КОНЦЕПЦИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Концепция художественного образования Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина России в области культуры и искусства:
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и средств достижения.
Реализация Концепции способна явиться основой для духовного развития и возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.
Художественное образование направлено на развитие человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации
Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
Система художественного образования имеет два ведущих направления: художественное образование как часть общего образо-
вания и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений (общеобразовательных школах, детских садах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система художественного образования призвана обеспечить осуществление следующих задач:
· формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на этой основе эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
· подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
· сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
· приобщение граждан России к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности и общества;
· широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, способствующего раскрытию их творческого потенциала;
Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации
· формирование культуры межнационального общения посредством искусства через изучение художественных традиций народов России;
· использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
· вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
· выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание и методические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
Содержание художественного образования включает в себя следующие направления:
· формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
· формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
· формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методических принципов:
Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации
· непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, начало обучения с раннего возраста;
· мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
· опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
· комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
· распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
· внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к одаренным личностям и другим особым категориям учащихся.