Нейропсихологический подход в работе логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР.




Аннотация - данная статья является результатом многолетней работы автора. Повышая свою квалификацию в области нейропсихологии я стала применять методы нейропсихологической диагностики и коррекции в своей работе - это помогает лучше увидеть проблемы ребёнка и начать правильную коррекционную работу.

В группу с общим недоразвитием речи (ОНР) приходят дети с разным уровнем развития речи и других психических процессов. Часто дети приходят в логопедическую группу для детей с ОНР только в возрасте 6 лет, т.е. когда до школы остаётся только один год. Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной подготовки к школе.

В речевой группе ДОУ логопеды занимаются профилактикой всех видов дисграфии, нейропсихологически такая работа относится к развитию 2 блока мозга, но недостаточно учитывается сформированность 1 и 3 блоков мозга.

К дисграфическим относятся ошибки связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма, не связанные со знанием правил русского языка.

1 блок мозга- глубинные структуры головного мозга.Они отвечают за тонус и работоспособность. При недостаточной зрелости этого блока мозга дети утомляются очень быстро, зевают, быстро начинают отвлекаться. Это специфические нарушения, таким детям необходимо дозировать нагрузку, менять виды деятельности, заниматься общеукрепляющими процедурами.

2 блок мозга- приём и хранение информации. Это модально-специфический блок мозга, связанный с работой анализаторных систем (зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический анализаторы). Ощущение, представление, восприятие, внимание, память, речь, ориентировка в пространстве - вся работа логопеда в основном направлена на формирование этого блока мозга.

Нарушения звукопроизношения можно разделить на нарушения, связанные с несформированностью кинестического фактора, когда дети с трудом могут найти нужное положение языка для произнесения звука, заменяют звуки по месту образования, в заданиях на праксис позы пальцев допускают специфические ошибки, долго не могут научиться держать карандаш правильно.

При несформированности кинететического (нейродинамического) фактора у детей наблюдаются различные трудности- серийная организация движений, которая проявляется в нарушении программы в зрительных, двигательных рядах и в нарушении слоговой структуры слов и предложений.

При несформированности пространственного фактора дети долго не могут усвоить где правая, а где левая рука у себя и у человека напротив, им трудно даются математические действия с переходом через десяток, большие трудности возникают в понимании времени на часах.

Диагностика развития фонематического слуха, лексико-грамматического развития и развития связной речи проводится логопедом по речевой карте.

3 блок мозга – планирование, программирование и контроль. В старшем дошкольном возрасте этот блок только начинает формироваться, окончательно cозревают к 18 годам.

Главный компонент готовности к школьному обучению – умение следовать инструкции.Для развития функций программирования и контроля с детьми нужно играть в различные игры с правилами.

Во время диагностики в начале учебного года составляется таблица.

Ф Имя Нейродинамический компонент Кинетическая основа движений Кинестетическая основа движений Зрительная память Слухоречевая память Ориентация в пространстве Регуляция, контроль Фонематический слух Итог
                   

 

Для диагностики нейродинамического компонента предлагается графическая проба “Забор”, для определения сформированности кинетической основы движений предлагается выполнить упражнение “Кулак-ребро-ладонь”. Инертные повторения (персеверации), трудности переключения, сокращение программы говорят о несформированности нейродинамического, т.е. кинетического фактора. В речи у таких детей наблюдается нарушение слоговой структуры слов и предложений.

Сформированность кинестетического фактора определяется при выполнении праксиса позы рук и артикуляционных упражнений. При незрелости этого фактора наблюдаются специфические ошибки- дети с трудом находят нужную позу для пальцев с помощью перебора пальцев, при выполнении артикуляционных движений – с трудом находят нужное положение для языка- наблюдается поиск позы для языка.

Для диагностики зрительной памяти детям предлагается запомнить 6 картинок, 5 цифр и 5 фигур. Для диагностики слухоречевой памяти проводится проба по три слова А.Р.Лурия. При несформированности правого полушария наблюдаются характерные ошибки- изменение порядка зрительных или слуховых стимулов. Сокращение стимулов говорит о несформированности объёма памяти в зрительной или слуховой модальностях.

Для диагностики зрелости пространственного фактора дети выполняют пробы Хеда. Зеркальные ошибки говорят о несформированности этого фактора.

Зрелость фактора регуляции и контроля обследуется в счёте от 10 до 5, дети с трудностями в этой сфере - не могут себя контролировать – вовремя остановиться и считают от 10 до 1.

После обследования строится индивидуальный образовательный маршрут. Для детей создаётся индивидуальная программа в зависимости от того, предпосылки какого фактора не сформированы.

Пример из опыта работы.

З. А. 6 лет. Поступила в подготовительную логопедическую группу для тетей с тяжёлым нарушением речи на один год. Билингвизм.

За время обследования были выявлены следующие трудности. Несформированность кинестической основы движений- кинестетическая диспраксия. Нарушение звукопроизношения 12 звуков - в речи замены звуков по глухости –звонкости- пелка - белка, куси - гуси, сапоки - сапоги, замены звуков по месту образования- п-к – скит - спит, т-к- кофка - кофта, в-п- паза - ваза. Cлабость кинестетической дифференциации.

Недостаточный объём зрительной и слухоречевой памяти. Трудности в переработке зрительной информации- трудности в припоминании букв.

Несформированность пространственного фактора. Задания на зрительно-моторную координацию вызывают затруднения. Графические диктанты не выполняет. В тетради в клетку не ориентируется.

Незрелость фактора регуляции и контроля. Нуждается в оказании организующей и стимулирующей помощи.

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются трудности в словообразовании и словоизменении. Не согласовывает прилагательные и существительные в роде и числе. Не согласует местоимения и существительные – “ моя ведро”, “мой машина ”. Ошибки в согласовании числительных и существительных “ два буквы”, один яблоко”. Простые предлоги “на-под” путает “ под столи ”- на столе, ошибки в окончаниях- “ под дивани”, “под кровати” (под диваном, под кроватью). Предлоги -в, из - в речи не употребляет. Ошибки в употреблении существительные в косвенных падежах – на чём? – “ на машины”. В.п. –“ мама моет тарелка ”. О себе и о маме говорит в мужском роде. В речи стереотипные простые предложения.

Наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. Не определяет место звука в слове. Не дифференцирует “стол-стул”, “уточка-удочка”, “локти-ногти”. Слоги с оппозиционными звуками затрудняется повторять.

Был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Карта индивидуального образовательного маршрута

на срок 01. 10.18- 29.12.18

Цели - результаты Месяц, неделя Содержание работы воспитателя, формы и методы работы Содержание работы специалиста Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком
  1. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. 2. Развитие динамических процессов. 3. Развитие словесно-логического мышления. 4. Развитие речи.           Игры на развитие внимания: “Найди отличия “     Игры на развитие мышления: «Четвертый лишний»     Игры на развитие памяти: “Что изменилось?   Игры на развитие речи: «Назови ласково» Игры на развитие мышления: «Сравни картинки» Игры на развитие речи: “Мой. Моя. Моё”   Игры на развитие внимания: «Летает –не летает»,   Игры на развитие мышления: «Классификация предметных картинок»   Игры на развитие памяти: “Что изменилось?”   Игры на развитие речи: «Повар» (образование относительных прилагательных) “Поймай тигра” (развитие фонематического слуха) Игры на развитие мышления: «Назови одним словом» Игры на развитие речи: “Осенний дубль”, “Зимний дубль”     Игры на автоматизацию звуков: “УНО”, “Дубли”, “Сет”   Дополнительные занятия с дефектологом, кинезиотерапевтом, нейропсихологом. Упражнения на развитие конструктивного праксиса, ФЭМП, развитие мелкой моторики, кинестетической основы движений: разрезные картинки, конструирование, игры со счетными палочками, совместные поделки, пальчиковые упражнения. С ребёнком говорить на одном языке. Развитие речи: Задания в «Грамматической тетради № 1-2»  

 

Список источников:

1. 1 А.П.Бизюк “Компендиум нейропсихологического обследования” СПб 2005 г

2. 2 А.Р.Лурия “Основы нейропсихологии” М 2003 г

3. 3 Л.С.Цветкова “Методика нейропсихологической диагностики детей” М 2000 г

4. 4 А.В.Цветков Б, С.В.Покровская “Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи” М 2018 г

5. 5 А.В.Цветков “Нейропедагогика для учителей” М. 2017 г

6. https://dkizum.ru/ Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Л.С.Цветкова

7. https://www.youtube.com/channel/UCUOgmFSeSDzp9eNWR5BB4eg?view_as=subscriber семинар “ Нейропсихология письма и чтения”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: