В. Екимов. Натюрморт с книгами и свечёй




Методическое обоснование

Тема мастерской: «Тайнопись» лирики Б. Пастернака

Эпиграф: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» М. И. Цветаева

Содержание мастерской: работа со своеобразием творческой личности Б. Пастернака, его лирического героя и художественного пространства лирического текста на материале стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».

Цель: познакомить учащихся с творческой индивидуальностью Б. Пастернака, помочь открыть учащимся тайны лирики поэта.

Концепция: обобщить знания о Б. Пастернаке и его творчестве на примере стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».

Воспитательные задачи: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Образовательные задачи: научить видеть особенности поэтического мира Б. Л. Пастернака, научить применять теоретико-литературные знания к конкретным текстам.

Этапы урока-мастерской:

Этап Образовательные задачи Методы и приемы работы Расчет времени
1. сонастройка Обеспечить взаимную настройку учащихся друг на друга и на изучаемую тему. Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом. 3 минуты
2. индукция Актуализировать внутренний мир учащихся, создать личностное отношение к предмету обсуждения Использование индуктора (горящая свеча), элементы беседы. 5 минут
3. Деконструкция Разрушить имеющиеся знания, способствовать осознанию их неполноты. Работа с текстом стихотворения «Зимний вечер», элементы беседы. 10 минут
4. Реконструкция Способствовать построению новых знаний. Индивидуальная работа, работа по группам с текстами стихотворений. 20 минут
5. Рефлексия и разрыв Помочь осознать, что и зачем было сделано в ходе мастерской. Индивидуальное мини-сочинение на тему «Я читаю Б. Пастернака…». 5 минут

Конспект урока

С О Н А С Т Р О Й К А

П: Он мог стать художником, музыкантом, философом, но в 19 лет стал поэтом! Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую Бориса Леонидовича Пастернака. Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Поняли ли вы лирику поэта?

У: Готовясь дома к уроку, я прочитал немало стихотворений Пастернака, они все обладают магией и завораживают, но не всегда можно объяснить, чем именно, отсюда и не всегда понимаешь.

П: Вот как сама поэтесса ответила на свой вопрос: «Пастернак - это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), это как смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)». Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.

У: записывают тему урока

И Н Д У К Ц И Я

На учительском столе стоит свеча - и н д у к т о р

П: в книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» высказана одна интересная идея: отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой. Согласны ли вы с этим утверждением?

У: конечно, звуки можно проассоциировать с определёнными цветами на основе тех эмоций, которые они у нас вызывают.

П: попробуйте сами определить, с каким цветом у вас ассоциируются буквы А, Я, О, Е, И, У, Ы. Напишите или раскрасьте буквы.

Сравниваются полученные результаты

П: итак, можно заметить общие тенденции: А, Я – чаще красноватые, И - синий, самый мрачный и т. д. Учёные же предлагают следующее цветовое соответствие: А - густо-красный, Я - ярко-красный, О - светло-желтый или белый, Е – зеленый, желто-зеленый, Э - зеленоватый, И - синий, Й - синеватый, У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю - голубоватый, сиреневый, Ы- мрачный темно-коричневый или черный.

Д Е К О Н С Т Р У К Ц И Я

П: а теперь давайте возьмём на себя смелость провести небольшой эксперимент. Перед вами стихотворение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь». Какие ассоциации вызывает у вас его название?

У: указывают на пушкинские аллюзии

Чтение стихотворения «Зимняя ночь»

П: Какова тональность стихотворения? Какие эмоции и настроение?

У: поэт показывает смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

П: какие цвета, как вы думаете, могли бы преобладать в описываемой автором картине?

У: тёплые, слегка приглушённые

П: проверим свои догадки. Опираясь на теорию стихоцвета, «раскрасим» отдельные звуки (буквы)

Работа в группах на карточках-текстах: 1 учащийся – красный цвет, 2 учащийся – синий, 3 учащийся – желтый цвет, 4 учащийся - зеленый)

Итоги работы:

Е - 63 буквы (зеленый, желто-зеленый)

О – 48 (светло-желтый или белый)

А – 57 (густо-красный)

И – 19 (синий)


Преобладает красный цвет, зеленый, и жёлтый. Есть и синий, который в меньшинстве.

П: что же символизирует красный цвет? Синий? Зелёный? Жёлтый?

У: высказывают свои предположения. Подводят итог, приходят к выводу, что красный означает напряжение сил, тяжелый труд, необязательно, что физический. Возможно, это труд душевный. Душевные смятения и одолевающие страсти.

Синий цвет – холодный. Соотносится с образом вьюги, метели.

Желтый означает веселье, разрядка напряженности, радость, красота, тепло.

Зеленый – жизнь, жизненные силы, молодость

П: что дает нам эта цветопись?

У: красный, жёлтый и зелёный в соединении нам дают цвета, которые могут быть соотнесены не только с горящей свечой в прямом смысле, но и в метафорическом – свечой, которая в душе самого лирического героя. Этим оттенкам теплоты, чувственности противостоит холодный синий и белый как символ холодной, неприветливой стихии.

П: молодцы. Теперь давайте посмотрим на доску

На доске репродукции картин С. Корытова, В. Екимова,

П: соотнесите их цветовую гамму с тем, что мы получили в ходе анализа стихотворения «Зимний вечер»

У: приходят к выводу, что на живописных полотнах преобладает палитра приглушённых, но тёплых цветов горящей свечи. Цвета на картинах практически идентичны тем, что обнаружились в стихотворении.

 

Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я

С А М О К О Н С Т Р У К Ц И Я

П: перу Б. Л. Пастернака принадлежит множество поразительно тонких и красивых стихотворений совершенно разной тональности и настроения. Но легко обнаруживается их непререкаемое сходство – мастерство писателя. Обратимся к вашему личному читательскому опыту. Расскажите о тех стихотворениях, которые вы подобрали дома. Чем они вас затронули? Какие мотивы оказались вам особенно близки?

У: зачитывают по поднятой руке выбранные стихотворения и производят небольшой анализ, опирающийся на свои собственные читательские впечатления и ощущения.

С О Ц И О К О Н С Т Р У К Ц И Я

П: а теперь мы объединимся в группы и вместе проанализируем предложенные стихотворения. Результатами своего мини-исследования группы делятся друг с другом.

У: работа в группах. Анализ предложенных стихотворений («Быть знаменитым некрасиво…», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Весна», «Сон»)

По плану:
1. Проявляется ли здесь принципы теории цветописи? Если да, то какими тонами «окрашено» стихотворение?

2. Основные мотивы стихотворения, основные образы

3. Образ лирического героя

4. Композиция стихотворения

5. Средства художественной выразительности

С О Ц И А Л И З А Ц И Я

У: представляют результаты работы. Группы делятся друг с другом результатами.

 

Р А З Р ЫВ

П: для того, чтобы создать полноценную картину об образе Пастернака как поэта, обратимся к критике.

Предлагаются статьи М. Цветаевой «Пастернак и быт», «Пастернак и день», «Пастернак и дождь»; В. Брюсова «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», О. Мандельштама «Заметки о поэзии».

П: выпишите отдельные мысли, совпадающие или противоречащие вашим, но показавшиеся интересными. Поделитесь проделанной работой.

У: работают со статьями, выписывают интересный материал, делятся своими впечатлениями.

П: для каждого из нас образ Пастернака наверняка останется «своим». Эмоции и чувства, которые вызывает его творчество, отличаются разнообразием и неповторимостью. Вашим домашним заданием будет творческая работа. «Я читаю Пастернака…..». Постарайтесь рассказать в небольшом по объёму сочинении, какой он – ваш Пастернак.

Р Е Ф Л Е К С И Я

П: поделитесь своими ощущениями и впечатлениями от урока? Что запомнилось? Что показалось наиболее интересным? Какие новые знания вы сумели почерпнуть?

У: обмениваются мнениями.

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е


Корытов Сергей. Натюрморт со свечей

 

В. Екимов. Натюрморт с книгами и свечёй


М. И. Цветаева

Пастернак и быт.

Первое, что в круговой поруке пастернаковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его – и: «прозаичность» его. Не только приметы дня: часа!

Наличность быта, кажется доказана. Теперь – что с ним делать? Верней, что с ним делает Пастернак, и что он – с Пастернаком? Во-первых, Пастернак его зорко видит: схватит и отпустит. Быт для Пастернака – что земля для шага: секунды придерж и отрывание. Быт у него почти всегда в движении: мельница, вагон, бродячий запах бродящего вина, говор мембран, шарканье клумб, выхлестнутый чай…Поверьте: даже сон у него в движении.

Быта, как косности, как обстановки…..вы не найдете вовсе. Его быт на свежем воздухе.

Теперь о прозаизме.

Прозаизм Пастернака, кроме природной зоркости, это святой отпор Жизни – эстетству….Где на протяжении 136 страниц вы найдете хоть одну эстетствующую запятую?

Пастернак и Маяковский. Нет, Пастернак страшней. Одним его «Послесловием» покрыты все 150 миллионов Маяковского. Смотрите конец:

И всем, чем дышалось оврагами века,

Всей тьмой ботанической ризницы,

Пахнет по тифозной тоске тюфяка

И хаосом зарослей брызнется.

Вот оно – Возмездие! Хаосом зарослей – по разлагающемуся тюфяку эстетства!


М. И. Цветаева

Пастернак и день.

Летний день семнадцатого года жарок: в лоск – под топотом спотыкающегося фронта. Как же встретил Пастернак эту лавину из лавин – Революцию.

Достоверных примет семнадцатого года в книге мало, при зорчайшем вслушивании, при учитывании тишайших умыслов – три, четыре, пять таких примет.

Пастернак не прятался от Революции в те или иные интеллигентские подвалы. Встреча была. – Увидел он ее впервые – там где-то – в маревах – взметнувшейся копной, услышал – в стонущем бегстве дорог. Давалась она ему как все в его жизни – через природу. Летом 17-го года он шел с ней в шаг: вслушивался.


Пастернак и дождь.

Но страстнее трав, зорь, вьюг – возлюбил Пастернак: дождь. (Ну и надождил же он поэту! – Вся книга плывет!) Но какой неосенний, не мелкий, не дождичек – дождь! Дождь – джигит, а не дождичек!

Господа, вы теперь знаете по Пастернака и дождь. Также у Пастернака с росой, с листвой, с зарей, с землей, с травой…Кстати, попутное наблюдение: разительное отсутствие в кругу пастернаковской природы – животного царства: ни клыка, ни рога. … Даже птица редка. Мироздание точно ограничилось для него четвертым днем. – Допонять. Додумать.

Это не отзыв: попытка выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный современник, на которого мне не хватило грудной клетки.


В. Я. Брюсов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: