ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАФЕДРЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ ТюмГНГУ




Летом в июле 2010 года состоялась первая религиоведческая экспедиция к старообрядцам беспоповского согласия, Исецкого района, Тюменской области. Экспедицию организовал старший преподаватель кафедры «Религиоведение» Тюм-ГНГУ, кандидат богословия диакон Дмитрий Николаевич Майоров, так же в качестве научного консультанта в экспедиции участвовал профессор кафедры «Религиоведение» Суровягин Станислав Павлович. Экспедиция состоялась по благословению благочинного Исецкого района иерея Вадима Баранова.

Летнее утро Тюменского автовокзала, текло в привычном режиме, люди спешили на свои рейсы, возились с чемоданами, а кто-то устало зевал в зале ожидания. И лишь возбужденная группа молодых людей, по виду явных студентов, привлекала общее внимание. Студенты собирались разные, но объединял их неподдельный интерес к религиозным традициям нашей Родины. И в частности к тому пути, что прошло Православное христианство, за тысячу лет с момента появления на Руси, и та трагедия что расколола Русскую Церковь, и привела к появлению старообрядчества.

В Исецком районе располагаться деревня *Бобылёво*, в которой в своё время была одна из крупнейших старообрядческих общин Сибири. История их появления понятна. Люди бежали за хребты уральских гор, скрываясь от преследований со стороны официальных властей. И уже здесь пытались обжиться наладить ремёсла, а также производство предметов религиозной необходимости – икон, бронзовых крестов, книг. Это те вещи, без которых религиозный человек не мыслит своего существования. Для большей сохранности даже иконы старообрядцы стали отливать из бронзы, поэтому и до наших дней сохранились прекрасные образчики данного вида искусства.

Итак, после *полуторачасовой* езды на хорошо оснащённом автобусе, наша экспедиция прибыла на Исецкий автовокзал. Там нас встретил священнослужитель Исецкого благочиния диакон Дионисий Картавин, и представители местного казачества, которые любезно согласились предоставить нам транспорт. Первым пунктом экспедиции стало посещение местного храма Казанской иконы Божией Матери, построенного целиком из дерева.

 

Впечатления передать сложно, многие из студентов, вообще первый раз вступили в храм, построенный только из дерева, и безусловно были впечатлены удивительной атмосферой, намоленностью и необычайно мирным Духом, царившем в этих святых стенах. Тем временем, о. Дионисий рассказал собравшимся о местночтимом святом: преподобном Андрее Рафайловском. Особенно замечательна история обретения мощей знаменитого схимонаха

И так после памятного фота, на фоне храма восхищённые студенты отправились к следующему пункту своей экспедиции, а именно Исецкому краеведческому музею.

Гостей принимала радужнейшая женщины, сотрудник местного музея *имя не помню*. Она во всех подробностях описала возникновение сели Исецкое. Село как выяснилось берет своё название, от Исецкого острога, что располагался в непосредственной близости от озера Исеть. Долгое время существовало мнение, что Исеть получила название от племени исседонов, населявших некогда ее берега. Существует другая версия. Ученые утверждают, что «Исседон» - не народность, а сама река Исеть, следовательно, «исседон» и есть название Исети, т.е. «иссе» - река на языке скифов. Так же много говорилось о советском периоде села, но для религиоведов особенно интересным, оказался именно зал с историей старообрядчества. Что тут только не было: иконы, медные кресты, книги, и даже макет молельной избы, где центральное положение занимал классический старообрядческий деревянный крест. А на одной из лавок, лежало сокровище из сокровищ – настоящая лестовка. Это уникальные чётки, свойственные только старообрядцам, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы. В каждом бобочке защита маленькая бумажка, с начертанной на ней «Иисусовой молитвой». Иконы подставляли особый интерес. Как правило с верху и с низу в доску врезался прямой деревянный брус, это позволяло иконам не деформироваться со временем. Старообрядцы активно критиковали нововведения в иконных, придерживаясь строгого древнерусского и византийского стилей, за образец брались иконы Андрея Рублёва, так как именно их ставит образцом «Стоглавый собор». На этих иконах всё строго канонично, всегда есть четкий обрез, и написание имени святого. Был в этом музее раздел и о новообрядческом Православии, в частности существовал в Исецком районе большой женский монастырь * название забыл*. Узнав также о археологических раскопках, и животном мире Исецкого района, получив в подарок книгу Анатолия Емельянова «Село Исецкое. Краеведческие записки», экспедиция двинулась к своей главной цели. Впереди лежала деревня «Бобылёво».

С первого взгляда на эту деревню могло показаться что жизнь здесь остановилась с распадом Советского союза. Повсюду виднелись заброшенные ангары, сельхоз-техника. Однако при ближайшем рассмотрении, всё оказалось не так мрачно. Дома в большинстве своём ухоженные, слышаться звуки домашней скотины, виднеются ухоженные огороды. Когда мы подъезжали к зданию местного музея и по совместительству культурного центра деревни, нас уже встречал человек явно старообрядческое внешности, густая борода спускалась ему на грудь, был он в парадной вышитой рубашке, и с красивой резной тростью в руках. Звали его *имя забыл*

Встреча поколений смутила обе стороны. Со стороны старообрядцев были в основном женщины, преклонного возраста, старшей и самой уважаемой бабушке было за 80 лет. Студенты смущённо молчали, инициативу на себя взял руководитель экспедиции Дмитрий Николаевич. Он сказал речь о важности сохранения русской истории и культуры и актуальности этой культуры в современном мире. О том, как нуждается современное общество в тех духовных ценностях, которые здесь хранились веками, передаваясь из поколения в поколение. Но к сожалению, как оказалось, мы спохватились довольно поздно. Да, нам удалось лично пообщаться с людьми ещё живой традиции беспоповского старообрядчества. Но многих вещей, известных религиоведам по историческим источникам эти люди уже не помнят. Так, например, первые беспоповцы, бережно хранили Святые Дары, освященные на дораскольной литургии. И в качестве причастия, опускали в эти Дары тонкую иглу, и потом эту же иглу опускали в чашу с вином. И таким образом причащались. Никто из бабушек не вспомнил такого, они всю свою жизни молились, не знаю таинства Святого Причащения! Не вольно поражаешься силе духа, этих простых людей, не отступающих от своей веры, даже не имею живой Евхаристии. Таинство крещения тоже практически забыто, помнят, что крестили в бочке, а вот что при этом читалось, уже не помнят, маленькие они были, не допускали их. А потом революция случилась, и никто их не учил более… Но всё же по просьбе студентов, три старшие бабушки, согласились при всех спеть молитвенный канон. Вот где каждый находящийся в помещении почувствовал дыхание древней Руси. Пели они особым образом: Знаменное пение основано на осмогласии. Название происходит от старославянского слова «знамя». Пели они не поставленным классическим голосом, а своим, как и положено по канону. В ответ Православная делегация в лице о. Дионисия и его помощника, исполнили Пасхальный канон «Христос воскресе из мертвых». Вот она встреча традиций. Но все же впечатления оставались скорее тяжёлыми. Как бы печально это не звучало, но единственный обряд, который более или менее помнят старообрядцы так это похороны. Важными элементами которого являются – чистая белая рубаха, особый вид лестовки, тоже белой, и конечно же домовина – особый вид гроба, выколачиваемый из цельного бревна. Хотя и этот обычай уже отходит на второй план и Бобылёвцы говорят, что последний раз домовину себе готовил один местный житель лет тридцать назад.

Время постепенно клонилось к обеду, и нас пригласили в местный музей, находящейся в этом же здании. А в прежнем месте уже накрывали на стол. Осмотрев деревенский музей, и подивившись старинным предметам, назначение которых нам городским казалось весьма загадочным. Был роскошный обед, на столах было изобилие блюд из картошки, но основным блюдом, была картофельная запеканка, приготовленная, как нам рассказали, по старому рецепту. А после обильного обеда, каждый смог лично пообщаться с местными людьми, выяснить детали, которые интересовали именно его. В частности, удалось узнать, что старообрядцы считают лестовку – оружием Богородицы, против бесов. А на вопрос: «Сами ли вы делали эту лестовку?», мы услышали печальный рассказ о том, как эту лестовку её обладательница нашла в мусорной куче. Увидев, как её сосед выбросил церковные книги, она пошла спасти их от исчезновения, и нашла эти настолько редкие сегодня чётки.

Последним пунктом нашего пребывания в деревне, стало посещения развалин местного Православного храма. Как оказалось, до революции здесь в Бобылёво, жили не только старообрядцы, но и Православные христиане. Но их фактически истребила атеистическая власть. Ныне руины этой деревянной церкви представляют собой унылую картину на фоне потрясающего по красоте пейзажа, ведь сразу за храмом располагается широчайшее русское поле. Однако не всё так плохо, как нам рассказал о. Дионисий, сюда регулярно приезжают священники из Исецкого благочиния, и служат молебны, на которые приходят местные жители, в которых понемногу просыпается память и любовь к родной культуре. И кто знает, возможно, по милости Божьей, и восстановят храм.

 

Вывод всё экспедиции получился не утешительный, традиция беспоповства почти умерла, Возможно, мы имели возможность соприкоснуться лично с последними живыми носителями той вековой традиции, которая так бережно оберегалась её носителями. Но как говорят они сами не скрывая этого, с их смертью уже никто не сможет продолжить эту традицию. Однако тот старейшина, о котором я говорил в начале *имя забыл*, так определил судьбу беспоповства: «Вот сюда Православные приезжают, молиться людей учат. Так я думаю это и лучше, старообрядческой общины здесь нет уже, не смогла она выжить в советские годы, а Православие осталось и сейчас здесь есть. Ну и хорошо, что есть главное, чтобы люди Бога не забывали». Разумные слова, ведь кто знает, возможно, на то был промысел Господень, чтобы хоть так преодолеть раскол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: