I. Работа с текстом художественного произведения




Работы победителей и призёров

Московской региональной олимпиады школьников по русскому языку

В работах сохранен авторский стиль и авторская пунктуация

 

Класс

I. Работа с текстом художественного произведения

Олимпиадное задание

 

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1.Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя?

2.Найдите в стихотворении:

- стилистические фигуры и тропы;

- категориальное различие и сходство времен глагола;

- индивидуально-авторское сочетание слов.

3. Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств

в тексте.

4. Дайте лингвистический комментарий к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов?

5.Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения.

 

Работа 1.

 

Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено. I катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.

I катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, III катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

I катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: "«унылую тень", например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».

Стиль II катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к III катрену. Его стиль и ключевое слово - умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в I, и в IIIчетверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во II катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными I, III и “воинственным“ IIкатренами.

В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

Давайте проведем небольшой эксперимент: из I катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь … тень,

Одна ты печалишь … день.

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении (да и прозе!) никак нельзя!

 

4. Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

5. Думаю, да, является. Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Ознаменовалось это восторженностью, порывистостью. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

Работа 2.

 

Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес», так и душа поэта становится ясной и светлой.

Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури!» лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

В стихотворении А.С. Пушкина «Туча» мы видим художественный образ тучи. Она является совокупностью всех отрицательных эмоций автора, но в то же время туча нужна природе, траве и деревьям нужен дождь. Туча олицетворение чего-то непостоянного: вот она «издает таинственный гром», а вот уже мчится по небу, подгоняемая ветром.

Итак, туча – символ непостоянности, грустная и унылая, но очень необходимая для природы.

В стихотворении много интересных троп. Например, эпитеты «рассеянная буря», «таинственный гром», «алчная земля», «ликующий день» и др. В первой строфе стихотворения присутствует анафора – единоначатие:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Во второй же строфе мы можем заметить намеренное повторение автором гласных звуков – ассонанс. В данном случае – повторение гласного звука «О»- создает звуковой образ бури. Мы как бы слышим гром, нам страшно, и невольно вырываются звуки страха и восторга –междометия «О» и «А».

Ты неб о недавн о кругом о блегчала,

И м о лния грозн о тебя о бвивала,

И ты издавала таинственный гр о м.

Описывая недавно бушующую бурю, автор использует ассонанс.

Автор словно участвует в действии своего стихотворения. В третьей строфе можно увидеть индивидуально-авторское сочетание слов: «Довольно, сокройся!» Так автор словно возомнил себя повелителем бурь, приказывая туче скорее умчаться прочь.

В стихотворении присутствует и языковое средство – категориальное различие времен глаголов. Автор описывает в стихотворении два действия: прошедшую бурю и оставшуюся тучку. Следовательно, властвовавшая несколько минут назад буря уже окончилась, значит и употребляет автор прошедшее время для глаголов, связанных со стихией (облега л а, обвива л а, издава л а, пош л а). Но теперь настала новая, тихая и спокойная пора, когда туча осталась одна и осуществляет последние свои действия (нес ешь ся, навод ишь, печал ишь).

Работа 3.

Стихотворение «Туча» относится к последнему этапу творчества А.С. Пушкина. В стихотворении изображена пейзажная картина, очень динамичная. Движение, развитие дается через антитезу, которая передается настоящим и прошедшим временем глаголов. Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе образ лирического героя проникнут чувством одиночества. Повторение слова «одна» и анафора стилистических фигур («унылую тень» – «ликующий день») еще раз подчеркивают чувства лирического героя.

Во второй строфе лирический герой погружается в мысли о прошлом. Это передается использованием глаголов прошедшего времени («облегала», «издавала», «обвивала», «пошла»). Для придания эксцентричности, приподнятости настроения автор использует лексическую анафору (и…, и …) и частый повтор слова «ты». Также мы можем наблюдать восклицания в 1 и 3 строфе. В третьей строфе лирический герой обращается к туче («Довольно, скройся!) Эта просьба кажется нелогичной в свете произошедших событий. Но далее это объясняется использованием прошедшего времени глаголов («миновалась», «промчалась»).

Очень интересна лексика стихотворения. Слово «лазурь» употреблено в значении яркого, голубого неба. «Алчная» – жаждущая, просящая влаги. В сочетании с существительным получается олицетворение. Слова «миновалась», «скройся», «древес» – архаизмы. Они используются для сохранения ритма и рифмы стихотворения.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с использованием парной рифмы (мужской и женской).

Образы в стихотворении являются не только символическими, но и аллегорическими. Возможно, под бурей подразумевается какое-то бурное чувство, оставившее след в душе поэта. Или это своего рода обращение к царю. Александр Сергеевич напоминает ему о декабристском восстании. Он надеется на освобождение сосланных декабристов.

Если это так, то образ тучи в этом стихотворении является нетрадиционным для поэтического языка первой половины 19 века. Туча обозначала опасность («Повесть о полку Игореве», «Руслан и Людмила»). Я считаю, что А.С. Пушкин нашел новое звучание и расширил значение слова «туча».

 

Олимпиадное задание

I. Работа с текстом художественного произведения

Проведите лингвистический анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

 

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

Работа 1

Стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» очень характерно.

Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы»

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.

Работа 2.

Перед нами развернута метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам гибкости, жизнелюбия. Опорными словами являются зима – невзгоды, весна – полнокровная свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

Стихотворение дышит движением, а ни одного слова, непосредственно выражающего движение, в нем нет. В большей степени стихотворение уникально тем, что два очень разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. Наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней сосредоточена вся сила стихотворения. Художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т.е. напевным стилем. В первой строфе использованы назывные побудительные предложения, так как Фет стремился выразить всю сложность душевной жизни человека и природы. Во второй строфе закрывается кульминация в душе и в природе. В третьей строфе противительный союз меняет настроение лирического героя, и за картинами жестокой зимы чувствуется возрождение надежды. Стихотворение написано трехсложным амфибрахием с перекрестной ж/м рифмой.

Поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую. При этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. Само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. Также в стихотворении использованы устаревшие формы: «жизнию», «сжимаяся». Чувствуется авторское присутствие: «напрасные на них застыли слезы», «скорбящая душа».

Фет воспринимается поэтом-символистом, который как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту. Именно в неистребимой способности все пропустить через сердце воспринимается его творчество».

 

 

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: