Исследования инстинктивного поведения.




К. Лоренц - исследование новорожденных гусят (инсайт). Вывод: врожденным является ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных условиях инстинкт – следование за матерью. Лоренц в экспериментальных условиях подменяет мать. Ставит искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом. Подушка. Гусята идут за подушкой. Самое эффектное – пойдут за самим экспериментатором.

Инстинкт доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, за которым пойдет гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может быть любым. Наличие ключевого раздражителя.

Характеристика психического отражения на данной стадии. Животное отражает лишь отдельные свойства окружающего мира, он отражает их субъективно, в виде ощущений – элементарная сенсорная психика (паук считает жертвой все что вибрирует, в том числе и камертон)

Исследования поведения американского сомика. Аквариум. Американский сомик – небольшая рыбка. Приманка находится на каком-то расстоянии, и на пути к приманке – марлевая перегородка. Когда рыбы находились в определенной стороне аквариума, то с противоположной стороны на дно опускали кусочек мяса. Деятельность рыб протекает в связи с двумя основными воздействиями. Она побуждается запахом мяса и развертывается в направлении этого главного, доминирующего воздействия; с другой стороны рыбы замечают преграду. Но нет простой цепи движений: сначала реакция на запах, затем – на натянутую марлю. Нет сложения влияния обоих этих воздействий. Запах имеет биологический смысл пищи; обходные движения, связаны с преградой, которая сама по себе не вызывает никакой реакции. По мере повторения опытов рыбы без лишних движений направляются к проходу, а затем к пище. Перегородку убрали, но сомики все равно огибают бывшую перегородку. Постепенно путь выпрямляется. Воздействие, определяющее обходное движение, прочно связывается у рыб с воздействием самой пищи, с ее запахом. Оно уже с самого начала воспринималось ими наряду и слитно с запахом пищи, а не как входящее в другой «узел» взаимосвязанных свойств, т.е. свойство другой вещи. Имеется несоответствие, противоречие в поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них отражением отдельных ее свойств.

Предмет 1: приманка – конечный результат.

Предмет 2: перегородка – условие достижения результата.

В зоопсихологии и паук и сомик относятся к стадии более развитой психики, но в этих ситуациях срабатывают инстинктивные механизмы.

 

6. характеристики поведения и психическое отражение на стадии перцептивной психики. Примеры

Вторая стадия развития психики – перцептивная.

Тип среды – среда отношений между предметами (одни предметы – условие нахождения других).

Содержание отражения – предметное восприятие.

Форма отражения – образы предметов.

Форма поведения – навык, условный рефлекс, операция.

На этой стадии внешняя объективная действительность отражается в виде образов. Восприятие – отражение предметов ситуаций в целом в форме образов, перцептивное отражение. У животных появилось восприятие, а была лишь чувствительность (и ощущение и восприятие – сенсорные процессы). Усложнение форм отражения: появляется память, активное поведение.

Если собаку поставить в условия, аналогичные опыту с американским сомиком, то она сразу напрямую отправится к пище. Воздействие, на которое направлена ее деятельность уже не сливается с воздействием со стороны преграды, оба выступают раздельно друг от друга. От первого зависят направление и конечный результат деятельности, от второго – способ ее осуществления. Такая сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет называется операцией. Выделение в деятельности операций показывает, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам на свойства, характеризующие предмет, на который направлена деятельность и на свойства предметов, определяющие сам способ деятельности, т.е. операцию. Окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Навык – это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. В навыке доминирует индивидуально изменчивое поведение (факультативное научение), но наряду с оставшимся инстинктивным поведением.

Различия между навыком и инстинктом

Критерий Инстинкт Навык
возникновение врожденная форма поведения приобретенная в ходе жизни
осуществление Универсальный поведенческий акт Машинообразно (алгоритм) Индивидуальный способ поведения Изменчивость поведения (зависит от условий ситуации)

Новая форма поведения – навык - различие между результатом и условиями его достижения. Навык - такой поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий - это значит, что есть представление о программе выполнения, об ориентировке. Навык - гибкое, активное приспособление к среде. В навыке операций больше чем в инстинкте, где она всего одна, выбор зависит от условий и ситуаций.

Навык формируется постепенно, в результате проб и ошибок; закрепляется при повторении как конкретная последовательность движений. Навык можно перенести, использовать в новых условиях.

Научение – механизм образования навыка.

Три вида научения:

Классическое (Уотсон, Павлов).

Оперантное (Скиннер, Торндайк).

Когнитивное (Толмен).

Поведение субъекта - совокупность операций, в зависимости от условий используются необходимые. По Леонтьеву, операция – способ достижения конечного результата, зависящий от условий среды. Двигательную операцию можно назвать единицей навыка.

7. характеристики поведения и психическое отражение на стадии интеллекта. Примеры

 

Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).

Тип среды – среда отношений между предметами.

Содержание отражения – обобщение отражения, отражение отношений.

Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.

Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.

В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.

Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления – понятие. Признаки понятия:

а) Обобщение

б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств

в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.

При переходе от перцептивной психики к интеллектуальным формам поведения были замечены следующие качественные перестройки:

кора головного мозга становится много больше,

появляется способность решать двухфазные задачи

скорость приобретения навыка - повторение практически без закрепления,

отражение обобщений, - однажды найденное решение переносится в другую ситуацию при сходных условиях, устойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),

отражаются yже не только предметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),

тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает производной тех вещей, которые животное совершает в природе

нахождение обходных пyтей

способность к "инсайтy".

Критерии различения интеллектуального поведения

Критерии Навык Интеллект
Возникновение навыка Постепенно, методом проб и ошибок Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы
Закрепление Путем упражнений, повторений Достаточно однократного выполнения
Способность к переносу, способ сохранения Конкретная последовательность движений Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи
Строение поведенческого акта Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели) Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление)

Анализ поведения. Для этой стадии характерно:

– двухфазное решение задачи;

– широкий перенос;

– функциональное использование “орудий” (палка в руке Келеровского шимпанзе – аналог будущего орудия труда).

Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации.

Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза – осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.

Широкий перенос – если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.

Функциональное использование орудий – ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие – значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие – психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали – животное ищет ее или что-либо взамен).

Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.

Кёлер для исследования интеллекта человекоподобных обезьян использовал метод обходного пути (разновидность двухфазной задачи), в котором достижение цели становилось возможным при употреблении орудий (Для достижения цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки). Поскольку движения палкой не являются инстинктивными, мы можем говорить об интеллектуальном поведении.

Кёлер судит об интеллекте животного по его поведению как по показателю уровня психического развития.

Признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем (эксперимент с перегородкой между животным и приманкой).

 

8. инстинктивное поведение и научение

 

Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.

Инстинкты животных, по словам В. А. Вагнера, формировались “под диктовку среды и под контролем естественного отбора” - Это привело к удивительной приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного.

Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их "разумности". Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о "слепоте", "машинообразности" инстинктов. Поводом послужили опыты, в которых человек вмешивался в естественный ход жизни животных. Так, в своих наблюдениях Фабр, а затем многие его последователи обнаружили следующий общий факт: если лишить смысла какое-то инстинктивное действие насекомого, оно все равно завершает его и переходит к следующему. Вместо "разумности" следует говорить о биологической целесообразности инстинктов, а вместо "слепоты" - об их фиксированности, или ригидности. Нужно иметь в виду, что ригидность инстинкта тоже целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. Итак, и "ошибки" инстинктов, и иллюзии восприятия возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов, причем механизмов правильных (т. е. таких, которые обеспечивают адекватное отражение или эффективное приспособление), оказавшихся в "неправильных", т. е. искусственных, а значит и маловероятных или невозможных в природе ситуациях. Каковы современные представления о механизмах инстинктов? Согласно это логической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам относятся специальные раздражители, которые получили название "ключевых стимулов". К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Как оказалась, в этой роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и т. п. В естественных условиях обычно действуют несколько признаков, объединяясь в "пусковую ситуацию". Показано, что многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного.

 

Такая форма получила название облигатного (т. е. обязательного) научения. Пластичность поведения обеспечивает факультативное научение. Этим термином обозначается процесс освоения новых, сугубо индивидуальных, форм поведения. Если при облигатном научении все особи вида совершенствуются в одних и тех же (видеотипичных) действиях, то при факультативном научении они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливающими их к конкретным условиям существования индивида. Широко известными примерами могут служить любые полезные привычки домашних животных или цирковая дрессировка животных.

Инстинкты – это база, а в зависимости от того, кто нас будет обучать и чему. мы можем учиться, но мы можем стать или не стать человеком.

Викарное научение - когда повзрослевший ребенок смотрит и наблюдает о том, что произойдет –важно ему это или не важно, и если какой-то вид поведения ему нужен – он будет это повторять

Реакция инстинктивного смеха есть всегда, когда есть нелепость

9. научение и его виды. Особенности научения на разных стадиях развития психики

 

научение - это эффективное приспособление организма к условиям внешней среды при помощи психики. Научение бывает двух видов:

1. путем изменения строения и функционирования органов;

2. путем изменения поведения без изменеия организации.

был общим у растений и животных; второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления:

1. медленные изменения наследуемых форм поведения - инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Ее темпы совпадали с темпами изменения морфологической организации животных.;

2.развитие способности к индивидуальному научению, или способности к "разумным действиям". "Разумные действия", по Северцову, - это быстрые изменения поведения, своего рода "изобретения" новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Эти действия не должны были фиксироваться, передаваться по наследству, ибо их преимуществом была их высокая пластичность. Поэтому по наследству передавалась лишь способность к ним. Последняя, по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного.

 

Особенности научения на разных стадиях развития психики:

1. Стадия элементарной сенсорной чувствительности.

отчетливо выступает приспособительная функция психики: здесь она выражается в ориентировании поведения (положительные и отрицательные таксисы), а также, хотя и в самых элементарных формах, в изменении поведения в результате индивидуального опыта.

2. Стадия перцептивной психики.

появляются операции - это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций, характеризующее стадию перцептивной психики, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных, закреплению в форме двигательных навыков, в узком смысле этого термина. При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления. Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выражается в том, что у животных возникают дифференциация и обобщение образов вещей.

3. Стадия интеллекта.

характеризуется поиском адекватной ситуации операции, причем повторенная один раз операция закрепляется и может быть перенесена в другие условия, лишь сходные с теми, в которых операция "родилась". Наблюдается также использование орудий труда для совершения операций.

 

 

10. биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, язык животных, использование орудий

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология.

Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными

методологическими проблемами общей психологии.

психика возникла потому, что она оказалась, "могучим

средством приспособления животных к окружающей среде"

 

Мы видим, во-первых, что простейшие реагируют на абиотические воздействия

среды, и притом на отдельные ее свойства (признаки психики вообще и ее

элементарной сенсорной формы в частности).

Во-вторых, отчетливо выступает приспособительная функция психики: здесь она

выражается в ориентировании поведения (положительные и отрицательные

таксисы), а также, хотя и в самых элементарных формах, в изменении поведения

в результате индивидуального опыта

у некоторых простейших можно наблюдать преемственную связь между

раздражимостью и чувствительностью

 

в деятельности собаки способ, с помощью

которого она достигает цели, вычленился из ее общего движения к цели и

приобрел относительную самостоятельность. Этот способ (т. е. операция)

обеспечивается отражением отдельно пищи и отдельно преграды как целостных

предметов.

 

Все сказанное до сих пор об инстинктах животных чрезвычайно важно для

понимания биологической предыстории специфически человеческих форм

поведения. К ним относятся прежде всего язык и общение животных, а также

использование ими орудий.

 

 

 

Язык животных представляет собой сложные системы сигнализации. С помощью

сигналов очень разных модальностей - звуков, движений, поз, запахов, цветов

и др.- животные передают друг другу информацию о биологически значимых

событиях и состояниях. Это сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности,

"ухаживания" и многие другие.

Важнейшее отличие языка животных от языка человека состоит в отсутствии у

него семантической функции. Это значит, что элементы языка животных не

обозначают внешние предметы сами по себе, их абстрактные свойства и

отношения. Они всегда связаны с конкретной биологической ситуацией и служат

конкретным биологическим целям. Многие сигналы, выражая эмоциональные

состояния животного, действуют по механизму эмоционального заражения.

Так, сигнал тревоги, который издает один из членов птичьей стаи, передает

его возбуждение - тревогу - остальным членам стаи, что и заставляет их

подняться в воздух.

Аналогичным образом действует химическая сигнализация опасности у пчел.

Пчела, которая жалит врага, выделяет особое пахучее вещество; это вещество

приводит в агрессивное состояние других пчел, которые устремляются к

неприятелю и тоже его жалят. В результате интенсивность химического сигнала

лавинообразно растет, а вместе с ним растет и количество нападающих пчел.

Другим отличием языка животных является его генетическая фиксированностъ. В

результате он представляет собой закрытую систему, которая содержит

ограниченный набор сигналов, хотя количество сигналов может быть довольно

большим. Так, например, у кур расшифровано около 20 различных сигналов, у

человекообразных обезьян - до 90.

Можно вполне сказать, что каждая особь в животном мире от рождения знает

язык своего вида. Знание же языка человеком формируется прижизненно, в ходе

общения его с другими людьми. В отличие от языка животных язык человека -

открытая система: он непрерывно развивается, обогащаясь новыми понятиями и

структурами.

 

 

 

Генетическая фиксированность языка животных выражается, в частности, в том,

что его элементы - это ключевые стимулы, которые включают или тормозят

соответствующие инстинктивные действия.

Так, в период вскармливания птенцов многие птицы решительно нападают на

любое не слишком большое подвижное существо, которое оказывается вблизи

гнезда (такими бывают, в частности, мелкие хищники, питающиеся птенцами).

Возник вопрос, почему же они не трогают собственных птенцов? Оказалось, что

птенцов охраняет их собственный писк. Это сигналы, которые тормозят агрессию

их родителей и возбуждают родительское поведение.

В одном опыте в гнездо птицы на нитке спускали чучело птенца - и птица

яростно его атаковала. Но стоило включить звукозапись писка птенца, как

атака резко затормаживалась.

В другом опыте оглушенная индюшка сразу убивала своих птенцов.

Приведенные общие положения относительно языка животных хорошо

иллюстрируются на богатом материале языка поз и телодвижений.

Крупным научным событием явилась расшифровка "танцев" пчел - работа, за

которую австрийский ученый К. Фриш получил Нобелевскую премию.

Пчела, обнаружившая нектар, по возвращении в улей совершает сложный комплекс

движений, куда входят круговые пробеги по сотам, виляния брюшком и т. п.

Характер этих движений, их ориентация и интенсивность находятся в точном

.соответствии с направлением и дальностью полета за пищей. Пчелы, ощупывая

"танцующую" пчелу, получают, кроме того, по вкусовым и обонятельным каналам

информацию о качественном составе корма. Способность к столь сложному

кодированию и декодированию информации у пчел является врожденной.

Широкую известность приобрели описания "поз подчинения", с помощью которых

более слабое животное останавливает агрессивные действия противника. Они

особенно развиты среди хищных животных, способных нанести друг другу

серьезные увечья.

 

 

 

Так, в драке двух волков побежденный волк застывает в невероятной для нашего

восприятия позе: он отворачивает голову от соперника, подставляя ему

незащищенную шею - то место, где проходит яремная вена! Но именно эта поза

заставляет застыть разъяренного победителя на месте: в крайнем возбуждении

он еще дрожит и щелкает зубами, но просто "не в силах" тронуть подставленную

шею! Ее вид - ключевой стимул, который действует как мощный тормоз,

блокирующий агрессивные действия животного. Но стоит жертве слегка изменить

позу, как атака тут же возобновляется [66].

Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов.

Ритуалы у животных - это сложный набор инстинктивных действий, которые

потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу

жизнедеятельности в качестве сигналов или символов.

Так, ритуал "приветствия" у волков, шакалов и собак включает толчки мордой в

угол рта. Это действие явно происходит от таких же движений щенков, которые

подобным образом выпрашивают пищу у родителей [67].

Широко распространен ритуал "кормления" брачного партнера. Многие певчие

птицы действительно кормят друг друга в брачный период. У куриных это

действие уже ритуализируется.

Например, токующий петух может клевать пустую землю, перебирая ногами и

издавая призывные звуки: самка подбегает и "клюет" рядом в отсутствие

всякого корма.

У павлинов это действие приобрело еще более символическую форму: самец

распускает хвост и просто указывает клювом в определенную точку на земле.

Среди птиц, а также ряда насекомых очень распространен ритуал "поднесения

брачных подарков". У насекомых, а также у некоторых пауков он, по-видимому,

возник из действий, обеспечивающих безопасность самца. Дело в том, что у

некоторых представителей этих классов самки намного крупнее и сильнее самцов

и спаривание с ними представляют угрозу для жизни брачного партнера. Так,

самки богомола нередко поедают самца в момент оплодотворения. Поднося ей

что-нибудь съедобное, самец отвлекает ее внимание.

У некоторых видов птиц подобные действия приобрели символическую форму и

"подарок" стал несъедобным: в этой функции может выступать простой камешек

или чаще веточка, которая, однако, может служить и гнез достроительным

материалом.

При всем, иногда поразительном, внешнем сходстве ритуалов у животных и

человека ("поцелуи", "брачные подарки" и др.), природа их глубоко различна.

У животных это всегда генетически запрограммированные, инстинктивные, акты;

у человека - действия, передаваемые через культурные традиции.

 

 

 

Особенно сложные формы общения наблюдаются у животных, живущих в

сообществах. Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена в животном

мире.

Характерная черта многих сообществ животных - иерархия его членов. Каждая

особь обычно знает, кто сильнее и кто слабее ее. Иерархия устанавливается и

поддерживается с помощью разнообразных актов общения - мелких стычек,

ритуалов, турниров и пр. Более сильные особи получают преимущества в

распределении пищи, выборе брачных партнеров. Особи более высоких рангов, и

особенно вожак, имеют больший "авторитет": им подчиняются, им подражают, за

ними следуют.

Вожаком стаи или стада обычно становится наиболее сильный и опытный индивид.

Это способствует воспроизведению полноценного потомства, а также

использованию и передаче богатого индивидуального опыта.

В некоторых сообществах наблюдается четкое распределение функций между

особями; основой служат половые, возрастные, ранговые признаки.

Распределение функций цаиболее отчетливо представлено в репродуктивной

сфере. У многих видов самцы добывают и приносят пищу самкам, которые

высиживают яйца или остаются с детенышами. Правда, далеко не всегда

выведение потомства и забота о нем ложится исключительно на самку. У многих

птиц яйца высиживаются самцом и самкой по очереди.

У ряда рыб родители совместно выращивают мальков. А у рыбки-корюшки самец

один выполняет всю работу по постройке гнезда, охране икринок и воспитанию

молодняка.

Еще один пример распределения функций наблюдается в стае гиеновых собак. Там

самцы на охоте заглатывают мясо жертвы кусками, а затем, приходя домой,

отрыгивают их самкам и щенятам.

Особенно впечатляет сложность организации совместной жизни с четкой

дифференциацией функций у общественных насекомых - пчел, муравьев и др.

Семья медоносной пчелы состоит из одной матки, многих сотен и даже тысяч

рабочих пчел и в определенный период - трутней. Матка занята только кладкой

яиц, рабочие пчелы полностью обслуживают ее и выполняют многочисленные

работы по улью: строят и чистят соты, заботятся о пропитании личинок,

собирают запасы меда,

 

 

 

убирают и проветривают гнездо, защищают его от вторжения врагов. При этом и

среди рабочих пчел наблюдается узкая специализация: есть пчелы -

"воспитатели", "сборщицы", "сторожа" и др. Трутни ни в каких работах не

участвуют, они существуют только для того, чтобы оплодотворить самку. При

наступлении осени они убиваются или изгоняются из улья.

В стадах обезьян также имеется четкое распределение функций. Молодые самцы,

наиболее подвижные и наиболее удаляющиеся от стада, выполняют роль часовых.

Старый опытный вожак наблюдает за порядком в стаде и за внешней

безопасностью. В случае приближения крупного хищника он выводит стадо в

безопасную зону. При передвижении стада самки с детенышами окружаются

сильными самцами: одни из них вместе с вожаком возглавляют шествие, другие

его замыкают.

Обобщая изложенные факты, следует выделить то главное, что отличает

групповое поведение животных от общественной жизни человека, - это

подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам.

Групповое поведение животных закреплялось естественным отбором;

фиксировались только те его формы, которые обеспечивали лучшее решение

прямых биологических задач - питания, самосохранения и размножения.

Человеческое же общество возникло на совершенно другой основе - на основе

совместной трудовой деятельности, неизвестной и недоступной животным. Как в

своем индивидуальном развитии, так и в общественной жизни, человек вышел

из-под власти биологических законов и с определенного момента антропогенеза

стал подчиняться законам социальным.

Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. По

словам Ф. Энгельса, "труд начинается с изготовления орудий" [1, т. 20, с.

491]. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из

биологических предпосылок антропогенеза и эта проблема находится в центре

внимания антропологов и сравнительных психологов.

Некоторое время тому назад предполагалось, что использование орудий доступно

только человекообразным обезьянам, к тому же в условиях неволи. В последнее

время обнаружены факты применения орудий у многих видов животных, включая

низших обезьян, птиц и даже насекомых.

 

 

 

Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в

естественных условиях [46]. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки

или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия

в термитниках, заделанных мхом.

Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода "губки",

с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.

Знаменательно, что в обоих приведенных случаях животные не только

используют, но и изготавливают или совершенствуют орудия: при использовании

веточки обрывают с нее листья и боковые побеги; листья для "губки"

пережевываются. Однако безусловным фактом остается неспособность животных

изготавливать орудия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань,

которая отделяет животных от человека.

Животные обрабатывают орудия с помощью естественных средств - собственных

органов: зубов, рук и т. п. Первобытный же человек стал изготавливать свои

орудия, воздействуя камнем на камень. Этот, на первый взгляд, незначительный

сдвиг отразил фундаментальные прогрессивные изменения и в строении

деятельности первобытного человека, и в его психике.

Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия

от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности -

труда. Изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего

действия, т. е. появление плана сознания. Оно предполагало далее разделение

труда, т. е. установление социальных отношений на основе небиологической по

своему содержанию деятельности. Наконец, оно означало материализацию опыта

трудовых операций (в форме орудия) с возможностью хранения этого опыта и

передачи его последующим поколениям.

Ничто из перечисленного не свойственно орудийной деятельности животных. Они

прибегают к использованию орудия только побуждаемые биологическими мотивами

и только в конкретной ситуации. Они никогда не вступают в отношения между

собой по поводу применения орудия, тем более по поводу его изготовления.

 

 

 

Все это позволило определить использование животными орудий как одну из форм

биологической адаптации [118, с. 268]. Она имеет лишь внешнее сходство с

трудовыми действиями человека.

В заключение перечислим главные особенности психической деятельности

животных, отличающие ее от психики человека.

1.Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо

выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А. Гелъба: "Животное

не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек" [цит.

по: 68, с. 5].

2.Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных

ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться

"идеально" представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у

них изготовления орудий впрок.

3.Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение,

составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается

приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы

приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4.У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений

в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: