильно изменились; мотивы социального развития остаются теми же, что и раньше. На этом фоне появляются и исчезают культуры и религии, философия и искусство; самосознание общества, конечно, растет, но социальные противоречия остаются и даже усиливаются.

Вернемся к древним государствам. Древние ритуалы, представляющие собой зафиксированные энергоинформационные контакты, не бесконечны, как и ресурсы общества, работающего на культ с невероятной самоотдачей. Например, в империи ацтеков попросту не хватило человеческих жертв, и эта необходимость стала причиной войн. Новое время требовало от социума интеграции его членов, подобная эволюция не могла обойтись без появления новой веры, которая была бы доступна всем членам общества. Другими словами более прогрессивному обществу нужны новые объединяющие идеи. Старое общество разделяют не только социальные противоречия, но и сам политеизм, конкуренция жреческих кланов. Наиболее мудрые из древних правителей понимали причину ослабления своих государств. Но просто реформа жреческой власти без новой идеи эту проблему решить, конечно, не смогла.

Примером является неудачная попытка фараона Эхнатона объединить жреческие культы и создать культ одного божества - Атона. Как показала история, такой искусственный синтез ни к чему не привел. Для нас это является свидетельством того, что человек, а тем более власть, сама по себе не способна создать божество, соответствующее своим же требованиям. Религия может развиваться только с появлением новых идей, приходящих в виде озарения. Поэтому, как бы ни хотелось современным религиоведам рассматривать религию как движущую силу социальной эволюции, это не может быть верным в полной мере.

Религия - это в первую очередь духовный поиск, вспышки озарения, энергоинформационные контакты и появление новой информации, она всегда изначально иррациональна и асоциальна, поскольку призвана уничтожить устоявшиеся социальные порядки. Адекватность новой религии изменениям, происходящим в обществе, лишь подчеркивает закономерность социальной эволюции. Получение новой информации, появление новой веры, нового Бога сопровождается в первую очередь изменением самого человека, появлением новой энергоинформационной моды, и это новый уровень самосознания общества и его коллективного подсознания.

К сожалению, не все восприимчивы к новой моде, и процессы перехода к новому обществу протекают катастрофически. Новое общество обычно оказывается более сплоченным, более алертным, поэтому в столкновении оно выигрывает, причем чаще всего за счет чуда или случая. Это говорит об адекватности нового общества изменениям в энергоинформационном поле, просыпается дремлющая в человеке иррациональная часть сознания, сама делающая его Богом. Все эти закономерности в полной мере проявились при переходе общества от политеизма к монотеизму, когда вспыхнула новая звезда человеческого осознания - единый Бог, всеобъемлющий и неописуемый, способный творить любые чудеса и доступный всем страждущим.

Земля обетованная.

Появление религии пророка, связанной с деятельностью лидера, свидетельствует о новом витке развития общества. Одним из самых первых пророков стал Зороастр, реформатор древнего маздеизма и основатель зороастризма. Зороастризм стал одной из первых монотеистических и дуалистических концепций. Верховное божество Ахура-Мазда выделилось из пантеона древних богов маздеизма. В противоположность ему таким же образом появился и бог зла - Ангро-Майнью. Дуалистическая концепция, противопоставляющая силы добра и зла, царства света и тьмы наиболее четко проявилась именно в зороастризме, между тем такая позиция не была свойственна ни первобытным верованиям, ни древним культам, ни развитым религиям Востока, где Зло рассматривается как естественный элемент мироздания, не отделимый от Добра. Например, боги смерти и разрушения - Шива у индусов, Тескатлипока у майя и ацтеков, почитаются ни чуть не меньше, чем Вишну или Кетцалькоатль

Само появление дуалистического мировосприятия говорит нам о закате эпохи равновесного самосознания древних и начале нового этапа человеческого развития, связанного с решением противоречий как внутренних, так и внешних. Безусловно, дуализм как религиозная концепция появился в результате противостояния новой монотеистической концепции и архаической политеистической. Идея интеграции людей под знаменем светлых сил на борьбу со злом оказалась очень живучей в человеческом сознании и присутствует до сих пор.

Исход евреев из египетского рабства - примечательная история, показывающая взаимодействие архаичной политеистической культуры и новой религии пророка Моисея. Столкновение двух типов сознания - древнего равновесного сознания египтян и революционного дуалистического сознания иудеев, древнего ритуализированного знания жрецов и аскетического духовного поиска Моисея. Подобная интеграция человеческого общества при помощи религиозной идеи в те времена была прогрессивным способом человеческих взаимоотношений. Для такого общества свойственно создание единой энергоинформационной структуры - эгрегора. Старое общество, поддерживающееся за счет мотивации социума на энергоинформационный обмен и жертвенную самоотдачу, а также за счет силовых воздействий, оказалось не конкурентно способным. Но за сплоченность своих рядов человечество заплатило высокую цену, мы утеряли равновесное самосознание. Приняв дуалистическое мировосприятие, человек бросает вызов окружающей среде, именно теперь информационное антиполе набирает силу, и человек навсегда покидает свою землю обетованную.

