Тема 2.1. Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации.




План:

1. Порядок подготовки и проведения инвентаризации имущества; нормативно-правовое обеспечение инвентаризации; определение термина инвентаризации; функции, выполняемые инвентаризацией; задачи инвентаризации; варианты проведения инвентаризации в обязательном порядке; порядок и назначение заключения с работниками договоров о материальной ответственности.

2. Виды инвентаризации: полная и частичная, сплошная и выборочная, плановая и внеплановая, необходимая инвентаризация; установленное руководителем организации кол-во инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них; создание инвентаризационной комиссии; утверждение руководителем организации состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий; выполнение приказов о проведении инвентаризации документа о составе комиссии.

3. Проверка перед началом инвентаризации приходных и расходных документов и отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств; установление фактического наличия имущества и реально учтенных финансовых обязательств и составление инвентарных описей; способы определения фактического наличия имущества при инвентаризации; составление отдельных описей на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки.

4. Сроки передачи инвентаризационных описей в бухгалтерию, составление в бухгалтерии сличительных описей, и установление соответствия данных о фактическом наличии имущества и средств с данными бух учета.

1. Порядок подготовки и проведения инвентаризации закреплен в нормативно-правовых актах РФ. В частности к ним относятся:

1) ФЗ от 06.12.2011 г. № 402 «О бухгалтерском учете».

2) Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

3) Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

ФЗ «О бухгалтерском учете» является нормативно-правовым актом бухгалтерского учета 1 уровня. В его содержании инвентаризации отведена статья 11 «Инвентаризация активов и обязательств».

Нормативно-правовыми актами 2 уровня являются приказ Минфина № 49 и Постановление Госкомстата РФ № 88. Приказом определяется как общий порядок инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущественных и финансовых обязательств. Приказ состоит из 5 разделов и 18 приложений (унифицированных форм приказа, книг, описей, ярлыка, сличительных ведомостей). Однако, большинством организаций применяются унифицированные формы инвентаризационных описей и сличительных ведомостей (ИНВ), утвержденных постановлением Госкомстата РФ № 88.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, с помощью которых ведется бухгалтерский учет.

Метод бухгалтерского учета состоит из 8 элементов, одним из которых является инвентаризация.

Инвентаризация – это проверка средств путем их подсчета в наличии (Г.А. Понаморева).

Инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояние ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета (О. Н. Ренизова)

Функции инвентаризации:

· Контрольная: она заключается в том, что с одной стороны контролируются деятельность материально ответственного лица (наличие недостачи или излишков ценностей), с другой стороны деятельность бухгалтера (правильность ведения бухгалтерского учета)

· Обеспечение достоверности данных отчетности организации: за искажение этих данных руководство организации может быть привлечено к административной ответственности.

Задачи инвентаризации:

· Определение фактического наличия имущества и финансовых обязательств.

· Сопоставление фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета.

· Выявление результатов инвентаризации.

Варианты проведения инвентаризации в обязательном порядке:

1) При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

2) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

3) При смене материально ответственных лиц.

4) При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей.

5) В случае стихийных бедствий, пожара, аварии или других ЧС, вызванных экстремальными условиями.

6) При ликвидации (реорганизации) организации и других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативно-правовыми актами Минфина РФ.

Эти случаи определены пунктом 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.

Порядок и назначение заключения с работниками договоров о материальной ответственности.

Обеспечение сохранности имущества в процессе деятельности организаций любых форм собственности и предпринимателей всегда является актуальным с точки зрения экономики, управления и юриспруденции. Взаимодействие человека с предметами материального мира в процессе труда не только неизбежно влечет за собой позитивное преображение этого мира, но и создает реальную угрозу для сохранности орудий труда, материалов других материальных ценностей.

Законный интерес собственника средств производства (работодателя) в сохранности принадлежащей ему собственности, и в ее рациональном использовании в трудовом законодательстве обеспечивается институтом материальной ответственности.

Согласно статье 21 ТК РФ работник обязан «бережно относиться к имуществу работодателя», а работодатель, в свою очередь, вправе требовать от работников бережного отношения к своему имуществу, а также привлекать работников к материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу работодателя, определены в главе 39 ТК РФ. В соответствии со статьей 241 ТК РФ материальная ответственность работника носит ограниченный характер (не может превышать среднемесячного достатка). И только в 8 случая, указанных в статье 243 ТК РФ работодатель может привлечь работника к полной материальной ответственности.

Таким образом, материальная ответственность работника – это обязанность возместить причиненный работодателю ущерб.

Материальная ответственность бывает:

· полная

· ограниченная (основной вид материальной ответственности).

Работник может быть привлечен к ограниченной материальной ответственности в случаях:

1) Порчи или уничтожения имущества организации по небрежности или неосторожности;

2) Потери приборов или инструментов;

3) Недобора денежных сумм в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией своих договорных обязанностей по вине работника;

4) Утраты документов;

5) Полного или частичного обесцениваниядокументов в результате ненадлежащего оформления по вине работника;

6) Уплаты организацией штрафных санкций за ненадлежащее выполнение работников своих обязанностей.

Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающего среднего заработка, производится по распоряжению работодателя. Оно может быть произведено не позднее одного месяца со дня окончательного установленияразмера причиненного ущерба.

Согласно статье 242 ТК РФ под полной материальной ответственностью работника понимается обязанность работника, виновного в причинении ущерба, возместить его в полном объеме.

Случаи полной материальной ответственности:

1) Недостача ценностей вверенных на основании специального письменного договора;

2) Умышленный ущерб;

3) Ущерб в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

4) Ущерб в результате преступных действий, установленный трудом;

5) Ущерб в результате административного проступка;

6) Разглашение сведений, составляющих законом тайну;

7) Ущерб не при исполнении работником трудовых обязанностей;

8) Ущерб при исполнении работником трудовых обязанностей.

Заключение договора о полной материальной ответственности возможно с отдельным работником (индивидуальная материальная ответственность) или с целым коллективом (коллективная материальная ответственность). В первом случае договор подписывает работодатель и один работник, во втором случае письменный договор заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады). При возмещении ущерба в добровольном порядке степень вины каждого члена коллектива определяется ими по соглашению, в судебном порядке – судом. Решение работодателя об установлении полной коллективной материальной ответственности оформляется приказом, который прилагается к договору.

2. Инвентаризация бывает 2-х видов:

· Плановая, проводимая в заранее установленные сроки, утверждаемые руководителем организации. К плановым инвентаризациям относятся ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

· Внеплановая (внезапная), которая проводится неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие имущества и обязательств. Такая инвентаризация используется для дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества организации. Внеплановая инвентаризация может проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Кроме того, инвентаризация может быть как полной (сплошной), так и выборочной (частичной).

Полная инвентаризация охватывает все, без исключения, виды имущества и финансовые обязательства, а частичная один или несколько видов имущества и обязательств, например только денежные средства или только сырье, или только товары и т. д.

 

 

Виды контроля

 

 


Налог проверки ревизия аудит инвентаризация

Организация самостоятельно решает вопрос проведения полной или частичной инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике, исходя из требований действующего законодательства.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации:

1) Инвентаризация ОС может проводиться 1 раз в 3 года.

2) Библиотечных фондов 1 раз в 5 лет.

3) Товаров и иных оборотных средств, при смене материально ответственных лиц.

4) Товаров и иных оборотных средств не реже одного раза в месяц.

Решение о проведении инвентаризации принимает руководитель организации и утверждает это решение приказом.

Приказом устанавливается:

1) Срок проведения инвентаризации,

2) Наименование имущества или обязательств, подлежащих инвентаризации,

3) Причины инвентаризации,

4) Состав инвентаризационной комиссии.

Приказ имеет унифицированную форму ИНВ – 22. Все приказы о проведении инвентаризации регистрируются в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ – 23).

В организации может быть создано:

· Постоянно действующая инвентаризационная комиссия,

· Рабочая инвентаризационная комиссия. Она создаётся при большем объеме работ для одновременного проведения инвентаризации разных видов имущества и обязательств.

В состав комиссии должны входить только те специалисты, которые должны обязательно присутствовать при проведении инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии является основанием для признания результатов инвентаризации не действительными. Одной из распространенных ошибок является включение в инвентаризационную комиссию материально ответственных лиц при проверке имущества, за которое они отвечают.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы с указанием «до инвентаризации на (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что приходные документы сданы в бухгалтерию или комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие имущество при инвентаризации определяется путем:

1) Подсчета,

2) Взвешивания (если используются натуральные измерители массы),

3) Обмера (если используется натуральные измерители длины площади или объема)

Руководитель организации должен создавать условия, обеспечивающие полноту и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весовыми приборами и инструментами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По товарам и другим ценностям, хранящимся в не поврежденной упаковки поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) часть этих ценностей.

Определение веса (объема) навалочных товаров (наливных продуктов) допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Акты обмеров, технические расчеты и другие документы, послужившие основанием для установления фактического наличия имущества, прикладывается к инвентаризационным описям. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведутся раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце рабочего дня данные этих ведомостей сличают, и выявленный итог вносят в опись.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, должны быть оприходованы после даты инвентаризации. В инвентаризационные описи эти ценности не включаются. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера допускается отпускать ценности материально ответственными лицами в присутствии членов комиссии. На такие ценности составляются отдельные описи под наименованием «товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации» и «товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

На приходных и расходных документах председателем комиссии производится отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учетных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты, не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены:

· С использованием средств вычислительной техники,

· Ручным способом (чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток).

Наименования инвентаризационных ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единичных измерениях, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью:

· число порядковых номеров материальных ценностей на странице,

· общий итог количества натуральных показателей, записанных на странице вне зависимости от того, в каких единицах измерениях эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей. Исправления должны быть оговорены. В описях не допускается оставлять незаполненные строки на последних страницах, не заполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, токсировкии подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Если инвентаризация имущества проводится в течении нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце описи материально ответственному лицу дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких – либо претензий и принятия перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавшей - в сдаче этого имущества.

1 Приказ руководителя

2 3

Бухгалтерия инвентаризационная комиссия 5, 6

7 4

МОЛ

2 Приказ передается в бухгалтерию для заполнения титульного листа, перечня ценностей и полей по «данным бухгалтерского учета».

3 Инвентаризационные описи передаются председателю инвентаризационной комиссии.

5 Проводится инвентаризация фактического наличия имущества, заполняются инвентаризационные описи.

4 МОЛ передает все расходные и приходные документы и дает расписку на титульном листе инвентаризационной описи.

6 Проводятся итоги инвентаризации на каждом листе последнем листе описи все члены комиссии и материально ответственное лицо подписывают описи.

7 Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, и один экземпляр остается у материально ответственного лица.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Необходимость передачи товаров на ответственное хранение возникает достаточно часто. У покупателей для этого могут быть следующие причины:

· Получение от поставщиков ТМЦ, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежныхтребований и их оплаты.

· Получение от поставщиков неоплаченных ТМЦ, запрещенных к расходованию по условиям договора по их оплате.

Поставщики принимают на ответственное хранение уже проданный товар, в тех случаях, когда покупатели по тем или иным причинам не могут их вывезти.

В обоих случаях такие ценности учитываются на забалансовом счете 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Следует отметить, что организация, принявшая на хранение ценности должна руководствоваться нормами главы 47 «Хранение» ГК РФ. Первичными документами в случае передачи товаров на ответственное хранение являются акт по форме МХ-1….

В ходе своей деятельности предприятие часто арендует свое имущество, при этом соблюдаются следующие правила:

1) Заключается договор аренды,

2) Составляется акт передачи арендуемого имущества на момент заключения договора и по его окончании,

3) Арендованное имущество учитывается у арендодателя на балансовом счете 03, а у арендатора на забалансовом счете 001,

4) Если договор аренды заключается сроком выше одного года и арендуется недвижимость, то договор подлежит обязательной государственной регистрации,

5) Срок договора аренды должен соответствовать периоду отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Аренде отведена отдельная глава ГК РФ.

Многие компании для оптимизации производственного процесса передают свое сырье в переработку другим организациям, договор на переработку давальческого сырья следует квалифицировать как договор подряда отношений, по которым регулирует глава 37 ГК РФ. У организации давальца давальческое сырье учитывается на счете 10.7. При этом на момент передачи давальческого сырья оформляется накладная по форме М – 15.После переработки сырья организация давалец должна получить от переработчика отчет об перерасходованных материалах и акт приема передачи выполненных работ. У организации переработчика на основании накладной (форма М-15) давальческое сырье учитывается на забалансовом счете 003.

3. Сроки передачи инвентаризационных описей в бухгалтерию определяются руководителем организации. Бухгалтерия проверяет правильность всех проведенных расчетов. Если в результате сравнения данных выявлены отклонения, то бухгалтерия составляет сличительную ведомость (ИНВ-18 или ИНВ-19). Сличительная ведомость заполняется в двух экземплярах на суммы отклонений (первый в бухгалтерию, второй в МОЛ).

Отклонение (-)

 

недостача излишки

(ФН < ДБУ) (ФН >ДБУ)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: