ЦЕЛЬ: Расширять представление о практической жизни человека.
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами, традициями. Закреплять представление о строении и отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен. Развивать навыки художественно-творческого труда при работе с соленым тестом.
МАТЕРИАЛ и ОБОРУДОВАНИЕ: хлеб ржаной и пшеничный. Колосья и зерна пшеницы и ржи. Презентация по теме. Кофемолка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу к детям приходит Колобок.
Ребята, здравствуйте! Я – веселый Колобок, Колобок – румяный бок, пришел к вам в детский сад, да не один, а со своими родственниками, которые ждут вас в музыкальном зале.
Дети заходят в музыкальный зал
ПЕДАГОГ: Ребята, а где же родственники Колобка? Что вы здесь видите?
ДЕТИ: Булки хлеба.
ПЕДАГОГ: Из чего сделан Колобок?
ДЕТИ: Из муки.
ПЕДАГОГ: А хлеб?
ДЕТИ: Тоже из муки.
ПЕДАГОГ: Так значит Колобок и хлеб – родственники.
Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. (Дети присаживаются на стулья)
КОЛОБОК: Ребята, вы любите хлеб?
А когда вы его едите?
ДЕТИ: На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины. На обед и суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай мы пьем с бутербродом с медом или вареньем.
ПЕДАГОГ: Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей всегда встречали хлебом и солью.
КОЛОБОК: В старину про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». А какие вы пословицы про хлеб знаете?
ДЕТИ: - Много снега – много хлеба.
- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Хлеб да вода – молодецкая еда.
- Ржаной хлеб всему голова.
- Нива – Божья ладонь, всех кормит.
- Калач приестся, а хлеб никогда..
КОЛОБОК: Ребята, а из чего делают хлеб?
ДЕТИ: Из теста.
КОЛОБОК: А что нужно чтобы получилось тесто?
ДЕТИ: Вода, мука и соль.
КОЛОБОК: Где берут воду? Соль? А как сделать муку?
ПЕДАГОГ: Колобок, мы тебе расскажем, как делать муку.
Показывает технологическую карту.(Приложение)
Ребята, что нужно сделать в начале?
ДЕТИ: Чтобы был хлеб, весной в землю сеют зернышки пшеницы или ржи. На поле выезжают трактора, сеялки.
КОЛОБОК: В старину машин не было, и люди работали на поле вручную. Посмотрите на картинку слайда, как это было. Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, в храмах служили молебен и просили Святого Николая Чудотворца:
Угодник Николай!
Дай нам щедрый урожай,
Дай нам солнечных дней,
Дай нам теплых дождей.
Сбереги посевы
От небесного гнева,
От жары, от града,
От ночного хлада!
ПЕДАГОГ: А еще на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания, чтобы колосья росли спелыми, наливными, урожай был богатым. Мы с детьми знаем такие песни и сейчас их споем.
Дети исполняют русские народные песни «Нива золотая», «Расти рожь» (Музыкальный руководитель№5-2010г., стр.19).
ПЕДАГОГ: (обращает внимание на схему) Что происходит дальше.
ДЕТИ: Из зерен пшеницы и ржи вырастают колоски.
ПЕДАГОГ: Как выглядят хлебные колоски?
ДЕТИ: У колосков плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна ржи имеют продолговатую форму, а пшеницы – круглую.
ПЕДАГОГ: Ребята, что дальше происходит с колосьями, посмотрим по схеме.
ДЕТИ: Колоски становятся спелыми, начинается жатва.
1.Рожь наливается зерном
Тяжелым, урожайным.
И солнечным погожим днем
В поля идут комбайны. (Н. Забило)
2.Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. (Воронько)
КОЛОБОК: А знаете ли вы, что в старину колосья срезали острым серпом, потом связывали их в снопы. Складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Людей, которые убирали урожай, называли – жнецы.
ПЕДАГОГ: Колобок, мы с ребятами знаем старинную русскую народную песню, прославляющую жнецов.
Дети исполняют русскую народную песню «Уж мы песни поем» (Музыкальный руководитель №6-2010г., стр.25)
ПЕДАГОГ: (обращает внимание на схему) Ребята, что происходит дальше с колосьями?
ДЕТИ: Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно высыпается, а потом его отправляют на мельницу.
ПЕДАГОГ: Посмотрите, у меня есть намолоченные зерна пшеницы и ржи. Давайте проведем эксперимент и сделаем из зерен муку.
Дети и воспитатель перемалывают на кофемолке зерна. Сравнивают их по цвету, определяют - из какой муки пекут белый, а из какой черный хлеб.
КОЛОБОК: С работой справились, муку сделали. Теперь можно и отдохнуть. Ребята, вы знаете старинную русскую народную игру «Золотые ворота»? давайте в нее поиграем.
Дети играют в р.н.игру «Золотые ворота» (Музыкальный руководитель №6-2010г. стр.26), воспитатель во это время уходит за ширму и после игры выносит тесто.
ПЕДАГОГ: Пока вы играли, я вам тесто приготовила, чтобы испечь хлеб, батоны, булочки для кукольного магазина.
Дети лепят из теста хлебобулочные изделия. Складывают их на поднос и несут на кухню запекать.
ПЕДАГОГ: Колобок, мы пошли на кухню, попросить повара испечь наш хлеб. До свидания!
КОЛОБОК: Какие вы молодцы, ребята! До свидания!
Приложение