МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Учебно-методические указания

По выполнению курсовой работы по дисциплине «гигиена животных»

студентами факультета ветеринарной медицины (очной формы обучения), по специальности 36.05.01 – Ветеринария.

 

 

Санкт-Петербург

УДК: 614.9; 619(038)

 

 

Учебно-методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «гигиена животных» для студентов факультета ветеринарной медицины (очной, заочной, вечерней форм обучения), по специальности 36.05.01 – Ветеринария. – СПб, Издательство ФГБОУ ВО «СПбГАВМ», 2016 г. – 11с.

 

Учебно-методические указания по выполнению курсовой работы студентов по курсу «гигиена животных» разработана с учётом действующих программ для студентов факультета ветеринарной медицины (очной, заочной и вечерней форм обучения).

Основной целью учебно-методических указаний является оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной курсовой работы по дисциплине «гигиена животных».

 

 

Составители: Кузнецов А.Ф. - профессор, доктор ветеринарных наук, заслуженный деятель наук РФ; Нечаев А.Ю. – доктор ветеринарных наук, доцент, зав. каф. ветеринарной гигиены и санитарии; Белопольский А.Е. – доктор ветеринарных наук, доцент; Сафронов Е.Н. - доцент, кандидат ветеринарных наук

 

Рецензент: Уколов П.И. зав. каф. ветеринарной генетики и животноводства, доцент.

 

 

Учебно-методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методического совета ФГБОУ ВО «СПбГАВМ», протокол № 2 от «2 » февраля 2016 г.

 

Учебно-методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «гигиена животных», прежнее название «зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов» разработана с учётом действующих программ ФГОС ВО для студентов факультета ветеринарной медицины (очной, заочной и вечерней форм обучения).

Практика показала, что наиболее целесообразной формой выполнения курсовой работы является разработка оптимальных условий содержания животных при проектировании, строительстве и эксплуатации животноводческого помещения. Студент заводит папку или рабочую тетрадь (носители могут быть электронные или бумажные - скоросшиватели), в которую собирается материал для курсовой работы. Студент, получив индивидуальное задание (Приложение №1) должен обосновать и разработать оптимальные условия содержания животных (это теоретическая часть) и произвести соответствующие расчеты (это расчетная часть) и нарисовать схемы, как это требует план (это графическая часть). Эту работу студент выполняет самостоятельно на отдельных листах (файлах), которые являются как бы черновиком для последующего оформления курсовой работы. По мере изучения дисциплины в эти файлы вносится дополнительный материал. Страницы в файлах, если это бумажный вариант, проставляются карандашом. По мере прохождения курса дисциплины студент готовит чистый вариант курсовой работы и сдает преподавателю для проверки. Таким образом, студент закрепляет и систематизирует знания по предмету, а также находит их практическое применение при решении конкретных задач производственного характера. Выполнение курсовой работы способствует выработке у студентов профессионального мышления и критического отношения к ряду вопросов своей специальности и в, конечном итоге формированию ветеринарного врача.

Курсовую работу студент выполняет в соответствии с предлагаемым планом (Приложение №2). Титульный лист курсовой работы оформляет в соответствии с образцом (Приложение №4). Рекомендуемый список литературы представлен в приложении №5. Условные обозначения представлены в приложении №6.

Общий объем курсовой работы должен быть в пределах 40—50 листов (А-4), шрифт – Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервал, поля – справа – 1,0, слева – 3,0, снизу и сверху -2,0.

Вопросы, которые должны быть отражены в курсовой работе, лучше готовить на отдельных файлах:

Файл №1 – в плане это пункт 1. «Введение». Необходимо осветить следующие вопросы: актуальность выбранной темы; биологические особенности животных; виды продукции, получаемой от этих животных; продуктивность этих животных в РФ, в регионе (эти материалы имеются в интернете);

Файл №2 – в плане это пункт 2. «Задание на проектирование (приложение №3)». Этот пункт заполняется и оформляется в соответствии с заданием (см. приложение №1) и материал из интернета.

Файл №3 – вплане это пункт 3. – ветеринарно – гигиеническое обоснование требуемых параметров микроклимата. Вопросы: что такое микроклимат; факторы, влияющие на формирование микроклимата и способы его оптимизации; правила замера параметров микроклимата в помещении.

Файл №4 – в плане это подпункт 3.1. –температурный режим. Вопросы: что такое температура воздуха; нормативные и расчетные показатели температуры воздуха для животных (по заданию курсовой работы); терморегуляция в организме животных, способы получения и потери тепла, влияние высоких и низких температур воздуха на организм животных; что такое гипертермия и гипотермия; способы оптимизации температурного режима воздуха в помещении. Приборы и правила замеров температуры воздуха в помещениях для животных.

Файл №5 – вплане это пункт 3.2. - влажностный режим. Вопросы: гигрометрические показатели воздуха; нормативные и расчетные показатели влажности воздуха в помещении для животных; влияние высокой, низкой влажности воздуха на организм животных; способы оптимизации влажностного режима в помещениях, приборы и правила измерения влажности воздуха в помещениях.

Файл №6 – вплане это пункт3.3. – подвижность и охлаждающая способность воздуха, роза ветров. Вопросы: гигиеническое и физиологическое обоснование подвижности и охлаждающей способности воздуха для данной группы животных и их нормативы;способы обеспечения оптимальной подвижности и охлаждающей способности воздуха в помещении; приборы для измерения подвижности и охлаждающей способности воздуха; роза ветров и её зоогигиеническое значение.

Файл №7 – вплане это пункт 3.4. - естественная и искусственная освещённость. Вопросы: влияние светового климата на организм животных; произвести расчёты количества окон, их размеров, исходя из нормативов СК; а также количество и мощность электроламп, исходя из существующих нормативов. Нарисуйте схему расположения окон и электроламп. Источники и режимы УФ - облучения при содержании животных и обоснование их применения. Источники и режимы ИК - облучения при содержании животных и обоснование их применения).

Файл №8 – вплане это пункт 3.5. –вредно действующие газы –CO2, NH3,H2S.

Вопросы: источники образования этих газов; гигиено-физиологические нормативы этих газов; механизмы действия вредно действующих газов; способы снижения концентрации указанных газов в помещении; методы и приборы для измерения концентрации газов в воздухе.

Файл №9 – вплане это пункт 3.6. – пылевая и микробная загрязнённость. Вопросы: гигиено-физиологическое и санитарное обоснование пылевой и микробной загрязнённости для данной группы животных и их нормативы; способы снижения пылевой и микробной загрязнённости в помещении для данной группы животных; приборы и методы для определения пылевой и бактериальной загрязнённости воздуха.

Файл №10 – вплане это пункт 3.7. - аэроионизация, шум и звукоизоляция.

Вопросы: гигиено-физиологическое обоснование влияния аэроионов и шумов на организм данной группы животных; рекомендуемые концентрации лёгких отрицательных ионов воздухе помещений и оптимальный режим ионизации для данной группы животных; приборы для измерения концентрации аэроионов в воздухе помещений; способы обеспечения оптимального уровня шума в помещении и их нормативы; приборы для измерения величины уровня шума;

звукоизоляция помещений.

Файл №11 – вплане это пункт 4. - ветеринарно-гигиенические и ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве и эксплуатации помещения для животных.

- подпункт 4.1. Выбор участка под строительство помещения. Вопросы: требования к участку; площадь участка;

- подпункт 4.2. Генеральный план и основные требования к нему. Вопросы: нарисуйте схему генерального плана; укажите розу ветров.

- подпункт 4.3. Санитарно-защитные зоны, ветеринарно-санитарные разрывы и благоустройство территории фермы. Вопросы: их назначение; их удаленность; наличие прогонов, твердых покрытий; озеленение.

- подпункт 4.4. Внутреннее оборудование помещения Вопросы: нарисовать схему помещения и размещения животных; внутреннее оборудования в нём и пояснения к схеме с условными обозначениями.

- подпункт 4.5. Системы и способы содержания животных Вопросы: дать сравнительную характеристику систем и способов содержания животных и выбрать самостоятельно предпочтительную систему и способ.

Файл №12 – в плане это подпункт 4.6. - устройство вентиляции. Обоснование и расчёт объема воздухообмена по влажности воздуха. Приложить схему расположения вытяжных шахт и приточных каналов. Рассчитать уровень часового воздухообмена по влажности воздуха (за ноябрь и январь), определите кратность воздухообмена, определить общую площадь вытяжных труб (шахт), определите количество и сечения вытяжных труб (шахт), определить общую площадь, количество и размеры приточных каналов.

Файл №13 – в плане это подпункт 4.7. - обоснование и расчёт теплового баланса не отапливаемого помещения.

Файл №14 – в плане это подпункт 4.8. - ветеринарно-санитарные требования к подстилке, уборке, хранению, обеззараживанию и утилизации навоза. Произвести расчеты: потребности в подстилке за сутки, неделю, месяц, год; расчет выхода навоза за сутки, неделю, месяц, год;

устройство навозохранилища (расчёт и схема).

Файл №15 – в плане это пункт 5. - наличие ветеринарно-санитарных объектов. Вопросы: наличие ветеринарно-санитарного пропускника, дезбарьеров, дезковриков, изоляторов и других объектов ветеринарно-санитарного назначения.

Файл №16 – в плане это пункт 6. - ветеринарно-санитарные требования к качеству воды, гигиена поения, поилки.(Указать - систему водоснабжения; - виды поилок; произвести расчёты потребности в воде за сутки, неделю, месяц, год.

Файл №17 - в плане это пункт 7. - потребность животных в кормах (суточная, на месяц, стойловый период и пастбищный периоды, год), режимы и правила кормления.

Файл №18 – в плане это пункт 8. - общие зоогигиенические и ветеринарно-санитарные мероприятия.