На этом примере хорошо просматриваются предпосылки дуализма - противостояние еврейского и египетского народов. Равновесное самосознание, а вернее то, что от него осталось у древних египтян, подразумевает полноценное взаимодействие со специфическими для его народа энергоинформационными потоками. В свою очередь эгрегорное самосознание дает предпосылки для внутрисистемной конкурентной борьбы социальных групп. Однако это неизбежная плата за глобальную эволюцию сознания человечества. Надо сказать, что этот период конкуренции и противостояния социальных групп продолжается до сих пор.

Евреи в лице своего лидера - Моисея, смогли найти новую живую идею для объединения - всемогущего бога Яхве, и этому открытию предшествовал аскетический поиск Моисея. Это еще одно нововведение, теперь для развития человеческого общества требуется аскетический поиск новой идеи, а идея эта оказывается революционной и проверяется на прочность в ходе столкновения с ортодоксальной частью общества.

Появление Яхве ознаменовалось великими чудесами, что еще раз косвенно подтверждает большую значимость этого события, актуальность которого не исчерпана до сих пор. Современная цивилизация, ее самосознание и мировосприятие зиждется на пророческой деятельности Моисея. На страницах этой книги мы не будем ставить под сомнение чудеса, описанные в Ветхом Завете. Мы имеем несколько веских причин доверять любым источникам такого рода.

Во-первых, в каждой сказке есть только доля сказки. Любое преувеличение, приукрашивание событий даже самое невероятное отражает какое-то реальное событие. Во-вторых, человек не может ничего придумать сам по себе, особенно если придуманная идея оказывает мощное действие. Такая идея, даже если она придумана, является адекватной внешнему полю и общей линии развития. Поэтому любой миф отражает реальные энергоинформационные взаимодействия. В-третьих, повторяемость мифических событий у разных народов, чьи контакты между собой затруднены, говорит о закономерных тенденциях развития. В-четвертых, ложь имеет конъюнктурный характер и не выдерживает проверки временем.

В любом случае исход евреев, описанный в Ветхом Завете, является событием из области иррационального, то, что мы привыкли называть случаем или чудом. История человечества, пожалуй, больше не имеет примеров такого внешнего вмешательства в эволюцию самосознания. Столь мощное воздействие на долгие годы, вплоть до наших дней, определило новый тип взаимоотношений человека с внешним полем - эгрегорный. Этот путь не мыслим без внутренней борьбы. Он напрямую связан с физическим выживанием, конкуренцией и соперничеством. Именно самосознание придает этой борьбе смысл, тогда жестокие и суровые обстоятельства внутрисистемной борьбы за выживание дают человеку мощный стимул к развитию. Однако лишь немногие находят в битве за жизнь истинный смысл, большинство же не воспринимает его, и их существование превращается в фон для эволюции избранных.

Иудаизм стал следующим этапом эволюции самосознания, но уже в самом своем начале эта религия имела ряд архаичных черт. Это и ярко выраженная социально-политическая мотивация, и нетерпимость к другим верованиям, и сильно выраженная национальная идентификация. Евреи считают свой народ избранным Богом. Эта вера поддерживается еще одним архаичным обрядом - инициацией при помощи обрезания.

Потеря равновесного самосознания - настоящая катастрофа, человек оказывается ввергнутым в пучину неведения. Именно это и является основной причиной появления эгрегора - искусственного энергоинформационного поля, имеющего защитные и объединяющие функции. Потеря адекватности естественному полю и неспособность выживать в этих условиях - причина появления правил игры - заповедей и законов. Сохраняется и мотивация социума на самоотдачу - храмовое строительство и жертвоприношение. На определенных этапах развития такого общества актуальность созданного эгрегора ослабевает, это выражается в законничестве и пустом обрядоверии, такое общество перестает развиваться и стремиться к катастрофе. Иудаизм - одна из наиболее противоречивых религий, формировался с ярко выраженной политической мотивацией - захват земель на Ближнем Востоке и образование Иудеи.

В дальнейшем эта социально-политическая формация становится противодействующей средой развития более прогрессивного христианства, основы которого, конечно, лежат еще в Ветхом Завете. Не смотря на бурное развитие христианства, иудаизм до сих пор сохранил свою национальную идентификацию, систему верований. Вместе с евреями эта религия распространилась по всему свету, но особого успеха между тем нигде не имела, скорее всего, по причине идеи богоизбранности иудеев. Этот архаизм и отказ социальной общности евреев от развития, законничество и обрядоверие послужили причиной противодействия со стороны других народов - антисемитизма. Здесь же причина всех бед еврейского народа, геноцида Второй Мировой и современного арабо-израильского противостояния. Все это неизбежная плата за рост самосознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: