В философских концепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы
активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы.
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Учение Канта сложилось в начале 70-х годов XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).
В разделе об учении Канта о международном праве и вечном мире философско-правовая позиция мыслителя вполне обоснованно увязывается с его теорией познания и этикой. Открытие противоречивой, диалектической природы разума, обнаружение единства и противоречивости существования человека и человеческого общества как объективной побудительной причины для возникновения законосообразного порядка и союза государств позволили Канту преодолеть метафизическую ограниченность просветителей и тем самым подняться на новую ступень в осмыслении начавшейся трансформации феодального сословно-крепостнического общества в общество буржуазной «свободы» и «равенства».
Развивая идеи Руссо о договорном происхождении государства, Кант делает центральным принципом своей политической концепции гражданскую свободу (свободу не повиноваться иному закону, кроме того, на который дается согласие). Этот принцип неразрывно связан у него с принципами гражданского равенства (в смысле равенства во взаимных моральных и правовых способностях н обязанностях между отдельным гражданином и «стоящими выше» лицами в составе народа)1 и гражданской самостоятельности (имелась в виду своего рода автономия прав и сил гражданина, простирающаяся на область его юридических действий я участие в делах государств как самостоятельной частицы в составе народа). Принципы гражданской свободы и равенства противостоят у Канта феодальному произволу и насилию, а также наследственным привилегиям, которые должны уступать, по мнению философа, достоинствам знания, способностей и накопленного опыта.
Достижение всеобщего правового гражданского общества и справедливого гражданского устройства — такова, по мысли Канта, величайшая проблема для рода человеческого, разрешить которую «вынуждает природа». Идеальной формой, наиболее соответствующей духу первоначального договора, он считал представительную республику. В то же время по способу применения права и осуществления власти он отдавал предпочтение автократии как самой простой (по сравнению с аристократией или демократией), хотя и наиболее опасной для народа и самого права формы ввиду заложенных в ней потенций к вырождению в деспотизм.
В 1784 г. в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве» Кант писал, что попытка философов разработать всемирную историю «согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода, должна признаваться возможной, как бы содействующей этой цели попыткой. В том же произведении Кант со всей определенностью признает, что совершенное гражданское устройство невозможно без установления законодательных (т. е. в рамках определенного правового состояния) внешних отношений между государствами. Уже в этот период философ пытается выявить тенденции и интересы, готовящие почву для «будущего великого государственного объединения народов», и выражает надежду, что «после некоторых преобразовательных революций» осуществится высшая цель природы — «всеобщее всемирно-гражданское состояние».
Возвращаясь к этой теме в «Метафизике нравов» уже после того, как был написан трактат «К вечному миру» (1790 г.), Кант в своем обосновании учения о праве народов, праве гражданина мира и праве государства народов исходит из двух принципиальных положений. Прежде всего, из верховенства принципов гражданской свободы, равенства и самостоятельности, лежащих в основе статуса гражданина как самостоятельной частицы в составе народа. Во-вторых, из того, что правовые взаимоотношения совокупности граждан (которые, согласно его концепции, собственно и создают государство) и отношения их к другим народам должны мыслиться в рамках общих понятий публичного права. Таким образом, в центре кантовской философии права и его международно-правовой концепции находится индивид и его правовые отношения с другими индивидами в составе народа, с гражданами других государств. Не случайно § 50 «Метафизики нравов», озаглавленный «О правовом отношении гражданина к отечеству и зарубежным странам», служит своеобразным обоснованием перехода к проблематике права народов (§ 53,—61) и права гражданина мира (§ 62).
Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Основные его произведения — "Феноменология духа" (1807 г.), "Наука логики" (1812—1816 гг.), "Энциклопедия философских наук" (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросамгосударства и права — "Философия права" (1821 г.).
Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь
делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету
философии духа.
В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира.
По Гегелю государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете речь идет о действительности государства как свободного и нравственного целого. В этом, по мнению Гегеля, состоит "нравственный момент войны, которую не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...".
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право – это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной. С этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Вместе с тем Гегель признавал, что даже в войне, как состоянии бесправия и насилия, продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира. "...Вообще война, – писал Гегель, – ведется не против внутренних институтов и мирной семейной и частной жизни, не против частных лиц". С одобрением Гегель отмечал, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние времена.
В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношений выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны".
Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.