Файл №19 – в плане это пункт 9. - обеспечение охраны природы при эксплуатации фермы.

Файл №20 - в плане это пункт 10. - ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Студент дает общую оценку общего проекта по обеспечению состояния микроклимата в помещении, особенностям строительных материалов, работе систем жизнеобеспечения (водоснабжения, кормления, вентиляции, тепловому балансу, навозоудалению) и т.д.

 

 

Приложение №1

 

Индивидуальное учебное задание:

 

1. Номер задания:

2. Исходные данные:

 

3. Площадь помещения (м2):

 

 

4. Кубатура помещения (м3):

5. Площадь остекления (м2):

 

Приложение №2

 

Предлагаемый план

курсовой работы

 

1. Введение

2. Задание на проектирование (реконструкцию) помещения фермы, утверждённое преподавателем

3. Ветеринарно-гигиеническое обоснование требуемых параметров микроклимата:

3.1. температурный режим

3.2. влажностный режим

3.3. подвижность и охлаждающая способность воздуха, роза ветров

3.4. обоснование естественной и искусственной освещённости. Расчёт светового коэффициента, количество и расположение оконных проёмов, электроламп (схема). Источники и режимы УФ- и ИК-облучения.

3.5. вреднодействующие газы

3.6. пылевая и микробная загрязнённость

3.7. аэроионизация, шум и звукоизоляция

4. Зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве и эксплуатации помещения для животных.

4.1. Выбор участка для строительства фермы

4.2. Генеральный план и основные требования к нему (схема)

4.3. Ветеринарно-санитарные разрывы и благоустройство территории фермы

4.4. Внутреннее оборудование помещения (схема помещения и размещения

животных, оборудования в нём и пояснения к схеме с условными

обозначениями)

4.5. Системы и способы содержания животных

4.6. Устройство вентиляции. Обоснование и расчёт объёма воздухообмена по

влажности воздуха (диоксиду углерода), схема расположения и расчёт

размеров и количества вытяжных труб и приточных каналов

4.7. Обоснование и расчёт теплового баланса не отапливаемого помещения

4.8. Ветеринарно-санитарные требования к подстилке уборке, хранению,

обеззараживанию и утилизации навоза (за сутки, период содержания, год).

Устройство навозохранилища (расчёт и схема).

5. Наличие ветеринарно-санитарных объектов

6. Ветеринарно-санитарные требования к качеству воды (СанПиН), гигиена поения. Расчёты потребности в воде.

7. Потребность животных в кормах (суточная, на месяц, стойловый период и пастбищный периоды, год) Режимы и правила кормления.

8. Общие зоогигиенические и ветеринарно-санитарные мероприятия

9. Обеспечение охраны природы при эксплуатации фермы

10. Заключение

11. Список использованной литературы

 

 

Приложение №3

 

Утверждаю: (Ф.И.О., преподавателя)    

 

 


Задание

на проектирование (реконструкцию)_______________________________________________

(наименование объекта)

в хозяйстве______________________________________________________________________

(название хозяйства, район, область)

его направление и специализация______________________________________________

Режим работы хозяйства__________________________________________________________

(круглогодовой, сезонный и т.д.)

Характеристика производства______________________________________________________

(наименование продукции, мощность)

Состав поголовья, возраст животных, породность и продуктивность______________________

Способ содержания животных_________________________________

Краткая характеристика природных условий района (климат, почва, рельеф, водоисточник, сейсмичность, радиационный фон, направление господствующих ветров и др.)___________

Месторасположение фермы (расстояние от других ферм, населённого пункта, дороги, ветеринарных построек, пастбищ и др.)__________________________________________

Характеристика участка фермы (площадь, почва, рельеф, уровень грунтовых вод, наличие геопатогенной зоны и др.)______________________________________________________

Организация пастбищного, пастбищно-лагерного или стойлово-лагерного содержания животных__________________________________________________________________

Размер санитарно-защитной зоны хозяйства, фермы____________________________

Размер помещения____________________________________________

(площадь, кубатура)

Строительный материал для ограждающих конструкций помещения________________________________________________________________

(пол, стены, потолок и т.д.)

Размер и площадь стойла (станка, бокса, клетки и др.)______________________

Фронт кормления, типы и размеры кормушек_________________________________
Потребность в кормах________________________________________________
(на сутки, месяц, год)

Ориентировочная водопотребность (м3/сут)_________________________________________

Система вентиляции ____________________________________________________________
(естественная, принудительная с механическим побуждением, комбинированная)

Обогрев_________________________________________________________________________

(общий, локальный, ИК-облучение)

Искусственное ультрафиолетовое облучение________________________________________

Аэроионизация_______________________________________________________________

 

Система удаления навоза__________________________________________________
(вручную, мобильная, стационарная, гидросмыв, канализация и др.)

 

Способ хранения, обеззараживания и утилизации навоза__________________________

 

 

Мероприятия по охране окружающей среды на территории фермы______________

 

 

Приложение № 4

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: