ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Организационный период
Доминирующая потребность ребенка: Потребность в адаптации, т.е. в информации о требованиях, законах, перспективах нарождающегося коллектива и своего места в нем.
Задачи педагога: Организация деятельности и общения с целью удовлетворения информационного поиска. Обеспечение психологической защищенности ребят. Выработка законов жизни и отношений, перспектив деятельности. Добиться, чтобы традиции отношений, носителями которых являются педагоги, были приняты большинством ребят. Способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся сообществе.
Деятельность: Весь оргпериод построен по законам деятельностно-ориентационной коллективной творческой игры с правилами, командами, игровыми задачами, определенным сроком, подведением итогов и поощрением.
Деятельность, в основном, импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность проявиться ребятам с различными умениями, знаниями, навыками и склонностями. Вся деятельность организуется по малым, меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Каждый ребенок за оргпериод должен быть и организатором, и подчиненным в какой-либо деятельности.
Маленькие педагогические советы:
- помни, что все услышанное впервые воспринимается на 80%, а далее – на 30-50%;
- не формируй в оргпериод отдельно групп мальчиков и девочек;
- учи ребят ориентироваться во времени;
- доводи до конца начатое, в том числе и требования;
- обеспечь узнаваемость отряда
Период делового сотрудничества
Доминирующая потребность ребенка: Реализовать себя в официальной структуре.
Задачи педагога: Гуманизация деловых отношений, приводя их к образу «Заботы друг о друге». Помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения.
Деятельность: Коллективная творческая, способствующая укреплению авторитета отряда.
Содержание деятельности: Конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры с целью «поиска» деятельности, в которой отряд наиболее силен, имеет успех, а значит, способствует повышению авторитета отряда, а следовательно, укреплению в каждом позиции «наш отряд».
Показатели успешной деятельности: Официальная структура отряда работает неформально. Выделился и утвердился костяк организаторов ребят-организаторов.
Период скрытых внутренних конфликтов
На этот период можно констатировать, что доминирующей потребности – нет. Есть потребности отдельных групп.
Задачи педагога: Анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений. Способствовать единству отряда, для чего:
- вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
- добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;
- определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
- способствовать успеху этой коллективной деятельности.
Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:
- умение педагога анализировать и прогнозировать ситуацию;
- умение найти подходящий момент для решающего разговора;
- умение педагога вести демократичный разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить ребят от мелочей;
- позиция педагога, как защитника тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, равнодушию;
- умение педагога определить те общие идеи, которые разделят все в отряде: внимание друг к другу, забота друг о друге, человеческое достоинство, желание быть полезным, снисходительность к особенностям характера каждого и т.д.;
- умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, обязательно привлекательную для каждую и необходимую для всех. Другими словами, необходимо смещение мотивов деятельности с потребления на созидание, на творчество – в этом суть методики решения конфликтов в коллективе.
Итоги и показатели успешной деятельности: Принятые новые, конкретные законы жизни и отношений или актуализированы и конкретизированы те, что уже были составлены, но бездействовали. У всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле и организационно обеспечен успех задуманной деятельности.