Методическое обоснование
Тема мастерской: «Тайнопись» лирики Б. Пастернака
Эпиграф: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» М. И. Цветаева
Содержание мастерской: работа со своеобразием творческой личности Б. Пастернака, его лирического героя и художественного пространства лирического текста на материале стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».
Цель: познакомить учащихся с творческой индивидуальностью Б. Пастернака, помочь открыть учащимся тайны лирики поэта.
Концепция: обобщить знания о Б. Пастернаке и его творчестве на примере стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».
Воспитательные задачи: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Образовательные задачи: научить видеть особенности поэтического мира Б. Л. Пастернака, научить применять теоретико-литературные знания к конкретным текстам.
Этапы урока-мастерской:
Этап | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Расчет времени |
1. сонастройка | Обеспечить взаимную настройку учащихся друг на друга и на изучаемую тему. | Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом. | 3 минуты |
2. индукция | Актуализировать внутренний мир учащихся, создать личностное отношение к предмету обсуждения | Использование индуктора (горящая свеча), элементы беседы. | 5 минут |
3. Деконструкция | Разрушить имеющиеся знания, способствовать осознанию их неполноты. | Работа с текстом стихотворения «Зимний вечер», элементы беседы. | 10 минут |
4. Реконструкция | Способствовать построению новых знаний. | Индивидуальная работа, работа по группам с текстами стихотворений. | 20 минут |
5. Рефлексия и разрыв | Помочь осознать, что и зачем было сделано в ходе мастерской. | Индивидуальное мини-сочинение на тему «Я читаю Б. Пастернака…». | 5 минут |
Конспект урока
С О Н А С Т Р О Й К А
П: Он мог стать художником, музыкантом, философом, но в 19 лет стал поэтом! Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую Бориса Леонидовича Пастернака. Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Поняли ли вы лирику поэта?
У: Готовясь дома к уроку, я прочитал немало стихотворений Пастернака, они все обладают магией и завораживают, но не всегда можно объяснить, чем именно, отсюда и не всегда понимаешь.
П: Вот как сама поэтесса ответила на свой вопрос: «Пастернак - это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), это как смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)». Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.
У: записывают тему урока
И Н Д У К Ц И Я
На учительском столе стоит свеча - и н д у к т о р
П: в книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» высказана одна интересная идея: отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой. Согласны ли вы с этим утверждением?
У: конечно, звуки можно проассоциировать с определёнными цветами на основе тех эмоций, которые они у нас вызывают.
П: попробуйте сами определить, с каким цветом у вас ассоциируются буквы А, Я, О, Е, И, У, Ы. Напишите или раскрасьте буквы.
Сравниваются полученные результаты
П: итак, можно заметить общие тенденции: А, Я – чаще красноватые, И - синий, самый мрачный и т. д. Учёные же предлагают следующее цветовое соответствие: А - густо-красный, Я - ярко-красный, О - светло-желтый или белый, Е – зеленый, желто-зеленый, Э - зеленоватый, И - синий, Й - синеватый, У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю - голубоватый, сиреневый, Ы- мрачный темно-коричневый или черный.
Д Е К О Н С Т Р У К Ц И Я
П: а теперь давайте возьмём на себя смелость провести небольшой эксперимент. Перед вами стихотворение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь». Какие ассоциации вызывает у вас его название?
У: указывают на пушкинские аллюзии
Чтение стихотворения «Зимняя ночь»
П: Какова тональность стихотворения? Какие эмоции и настроение?
У: поэт показывает смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.
П: какие цвета, как вы думаете, могли бы преобладать в описываемой автором картине?
У: тёплые, слегка приглушённые
П: проверим свои догадки. Опираясь на теорию стихоцвета, «раскрасим» отдельные звуки (буквы)
Работа в группах на карточках-текстах: 1 учащийся – красный цвет, 2 учащийся – синий, 3 учащийся – желтый цвет, 4 учащийся - зеленый)
Итоги работы:
Е - 63 буквы (зеленый, желто-зеленый)
О – 48 (светло-желтый или белый)
А – 57 (густо-красный)
И – 19 (синий)
Преобладает красный цвет, зеленый, и жёлтый. Есть и синий, который в меньшинстве.
П: что же символизирует красный цвет? Синий? Зелёный? Жёлтый?
У: высказывают свои предположения. Подводят итог, приходят к выводу, что красный означает напряжение сил, тяжелый труд, необязательно, что физический. Возможно, это труд душевный. Душевные смятения и одолевающие страсти.
Синий цвет – холодный. Соотносится с образом вьюги, метели.
Желтый означает веселье, разрядка напряженности, радость, красота, тепло.
Зеленый – жизнь, жизненные силы, молодость
П: что дает нам эта цветопись?
У: красный, жёлтый и зелёный в соединении нам дают цвета, которые могут быть соотнесены не только с горящей свечой в прямом смысле, но и в метафорическом – свечой, которая в душе самого лирического героя. Этим оттенкам теплоты, чувственности противостоит холодный синий и белый как символ холодной, неприветливой стихии.
П: молодцы. Теперь давайте посмотрим на доску
На доске репродукции картин С. Корытова, В. Екимова,
П: соотнесите их цветовую гамму с тем, что мы получили в ходе анализа стихотворения «Зимний вечер»
У: приходят к выводу, что на живописных полотнах преобладает палитра приглушённых, но тёплых цветов горящей свечи. Цвета на картинах практически идентичны тем, что обнаружились в стихотворении.
Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я
С А М О К О Н С Т Р У К Ц И Я
П: перу Б. Л. Пастернака принадлежит множество поразительно тонких и красивых стихотворений совершенно разной тональности и настроения. Но легко обнаруживается их непререкаемое сходство – мастерство писателя. Обратимся к вашему личному читательскому опыту. Расскажите о тех стихотворениях, которые вы подобрали дома. Чем они вас затронули? Какие мотивы оказались вам особенно близки?
У: зачитывают по поднятой руке выбранные стихотворения и производят небольшой анализ, опирающийся на свои собственные читательские впечатления и ощущения.
С О Ц И О К О Н С Т Р У К Ц И Я
П: а теперь мы объединимся в группы и вместе проанализируем предложенные стихотворения. Результатами своего мини-исследования группы делятся друг с другом.
У: работа в группах. Анализ предложенных стихотворений («Быть знаменитым некрасиво…», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Весна», «Сон»)
По плану:
1. Проявляется ли здесь принципы теории цветописи? Если да, то какими тонами «окрашено» стихотворение?
2. Основные мотивы стихотворения, основные образы
3. Образ лирического героя
4. Композиция стихотворения
5. Средства художественной выразительности
С О Ц И А Л И З А Ц И Я
У: представляют результаты работы. Группы делятся друг с другом результатами.
Р А З Р ЫВ
П: для того, чтобы создать полноценную картину об образе Пастернака как поэта, обратимся к критике.
Предлагаются статьи М. Цветаевой «Пастернак и быт», «Пастернак и день», «Пастернак и дождь»; В. Брюсова «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», О. Мандельштама «Заметки о поэзии».
П: выпишите отдельные мысли, совпадающие или противоречащие вашим, но показавшиеся интересными. Поделитесь проделанной работой.
У: работают со статьями, выписывают интересный материал, делятся своими впечатлениями.
П: для каждого из нас образ Пастернака наверняка останется «своим». Эмоции и чувства, которые вызывает его творчество, отличаются разнообразием и неповторимостью. Вашим домашним заданием будет творческая работа. «Я читаю Пастернака…..». Постарайтесь рассказать в небольшом по объёму сочинении, какой он – ваш Пастернак.
Р Е Ф Л Е К С И Я
П: поделитесь своими ощущениями и впечатлениями от урока? Что запомнилось? Что показалось наиболее интересным? Какие новые знания вы сумели почерпнуть?
У: обмениваются мнениями.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Корытов Сергей. Натюрморт со свечей
В. Екимов. Натюрморт с книгами и свечёй
М. И. Цветаева
Пастернак и быт.
Первое, что в круговой поруке пастернаковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его – и: «прозаичность» его. Не только приметы дня: часа!
Наличность быта, кажется доказана. Теперь – что с ним делать? Верней, что с ним делает Пастернак, и что он – с Пастернаком? Во-первых, Пастернак его зорко видит: схватит и отпустит. Быт для Пастернака – что земля для шага: секунды придерж и отрывание. Быт у него почти всегда в движении: мельница, вагон, бродячий запах бродящего вина, говор мембран, шарканье клумб, выхлестнутый чай…Поверьте: даже сон у него в движении.
Быта, как косности, как обстановки…..вы не найдете вовсе. Его быт на свежем воздухе.
Теперь о прозаизме.
Прозаизм Пастернака, кроме природной зоркости, это святой отпор Жизни – эстетству….Где на протяжении 136 страниц вы найдете хоть одну эстетствующую запятую?
Пастернак и Маяковский. Нет, Пастернак страшней. Одним его «Послесловием» покрыты все 150 миллионов Маяковского. Смотрите конец:
И всем, чем дышалось оврагами века,
Всей тьмой ботанической ризницы,
Пахнет по тифозной тоске тюфяка
И хаосом зарослей брызнется.
Вот оно – Возмездие! Хаосом зарослей – по разлагающемуся тюфяку эстетства!
М. И. Цветаева
Пастернак и день.
Летний день семнадцатого года жарок: в лоск – под топотом спотыкающегося фронта. Как же встретил Пастернак эту лавину из лавин – Революцию.
Достоверных примет семнадцатого года в книге мало, при зорчайшем вслушивании, при учитывании тишайших умыслов – три, четыре, пять таких примет.
Пастернак не прятался от Революции в те или иные интеллигентские подвалы. Встреча была. – Увидел он ее впервые – там где-то – в маревах – взметнувшейся копной, услышал – в стонущем бегстве дорог. Давалась она ему как все в его жизни – через природу. Летом 17-го года он шел с ней в шаг: вслушивался.
Пастернак и дождь.
Но страстнее трав, зорь, вьюг – возлюбил Пастернак: дождь. (Ну и надождил же он поэту! – Вся книга плывет!) Но какой неосенний, не мелкий, не дождичек – дождь! Дождь – джигит, а не дождичек!
Господа, вы теперь знаете по Пастернака и дождь. Также у Пастернака с росой, с листвой, с зарей, с землей, с травой…Кстати, попутное наблюдение: разительное отсутствие в кругу пастернаковской природы – животного царства: ни клыка, ни рога. … Даже птица редка. Мироздание точно ограничилось для него четвертым днем. – Допонять. Додумать.
Это не отзыв: попытка выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный современник, на которого мне не хватило грудной клетки.
В. Я. Брюсов