МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Цель занятия: отработать навыки выделения и анализа общественных благ, а также условий организации деятельности по их производству и распределению.
Задачи:
- рассмотреть понятие «общественные блага»;
- научиться различать общественные блага и классифицировать их;
- раскрыть механизм нерыночного согласования интересов.
План занятия.
1. Понятие «общественные блага» и их виды.
2. Особенности формирования спроса и предложения на общественные блага.
3. Нерыночное согласование интересов в социальном комплексе.
Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Жильцов Е. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: МГУ, 2009.
2. Жильцов Е. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. – М., 2005.
3. Пантелеева Т., Червякова Г. Экономические основы социальной работы. – М., 2014.
4. Шейман И., Якобсон Л., Демидова Л. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 2009.
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.,2014.
Занятие № 2. по теме: « Доходы и бедность. Показатели благосостояния и их динамика. Дифференциация доходов.» (2 час.)
Цель занятия: закрепить понимание базовых социально-экономических категорий, отработать навыки работы с показателями благосостояния населения, научить студентов анализировать процессы распределения доходов.
Задачи:
- отработать знание таких категорий как «доход», «благосостояние», «бедность»;
- выделять факторы, влияющие на уровень благосостояния населения и анализировать последствия их влияния;
- характеризовать принципы распределения доходов в современном обществе и давать им оценку с точки зрения общественного благосостояния;
- проанализировать показатели благосостояния населения.
План занятия.
1. Рыночные и нерыночные доходы: сравнительный анализ.
2. Бедность как социально-экономическая категория и показатели бедности.
3. Особенности распределения доходов в обществе.
4. Дифференциация доходов и её регулирование.
Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Бабич А.М. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Волгина. / Бабич А.М.,Волгин Н.А. // М., 2011.
2. Жильцов Е., Егоров Е. Экономика и управление социальной сферой – М., 2015.
3. Маяцкая И., Илларионова А. Экономические основы социальной работы. – М: «Дашков и К», 2013.
4. Пантелеева Т., Червякова Г. Экономические основы социальной работы. – М., 2012.
5. Петров А. Социально-экономические проблемы развития современного общества. – СПб: Астерион, 2007.
6. Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.:РАГС, 2010.
7. Лаврентьева И. Кузнецов В., Григорьев В. Социальная политика и управление в социальной сфере. – Ульяновск, 2009.
8. Шишкин С. Экономика социальной сферы. – М., 2003.
9. Юрьева Т. Социальная экономика. – М: «Дрофа», 2001.
Занятие № 3. по теме: « Основы организации некоммерческой деятельности. Виды некоммерческих предприятий.» (2 час.)
Цель занятия: раскрыть сущность некоммерческой деятельности и хозяйственную структуру некоммерческих предприятий.
Задачи:
- выделить особенности некоммерческой деятельности;
- раскрыть понятие «некоммерческое предприятие» и охарактеризовать виды некоммерческих предприятий;
- рассмотреть специфику организации деятельности некоммерческих предприятий и особенности их налогообложения.
План занятия.
1. Некоммерческий сектор рыночной экономики: принципы функционирования.
2. Понятие «некоммерческое предприятие». Классификация некоммерческих предприятий.
3. Экономические параметры функционирования некоммерческой деятельности.
Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Жильцов Е. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: МГУ, 2012.
2. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. – М., 2007.
3. Менеджмент социальной работы. / Под ред. Комарова Е., Войтенко А. – М.:ВЛАДОС, 2001.
4. Лаврентьева И. Кузнецов В., Григорьев В. Социальная политика и управление в социальной сфере. – Ульяновск, 2009.
5. Юрьева Т. Экономика некоммерческих организаций. – М.: Юристъ, 2012.
Занятие № 4. по теме: « Особенности финансирования социальной деятельности» (2 час.)
Цель занятия: проанализировать механизм финансирования деятельности социальных организаций.
Задачи:
- раскрыть сущность нормативного финансирования и механизма его осуществления;
- указать источники финансирования социальной деятельности;
- проверить знание способов и инструментов финансирования социальных организаций;
- рассмотреть проблемы финансовой обеспеченности деятельности социальных институтов.
План занятия.
1. Бюджетные и небюджетные источники финансирования социальной деятельности.
2. Инструменты налогово-бюджетной политики в системе финансирования социального комплекса.
3. Бюджетные гранты и их роль в процессе финансового обеспечения социальных мероприятий.
Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Жильцов Е., Егоров Е. Экономика и управление социальной сферой – М., 2015.
2. Пантелеева Т., Червякова Г. Экономические основы социальной работы. – М., 2012.
3. Бабич. А. Экономика и финансирование социальной сферы. – Казань, 1996.
4. Гордин В. Управление социальной сферой. - СПб, 1998.
5. Поляк Г., Андросова Л. И др. Финансы бюджетных организаций. – М.: Юнити-Дана, 2012.
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.,2014.
Занятие № 5. по теме: « Экономическая и общественная эффективность социальной работы» (2 час.)
Цель занятия: научить студентов экономическому анализу эффективности социальной деятельности
Задачи:
- закрепить навыки оценки эффективности хозяйственной деятельности;
- разобрать показатели оценки социально-экономической эффективности;
- выделить и охарактеризовать методы оценки эффективности деятельности социальных учреждений.
План занятия.
1. Показатели эффективности хозяйственной деятельности.
2. Процедура оценки социально-экономической эффективности: этапы и содержание.
3. Система методов оценки эффективности социальной деятельности.
Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Пантелеева Т., Червякова Г. Экономические основы социальной работы. – М., 2012.
2. Слезингер Г. Социальная экономика. – М., 2001.
3. Жильцов Е., Егоров Е. Экономика и управление социальной сферой – М., 2015.
4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.,2014.
5. Социальная сфера. - Тверь: Тверской государственный университет, 2010.
6. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р.С., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
7. Шейман И., Якобсон Л., Демидова Л. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М.: Наука, 2009.