Лексико-грамматические разряды имен существительных — это группы существительных со сходными лексико-семантическими значениями и грамматическими особенностями.
Разряды имен сущ. | Значение | Примечания | |
Лексическое | Грамматическое | ||
Собственные | Названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных (имена собственные, географи-ческие, астрономические и административные названия, названия исторических событий, наград и т.п.): Анна, Республика Беларусь, Венера. | Как правило, имеют или только единственное число: Гродно, Байкал, Марс (большинство), или только множественное число: Альпы, Близнецы. | 1. Две формы числа могут иметь имена собственные, когда называют разных лиц с одним наименованием: двое Петровых, пять Тань, две Америки. 2. Могут переходить в нарицательные: маниловы, чичиковы (обозначение типичных свойств, качеств); ампер, дизель, маузер (названия от фамилий Ампер, Дизель, Маузер). |
Нарицатель-ные | Обобщенные наимено-вания однородных предметов, явлений: дом, снегопад, желание. | Как правило, имеют формы единственного и множественного числа: дом — дома, брат – братья, небо – небеса. | 1. Некоторые нарицательные существительные имеют формы только единственного числа (ед.ч.) или только множественного числа (мн.ч.): молоко, ворота, прятки. 2. Могут переходить в имена собственные: деревня Озеры, собака Шарик, медаль «Золотая Звезда». |
Конкретные | Называют определенные предметы и явления, взятые в отдельности и потому подвергающиеся счету: кошка, письмо, ландыш. | Могут подвергаться счету и сочетаться с числительными: две кошки, три письма, три ландыша. | 1. Обычно имеют формы и единственного, и множественного числа: дерево — деревья, книга — книги. 2. Некоторые конкретные существительные имеют только формы мн. ч. Это слова, которые обозначают предметы, состоящие из нескольких частей или парные предметы: ножницы, ворота, грабли. |
Абстрактные (отвлеченные) | Называют отвлеченные действия или признаки, отвлеченные от производителя действия или предмета: возникновение, выборы, эгоизм. | Имеют, как правило, только формы единственного числа, не сочетаются с числительными. | 1. Некоторые существительные, приобретая конкретное значение, употребляются во множественном числе для обозначения интенсивности, повторяемости: разные судьбы, зимние холода. 2. Сочетания с числительными встречаются в устойчивых выражениях и фразеологизмах: семь потов. |
Вещественные | Обозначают однородную по своему составу массу, вещества (жидкости, металлы, химические элементы, пищевые продукты и т.п.): азот, дрожжи, обои. | Имеют формы или только ед.ч., или только мн.ч.: молоко, земляника, чернила, | 1. Могут сочетаться со словами меры: килограмм сахару(а), стакан чая(ю). 2. При обозначении сортов, большого количества, занимающего большое пространство могут образовывать формы множественного числа: крымские вина, твердые сыры, подземные воды. |
Собиратель-ные | Обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как неделимое целое: молодежь, аристократия, шпана. | Имеют только единственное число, хотя обозначают множество. Не могут опреде-ляться количест-венными числительными. | 1. Обладают часто особыми словообразовательными суффиксами: -в(а),-ств(о), -ств(о), -ур(а), -ат: листва, детвора, студенчество, профессура, пролетариат. 2. Слова, обозначающие часть от общего и поддающиеся счету, являются конкретными: два отряда, семь групп. |
Единичные (сингулятивы) | Называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов (одно из вещественного или собирательного): горошинка (горох), снежинка (снег), профессор (профессура), крестьянин (крестьянство) | Имеют соотносительные формы числа, поддаются счету: горошинка — две горошинки, соломинка – три соломинки. | Обладают особыми слово-образовательными суффиксами: -ин-, -инк-: чаинка (чай), пылинка, горошина. |
Существительные общего рода
В пословице «Придёт трудяга – силу утроит, придёт лентяй – дело расстроит» слово трудяга – это существительное общего рода. Такие существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: Андрей – трудяга. А если они обозначают лиц женского пола, то относятся к существительным женского рода: Марина – трудяга. К общему роду эти существительные относятся вне текста.
Такие слова используют в разговорной речи для оценки людей и их различных качеств. Одобрительная оценка есть у слов молодец, молодчина, умница, трудяга, чистюля. Негативная оценка: выскочка, грязнуля, зазнайка, невежа, недоучка, попрошайка, хапуга, ябеда.
Необходимо отличать значения слов невежа и невежда. Невежа – это грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда – это малообразованный человек, профан. Невежа – древнерусское слово, невежда – из старославянского языка.
К существительным общего рода относятся также имена типа Женя, Саша, которые совмещают значения названий лиц как мужского, так и женского пола.
К именам существительным общего рода тяготеют некоторые слова, называющие лиц по профессии, должности, по роду занятий. Например, слово врач может обозначать как мужчину, так и женщину. Глагол прошедшего времени при подлежащем врач покажет, о ком идёт речь: «Врач Крамаренко выписала рецепт». – «Врач Крамаренко выписал рецепт».
Определение-прилагательное при существительном врач употребляется только в мужском роде: «Дежурный врач Крамаренко выписала рецепт». – «Дежурный врач Крамаренко выписал рецепт». Нельзя говорить дежурная врач, хорошая врач.
Примеры слов, называющих лиц по профессии, роду занятий: директор, секретарь, декан, судья, инженер, агроном, академик, геолог.
Отсутствие существительных женского рода у слов врач, директор, декан, тренер и подобных привело к тому, что в языке появились вариации: врачиха, директриса, деканша, тренерша. Но они имеют разговорно-сниженную окраску. Допустимы слова с суффиксом -их-, давно существующие в языке: портниха, ткачиха, пловчиха и некоторые другие. Но форма директриса не стала литературной нормой.
В официальной речи нужно употреблять существительные мужского рода без оценочных суффиксов: «Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором».
Задание: Определите способы образования слов.
егоза
грязнуля
сорвиголова