Интонационные упражнения
Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.
^ Условные обозначения:
У — низкое грудное звучание;
у — высокое головное звучание;
↑ — повышение тона голоса;
↓ — понижение тона голоса.
Упражнение 1
П
ри произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.
Упражнение 2
Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.
Повторите упражнение.
по аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.
Упражнение 3
Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.
^ У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.
Упражнение 4
В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.
у у у у | О О о о | у у у у | а а А А | у у у у | э э э э | у у у у | и и и и | у у у у | ы ы ы ы | ?!?! | (вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д. |
Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.
ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?
ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!
^ ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ?
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ!
Упражнение 5
Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.
О
бразец 1
Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):
у - шу у - су у - фу у - ку у - ту у - пу | у - шо у - со у - фо у - ко у - то у - по | у - ша у - са у - фа у - ка у - та у - па | у - шэ у - сэ у - фэ у - кэ у - тэ у - пэ | у - шы у - сы у - фы у - кы у - ты у - пы |
О
бразец 2
Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):
у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа
у — ше — же у — шы — жы
у — су — зу у — со — зо у — са — за
у — сэ — зэ у — сы — зы
у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва
у — фэ — вэ у — фы — вы
и так далее по аналогии со звуками к — г, т — д, п — б.
Упражнение 6
Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:
Усталость: У__________Ф___________!
Отвращение: Ф__________У___________!
Презрение: Ф__________И___________!
Испуг: А__________X___________!
О__________X___________!
Удивление: О__________Й...
Боль: А__________А__________А_________!
Восторг: О__________О___________!
В__________О___________!
УРА___________!
Повеление: Н__________О___________!
Сомнение: Н__________У__________?
Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!
Укоризна: Ай-я-яй! То-то!
Сожаление: Ой-ё-ёй!
Упражнение 7
Произнесите междометие «о» с разной интонацией:
• удивленно;
• радостно;
• испуганно.
Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:
• восторженно;
• спокойно и благожелательно;
• категорическим тоном;
• вопросительно;
• задумчиво;
• скорбно;
• дерзко;
• иронически;
• с сожалением.
Упражнение 8
Произнесите предложения с заданной интонацией.
Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!
Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?
Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.
Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!
Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!
Упражнение 9
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
• «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
• «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
• «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
• «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.
Упражнение 10
Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма ма
па па па па
та та та та
ба бо бу бы
ла ло лу лы и т.д.
Упражнение 11
Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.
например:
зима весна лето осень
Упражнение 12
Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.
Например:
т
а та та та та
Упражнение 13
Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.
Ночью полил дождь.
У дороги шумели тополя.
Тиха украинская ночь.
Произнесите предложения с большим чувством.
Хорошо зимой в лесу!
Пусть сильнее грянет буря!
До чего красив закат!
Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.
Сколько тебе лет?
Ты живешь в новом доме?
У вас есть телефон?
Где ты работаешь?
Упражнение 14
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
^ Снег пошел
• Спрашиваете, удивляясь —?!
• Восхищаетесь, радуясь —!
• Огорчаетесь смене погоды.
• Уточняете —?
• Радостно сообщаете друзьям — 1!
Мы пойдем взоопарк
• Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы —?
• Уточняете, кто пойдет в зоопарк —?
• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк —?
Упражнение 15
Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
• Надменное негодование:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»
• Лесть и подобострастие:
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»
• Высокомерие:
«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»
• Сожаление, укоризна:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Упражнение 16
Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.
• ^ Вы мне утром звонили? — (Я).
• Вы мне утром звонили? — (Вам).
• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
• Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.
^ Моя книга на столе.
Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.
Упражнение 17
Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.
Реплика | Ответная реплика |
а) вопрос - сомнение: Яблоко от яблони недалеко падает? Около кола - колокола? Около кола - колокола? | утверждение (да, действительно так): Яблоко от яблони недалеко падает. Около кола - колокола. Около кола - колокола |
б) вопрос - удивление: От топота копыт пыль по полю летит? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? | утверждение и восхищение: От топота копыт пыль по полю летит! Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
в) утверждение - восхищение: Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! | сомнение (недоверие): Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.
Упражнение 18
Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.
— Дай альбом.
— На.
* * *
— Дай альбом.
— Альбом?
— Да, альбом.
— На.
* * *
— Дай альбом.
— Альбом?
— Да, альбом.
— На.
— Ой! Какой альбом!
* * *
— Дай альбом.
— Какой альбом? Тот?
— Нет, не тот.
— А какой?
— Тот.
— На.
— Ой, какой альбом!
Упражнение 20
Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.
^ Ты это сделал или кто другой?
Ты это сделал или кто другой?
Ты это сделал или не сделал?
Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту баснювчера выучил.
^
Методический комментарий
Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.
Упражнение 21
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь — слушанием.
Упражнение 22
Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.
Сказала тетя:
— Фи, футбол! (с пренебрежением)
Сказала мама:
— Фу, футбол! (с отвращением)
Сестра сказала:
— Ну, футбол! (разочарованно)
А я ответил:
— Во, футбол! (восторженно)
Упражнение 23
Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением, грустью, а последние две — мечтательно, с преувеличенным восторгом.
— Эх, — вздыхали рыбаки,
— Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
—Эх, — вздыхали судаки,
— Раньше были червяки...
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки!
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
(А. Усачев)
Упражнение 24. Слияние
Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».
— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вон оно что...
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая...
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?
— У кого — волосы?
— Да у Тамарки-то?
— Что-о?
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя...
— Да! Стой, стой!
— Ну что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Упражнение 26
Произнесите чистоговорки с изменением интонации (весело, грустно, оповещательно, жестко, гневно, удивленно, иронично).
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
На дороге с утра тарахтит трактор.
Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.
Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода.
Упражнение 27
Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных»: коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других — так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.
Сегодня очень хорошая погода.
Стол стоит.
Облака плывут.
Упражнение 28
Прочитайте лингвистическую сказку, вкладывая в произнесение текста вдохновение и силу чувств. Донесите до слушателей смысл текста, своеобразного по словесному оформлению. Поймут ли слушатели содержание сказки?
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И придудонились.
И Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
— Бутявок нетрямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.
(Л. Петрушевская)