Мотивация учения. Ее структура.
Мот-я – побужд-е к действию; динамич. пр-с физиологич-о и психологич-о плана, управл-щий повед-м чел-а, определяющий его направл-ть, организ-ть, актив-ть и устойч-ть. Учеб. мотив-я (УМ)определ-ся как частный вид М, включ. в опред-ую деят-ть, - в дан. случае деят-ть учения, уч. д-ть. УМ определяется: 1. Самой образов-ой сис-ой, образов-ыми учрежд-ями; 2. Организ-ей образ-ого пр-са; 3. Субъект-ми особен-ми обучающегося (возр., пол, сп-ти, интел-ое ~); 4. Субъект-ми особен-ми педагога и прежде всего с-мы его отнош. к уч-ку, к делу; 5. Спецификой учеб-о предмета. УМ системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. УМ побуждается иеархией мотивов, в кот. доминирующими м.б. либо внутр. мотивы, либо соц. мотивы. Строение УМ: потреб-ть в учении (всякая деят-ть начин. с потр-ей, складывающихся во время взаимод-ия реб. со взрослым; потреб-ть – направл-ть актив-ти реб-а, психич. сост-е, созд-ее предпосылку деят-ти), смысл учения, мотив учения (мотив – напр-ть актив-ти на предмет, внутреннее психич. сост-е чел-а), цель (цель – напр-ть актив-ти на промежуточный рез-т, представл-ий этап достиж-я предмета потреб-ти), эмоции, отнош. и интерес (осн. черта ин-а – эмоцион. окрашенность).
34. Психологическая причинность и причинные схемы в учении.
Одним из важных факторов, использовавшихся в прогр-х тренинга мотивации достиж. для измен-я мотивации учащ-ся, была так назыв. «психолог. причинность». В своих исследов. психологи уже давно обнар. тот факт, что люди по-разному восприн. и объясн. прич. своих действий и поступков, своего поведе. в целом. Было показано также, что особ-ти этой психологич. причин-ти существенно влияют на разл. хар-ки повед. чел-ка. Ψ-ая прич-ть предст. собой пост. действующий фактор, включенный практич. во все виды целенапр. повед. чел-ка. Большую роль игр. этот фактор и в УД. К прим., по рез-м контр. раб. учащ. получил низкую отметку. Свой неуспех может быть отнесен за счет либо недостатка СП-тей, либо недост-ти усилий, либо трудности контр-го зад., либо отсутствия везения. Причинные схемы - это не только рассудочные сужд. и оценки. Они всегда связ. с эмоц. жизнью учащ., с эмоц. пережив. тех или иных рез-в и достиж. в учении. Успех, объясняемый внешн. фактор. (легкостью задачи, везением), вызыв. гораздо меньшее чув-во удовлетвор. и гордости достигнутым, чем успех, припис. действию внутрен.факторов (СП-тям и усилиям). При внеш. припис. неуспеха эмоц. пережив. стыда и раскаяния уменьш., а при внутр. припис., напротив, возраст. Опытные учителя знают и умело исп. все эти эмоциогенные особ-ти причин. схем в индивид. раб. с учащ-ся. Прич. схемы явл. составляющ. мотивац. пр-са. Мотивация учения в целом во многом определ-ся особен-ми использующ. учащ. (и учит-ми) прич. схем, т.к. типичные схемы восприятия и объясн. учащ-ся причин и последствий своего повед. непосредственно влияют на его мотивац., либо побуждая учащ. к данному повед., либо вызывая у них апатию, безынициат-ть и равнодушие. Выученная беспомощность - это крайне негатив. прич. схема. Обладатели кот. искренне убеждены, что вероятность тех или иных последствий их д-й и повед. в целом не завис. от того, что они дел. Иначе говоря, эти учащ. видят основн. прич. последствий своих д-й во внеш. и нестаб. факторах или в везении. Ряд исследов. был посвящен выяснен. того обстоят-ва, каким образом влияют причин. схемы на повед. уч-ся с различ. мотивацией достиж. в ус-х разн. рода внеш. помех. Оказ., что эти усл. более благопр. для уч-ся с низкой мотивац. достиж., т.к. внешнее приписыв. прич. неуспеха (как вызван. внеш. помех.) как бы защищ. заниж. образ «Я» этих уч-ся от негат. пережив. неуспеха и стыда за этот неуспех и тем самым оказыв. стимулирующ. возд-е на их повед. И напротив, уч-ся с высок. мотивац. достижения лучше чувствов. себя при отсутствии внеш. помех, т. е. в усл-х, когда они могли припис. свои достиж. внутр. факторам.
Психолого-педагогическая эффективность тренинга личностной причинности.
Концеп. личностной прич-ти была разраб. группой америк. психологов во главе с Р.Д. Чармсом. Он предлож. определ. личностной прич-ти как «инициации индивидом повед. с намерением вызвать, измен. в своем окруж.». Для того чтобы определ. эффект-ть тренинга, был разраб. спец. диагностич. метод для измер. выраж-ти личностной прич-ти. Дан. метод был основан на анализе содерж. проективных рассказов испыт-х. Эти рассказы тщат. анализир., а затем кодиров. в соотв. с наличием в них след. 6 катег.: 1) внутр. целеполаг., т. е. самост. постан. героем перед самим собой определ-х целей («Мальчик решил, что непрем. науч. хор. игр. на скрипке...»); 2) внутр. детерминация деят-ти как инструментальной по отнош. к достиж. поставл. цели («С эт. дня он нач. кажд. день по 2 часа заним. муз.»); 3) реалистичность воспр. героем обстоят-в и усл., в кот. осуществл. повед. («Мальчик знал, что родит. не хот. бы вид. его музыкантом»); 4) личная ответств-ть («Он поним., что только он сам долж. планир. свои занятия муз.»); 5) уверен-ть в себе («Он был абсол. увер. в своих силах и в том, что он добьется поставл. цели....»); 6) внутр. контроль над повед. («Даже когда дома никого не было, он старат. заним. ни минут. меньше обычн.»). Испытуемыми были одни и те же учащ., кот. учились снач. в 5, затем в 6 и 7 кл. Уч-ся были распредел. на 2 гр. – эксперимент-ю и контр. Тренинг личностной прич-и осущ. только в эксперимент. группе. Рез-ты были суммиров. по 4 гр.: 1. Влияние тренинга личностной прич-ти на учителей, участвовавших в исследов. (учителя, приним. участ. в эксперимент. части исследов., добились более значим. успехов в своей профессион. деят-ти, чем учит. контр. кл-в). 2. Влияние тренинга на особен-ти повед. учителей в классе (учителя экспер. кл-в восприним. учащимися как создающие более благопр. Ψ-ий климат для формир. личностной прич-ти и чувства «источника» у уч-ся). 3. Влияние тренинга на учащихся (тренинг оказ. значимое возд-е на чувство «источника» у уч-ся экспер. кл-в: в них у уч-ся значимо возрастал суммарный показат. личн. прич-ти). 4. Влияние тренинга на УД учащихся (в конце кажд. года уч-ся проход. тест; с пом. этого теста можно было оценить продвиж. уч-ся по различ. гр. навыков - языковым, нав. счета и чтения. Рез-ты обследов. показ., что уч-ся экспер-х кл-в получ. лучшие рез-ты, чем их сверстники из контр. кл-в). Т. обр., рез-ты исслед. однозначно показ., что тренинг личностной прич-ти оказ. благопр. множеств. эффект на пр-с обуч., затрагив. как деят-ть учит., так и деят-ть уч-ся.