Конституционный вопрос в трудах западников.




 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 3 группы

Очного отделения

Пузина Элеонора.

 

 

Тамбов 2011

В 40-60 годы XIX века в общественном движении России приобрели значительный вес два противостоявших друг другу политических течения славянофилы и западники.

Первые выступали против того, чтобы Россия следовала Западу, отстаивая тезис о ее самобытности. Вторые, напротив, призывали перенять общеевропейский путь, отвергая специфику российского будущего.
К славянофилам принадлежали писатели, публицисты К.С.Аксаков, братья И.В.и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков и другие. Их политические взгляды были тесно связаны и переплетались со специфической и религиозно-философской и социологической концепцией.

Славянофилы стояли за сохранение царского самодержавия и стремились представить монархический идеал как идеал народный, делающий неприемлемыми в России и революцию, и конституционализм, не говоря уже о республике. Боязнь революции и демократических преобразований привела славянофилов к негативной оценке декабристов, яростной борьбе против революционно-демократической идеологии. Вместе с тем славянофилы не были лишены некоторой доли оппозиционности правительства, высказывались против угнетательской системы правительства, критически оценивали царствование Николая I, как господство насильственной, «ложной системы». Все это имело в своей основе ту же тенденцию противопоставить ей идеальный «народный монархизм», совместимый с «автономией общественной жизни народа».
Западники - П.В.Анненков, И.В.Вернадский, Б.Н.Чичерин и другие публицисты, писатели, ряд представителей университетской юридической науки - занимали по отношению к проблемам конституционализма и путей будущего развития России противоположную славянофилам позицию.
Конституционализм западников, как правило, укладывался в схему буржуазно-либерального ограничения царской власти, негативного отношения к революции и демократии, разрабатывался в расчете на реформы «сверху».
Б.Н.Чичерин в лекциях по истории политических учений в Московском университете и опубликованным на их основе пятитомном курсе разворачивал широкую картину истории политико-правовой мысли (только в западных странах, а не в России).

Либерализм западников и либерализм славянофилов разнороден и значительно различается в его практическом преломлении, но оба направления противостояли прогрессивным идеям революционной демократии в России.

 

 

Видными представителями западников из числа правоведов были К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XX столетия. В 40-х гг. в спорах славянофилов и их оппонентов на стороне западников были В. Г. Белинский, А. И. Герцен; Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, П. В. Анненков.

В отличие от славянофилов Кавелин считал, что наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к постепенному созданию у нас общественности и юридической гражданственности, хотя и в неразвитой форме "умственной, нравственной и гражданской культуры".

С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855), для которого историческое развитие всегда сопровождается борьбой разнородных сил и каждую эпоху отделяет от другой "резкое различие", в том числе войны и революции (например, завоевания древних германцев, Французская революция XVIII в.). Историческое развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не возвращаются к прежним пунктам, "из борьбы их исходят вечно новые результаты".

После реформ 60-х гг. острота разногласий между славянофилами и западниками утратила свое былое значение.

 

Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".

В первой четверти XIX в. в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь реформам для создания гражданского общества, радикально-революционная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем, и консервативная (охранительная) идеология, выступавшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к реформистской политико-правовой идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западников, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое здесь как бы открывается заново, причем некоторые открытия перспективны с точки зрения исторической науки (исследования связей идей западников и славянофилов с теорией "русского социализма"), другие же представляют собой рассчитанные на сенсацию фантастические домыслы, противоречащие источникам.

Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: