Подписывает и обнародует законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента их принятия.




Видео - https://youtu.be/wYEnr5upSEY

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1992 года № 6-П:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 20 мая 1992 г. No. 6-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РСФСР

ОТ 22 НОЯБРЯ 1991 ГОДА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РСФСР

"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, заместителя Председателя Н.В. Витрука, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,

с участием представителя Президента Российской Федерации, направившего ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации, А.Я. Сливы - заместителя начальника Государственно - правового управления Президента Российской Федерации;

представителя Верховного Совета Российской Федерации как стороны, принявшей рассматриваемый Закон, М.А. Митюкова - председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по законодательству,

руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 165(1) Конституции Российской Федерации, пунктом I части второй статьи 1, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Поводом к рассмотрению дела, согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, послужило ходатайство Президента Российской Федерации о проверке конституционности Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В ходатайстве содержится требование признать указанный Закон не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Закон Конституции Российской Федерации с точки зрения установленных в Российской Федерации разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также порядка принятия и подписания законов.

Руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

 

установил:

 

1. Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет Российской Федерации) образован в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" как орган государственного управления в составе Совета Министров Российской Федерации.

22 ноября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым этот Комитет выведен из структуры федеральных органов исполнительной власти, установлена подотчетность Комитета Верховному Совету Российской Федерации и его Президиуму, а Президиуму Верховного Совета Российской Федерации предоставлено право утверждать Положение об Антимонопольном комитете.

В статье 2 того же Закона определено, что Председатель Антимонопольного комитета назначается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации, его первый заместитель назначается по представлению Председателя Комитета Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, другие заместители - Председателем Комитета по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

В такой редакции указанный Закон 4 декабря 1991 года был направлен на подпись Президенту Российской Федерации.

Однако Президент Российской Федерации еще 28 ноября 1991 года Указом No. 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" установил, что непосредственное руководство Антимонопольным комитетом, как одним из центральных органов государственного управления, осуществляет Правительство Российской Федерации, а Указом от 12 декабря 1991 года No. 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" он определил место Антимонопольного комитета в системе центральных органов государственного управления и, следовательно, его подконтрольность Правительству России. Президент возложил на Антимонопольный комитет контроль за исполнением данного Указа и поддержку новых экономических структур.

19 декабря 1991 года Закон РСФСР "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был возвращен Президентом Верховному Совету для повторного рассмотрения.

26 декабря 1991 года Закон был повторно рассмотрен, принят Верховным Советом и вновь направлен на подпись Президенту. Но вопреки требованиям статьи 121(5) Конституции Российской Федерации Президент России Закон в течение трех дней не подписал. В этой ситуации, по мнению представителя Верховного Совета Российской Федерации, создалась неопределенность в статусе Антимонопольного комитета, что существенно ограничивало его действия в регулировании потребительского рынка, развитии конкуренции и, в конечном итоге, могло тормозить проведение экономической реформы.

Постановлением от 2 марта 1992 года No. 2435-I Президиум Верховного Совета Российской Федерации назначил исполняющего обязанности Председателя Антимонопольного комитета и предложил соответствующим комитетам внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольной политики Российской Федерации.

Президент России считает, что Верховным Советом Российской Федерации и его Президиумом нарушена часть третья статьи 109 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы и постановления, принятые Верховным Советом, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Между тем постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" Президенту предоставлено право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти.

В ходатайстве Президента также указано, что Законом РСФСР от 22 ноября 1991 года Антимонопольный комитет, в нарушение статьи 129 Конституции, выведен из состава Правительства. При этом Президиум Верховного Совета, назначив руководителя Антимонопольного комитета, изменил порядок его назначения Президентом России, что противоречит пункту 5 статьи 121(5) и части первой статьи 123 Конституции Российской Федерации.

2. Законом РСФСР от 22 ноября 1991 года нарушены установленный в Российской Федерации принцип разделения законодательной и исполнительной властей, а также закрепленное Конституцией Российской Федерации разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и управления, что противоречит требованиям статей 109, 114, 121(1), 121(5), 121(8), 122, 123, 125, 129 Конституции Российской Федерации.

Выведение Антимонопольного комитета из состава Совета Министров Российской Федерации и его переподчинение не согласуется с частью первой статьи 123 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что председатели государственных комитетов России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров, а также со статьей 129 Конституции Российской Федерации, согласно которой министерства и государственные комитеты Российской Федерации подчиняются Совету Министров Российской Федерации.

Изменение Верховным Советом подчиненности Антимонопольного комитета противоречит пункту 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы", которым Президенту предоставлено право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти. При этом Верховный Совет в соответствии со статьей 107 Конституции, как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью Антимонопольного комитета. В соответствии со статьей 116 Конституции Российской Федерации он правомочен создавать в своем составе постоянные комиссии палат и комитеты, которые осуществляют контроль за деятельностью государственных органов в порядке и формах, специфических для Верховного Совета как органа законодательной власти.

3. Законом РСФСР от 22 ноября 1991 года Верховный Совет расширил также компетенцию Президиума Верховного Совета, предоставив ему право утверждать Положение об Антимонопольном комитете и вносить в Верховный Совет представление о назначении его председателя. Это не согласуется со статьями 113 и 114 Конституции Российской Федерации, определяющими полномочия Президиума Верховного Совета как подотчетного Верховному Совету органа, обеспечивающего организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Осуществление Президиумом других полномочий, о возможности предоставления которых говорится в статье 113 Конституции, не может противоречить организационному характеру деятельности данного органа.

4. Несвоевременное подписание Президентом Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года является нарушением пункта 2 статьи 121(5) Конституции Российской Федерации. Президент обязан подписать закон в трехдневный срок после повторного рассмотрения и принятия, что не лишает его права обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации либо внести в порядке законодательной инициативы по этому вопросу другой законопроект.

Допущенное нарушение установленной Конституцией Российской Федерации процедуры рассмотрения и подписания законов могло вызвать отрицательные последствия при проведении экономической реформы и антимонопольных мероприятий. Однако это не могло послужить основанием для расширения компетенции Верховного Совета Российской Федерации и его Президиума за счет ущемления полномочий высших органов исполнительной власти. При этом Президиум Верховного Совета, назначив руководителя Антимонопольного комитета, фактически применил нормативный акт, не имеющий юридической силы, поскольку не был соблюден предусмотренный пунктом 2 статьи 121(5) Конституции Российской Федерации порядок подписания и обнародования законов.

На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 6, пунктами 1, 2, 4, 5, 6 части первой статьи 58, пунктом 2 части первой статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

 

постановил:

 

Признать Закон РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Согласно части второй статьи 65 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации с момента вступления в силу настоящего Постановления признаются недействующими положения других нормативных актов, основанные на Законе РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в "Российской газете".

Обратить внимание Президента Российской Федерации на нарушение им пункта 2 статьи 121(5) Конституции Российской Федерации, выразившееся в несвоевременном подписании им Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

 

За Секретаря

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.ВИТРУК

 

Решение принято большинством голосов (за - девять, против - два). Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрук, не согласный с постановлением, изложил особое мнение в письменном виде.

Верховный Совет Российской Федерации в связи с постановлением Конституционного Суда принял 15 июля 1992 года постановление No. 3309-I "Об отмене решения о принятии Верховным Советом Российской Федерации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", повторно рассмотренного Верховным Советом Российской Федерации 26 декабря 1991 года"<1>.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, No. 30, ст. 1801.

 

Законом Российской Федерации от 15 июля 1992 года статья 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была дополнена пунктом 2 следующего содержания: "Председатель Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации"<2>.

--------------------------------

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, No. 32, ст. 1882.

 

В данном ПОСТАНОВЛЕНИИ Конституционный Суд Российской Федерации установил, что акты, опубликованные с несоблюдением порядка их подписания и обнародования не имеют юридической силы!!!

Указав норму закона, закреплённую в Конституции РСФСР (основного закона) 1978 года п. 2 ст. 121.5 которая гласит:

 

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РОССИИ (принята ВС РСФСР 12-04-78) (ред от 10-12-92) (2019) Актуально в 2019 году

СТАТЬЯ 121.5.

Статья 121.5. Президент Российской Федерации:

1) обладает правом законодательной инициативы;

подписывает и обнародует законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента их принятия.

Законы, принятые Верховным Советом Российской Федерации, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом Российской Федерации для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон Российской Федерации принят большинством голосов от общего состава каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации, то Президент Российской Федерации обязан его подписать в течение трех дней;

3) представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов Российской Федерации о выполнении принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации социально - экономических и иных программ, о положении в Российской Федерации, обращается с посланиями к народу Российской Федерации, Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации. Съезд народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации вправе потребовать от Президента Российской Федерации внеочередного доклада;

4) назначает Председателя Совета Министров Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации;

5) назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации.

Министр иностранных дел Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации, министр внутренних дел Российской Федерации назначаются на должность с согласия Верховного Совета Российской Федерации;

(в ред. Закона РФ от 09.12.92 N 4061-1)

6) руководит деятельностью Совета Министров Российской Федерации;

6.1) представляет Верховному Совету Российской Федерации предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации;

(в ред. Закона РФ от 09.12.92 N 4061-1)

7) принимает отставку Правительства Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации;

8) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

9) возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом Российской Федерации;

10) ведет переговоры и подписывает от имени Российской Федерации международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом Российской Федерации;

11) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

По предложению Президента Российской Федерации созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации и внеочередные сессии Верховного Совета Российской Федерации.

Президент Российской Федерации не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации;

(в ред. Закона РФ от 21.04.92 N 2708-1)

12) объявляет в соответствии с законом Российской Федерации чрезвычайное положение. На территории республики в составе Российской Федерации чрезвычайное положение объявляется по согласованию с ее высшими органами государственной власти;

13) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища;

14) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Российской Федерации;

15) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации;

16) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации и присваивает высшие воинские звания в порядке, определяемом законом;

(в ред. Закона РФ от 09.12.92 N 4061-1)

17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: