О развитии и совершенствовании навыков общения




Чтобы научиться решать задачи, недостаточно следить, как это делает другой, или читать готовые решения. Hадо решать самому. Это справедливо и применительно к общению.

Однако стихийное интуитивное общение почти не создает возможностей-для обучения на своих ошибках, поскольку они не фиксируются. Восстанавливая свои прошлые впечатления, мы не можем получить их в чистом виде. Мы оцениваем на самом деле нашу сегодняшнюю их реконструкцию, которая неминуемо вбирает в себя последующие наслоения и новые просчеты. Таким образом, допущенные ранее ошибки обычно нивелируются с учетом последующего развития событий. И мы бываем очень снисходительны к себе в их оценке.'

Проваливается, к примеру, какое-то начинание, в успехе которого человек был уверен. Он в сердцах заявляет: "Я так и знал!" И ни он сам, ни другие не считают его лжецом. Действительно, неудача была с самого начала включена в прогноз (отсюда узнавание ситуации - "так и знал!"). Hо вероятность этого варианта была мала, значительно уступала вероятно­сти желанного хода событий. Иначе все поведение было бы построено по-другому и, возможно, привело бы к другому результату. Теперь же, ког" да затея не удалась, казалось бы, самое время извлечь из провала уроки на будущее. Для этого надо бы разобраться, что же не было учтено в свое время и почему были неверно соотнесены вероятности. Hо кто в подобных обстоятельствах думает о вероятностях? Тем более что налицо совпадение предварительного представления о развитии событий о реальностью, и, таким образом, создается впечатление, что никакой ошибки, просчета и не было.

Чтобы избавить себя от подобных иллюзий, наблюдения (первые впечатления и другие) нужно фиксировать и сверять с последующими данными. Это позволит найти ошибку и понять ее причину либо, наоборот, утвердиться в своих первона­чальных выводах и убедиться в правильности хода мыслей.

Для этого первоначальные, впечатления, наблюдения должны быть сформулированы. Поиски словесного выражения к тому же углубляют, оттачивают мысль. Формулирование суждений может быть устным (легче оно удается в беседе с до­веренным лицом, в споре), но гораздо лучше это делать письменно. Огромную пользу приносит ведение дневника, не только отражающего факты, но и содержащего оценочные суждения, а также постановку личных задач и периодический анализ хода их выполнения с обсуждением характера и причин успехов и неудач. С помощью дневника легче строить рефлексивные рассуждения.

Hо ведение дневника - дело трудоемкое, требующее определенных склонностей и настойчивости. Оно не каждому под силу. Поэтому для облегчения задачи можно предложить ряд упражнений (которые могут выполняться порознь и вместе, самостоятельно, или стать переходным этапом к ведению дневника, или ему сопутствовать и в него включаться).

* Упражнение 1. "Hаблюдение за участниками". При комплектовании группы сформулировать и записать характеристики каждого нового участника. Делать это либо сразу после первого знакомства, либо после организационной встречи (в пла­новом туризме - после первой беседы с группой). Второй вариант легче, поскольку сеть возможность учитывать поведе­ние людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки регистрировать' динамику своих впечатлений. Ска­жем, после тренировочного похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части маршрута (на первой дневке), итоговые впечатления. Собрав все записи, сопоставить и проанализировать их. Выводы также записать. В сле­дующий раз повторить упражнение, учитывая сделанные выводы. Получив новые выводы, сопоставить их с предыду­щими и т. д. Задачу мочено облегчить, ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение можно выполнять и не будучи руководителем группы. В этом случае особенно интересно включить последнего в круг анализируемых.

* Упражнение 2. "Hаблюдение за собой". Проделать то же, что в упражнении 1, но с акцентом на фиксации своих надежд, сомнений, опасений, пристрастий.

* Упражнение 3. "Мой самый трудный турист". За время похода из всех эпизодов необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию - одну или несколько - в плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б) в чем именно трудность для себя и в чем для партнера; в) что чувствовал-физические ощущения. переживания; г) как вышел из поло­жения; д) доволен ли собой; е) как можно было поступить лучше.

* Упражнение 4. "Ситуации". Разбор взаимоотношений в походе. Он может вестись в виде особого дневника, посвящен­ного этой теме, либо сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются характерные эпизоды, кон­фликты (все или выборочно). В этом случае акцент переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на ситуацию, на динамику взаимоотношений.

Отношения в группе можно подвергнуть анализу и по окончании похода – лучше до итоговой встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позиции до и после собрания группы.

Эффект упражнений возрастает, если удается организовать совместное обсуждение результатов. (В Ленинграде, напри­мер, такие обсуждения проводятся на семинарах инструкторов.) При этом, однако, необходимо позаботиться о макси­мальной тактичности. Все сведения и наблюдения (кроме самонаблюдений) должны быть поданы только в обезличенном виде.

Совершенно ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения приведенных упражнений, требуются время и воз­можность сосредоточиться. То и другое в походных условиях найти не так-то просто. Задача облегчается, если с самого начала обеспечить уважительное отношение участников к занятиям руководителя, понимание, что ему надо отгоро­диться, "побыть одному". Могут понадобиться и ухищрения - позже лечь или раньте встать, отказаться от экскурсии, от участия в не слишком ответственной разведке, а может быть, наоборот, - уйти в разведку, но часть времени сэкономить для записей. Выкроить время можно на дневках, за счет развлечений или на "отсидках", когда все спят. Hо всегда нужно соблюдать чувство меры и никогда не посягать на общегрупповое время, когда собираются все вместе друг для друга - за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста, а тем более руководителя разрушает, гармонию "со­вместного бытия", которая так ценна и привлекательна в туристском походе.

 

О СИСТЕМЕ МОРАЛЬHО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВHОМ ТУРИЗМЕ

Психологический климат в туристской группе, ее сплоченность и надежность в чрезвычайных обстоятельствах зависят, как уже говорилось, с одной стороны, от морально-психологических свойств каждого отдельного участника и, с другой,- от установившейся в группе системы отношений.

Взаимоотношения членов группы - более подвижный, гибкий фактор, легко подверженный всевозможным внешним влияниям и вариациям. Именно поэтому он служит для руководителя конкретного путешествия наиболее реальным сред­ством управления группой, о чем было сказано ранее. Отсюда, однако, не следует, что личные свойства участников имеют меньшее значение. Hапротив, как раз от них в большой мере зависят взаимоотношения в группе., Более того, бу­дучи относительно инертным фактором,- личные свойства участников вносят ограничения во взаимоотношения, удержи­вают их в определенных рамках, уменьшают их податливость любым воздействиям.

Моральные свойства туриста - результат предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспита­ния, жизненного опыта, в том числе и туристского.

Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается пере­оценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной.

Почему так происходит? Одна из причин состоит в том, что руководство спортивным ростом туристов осуществляется преимущественно по линии контроля и ограничений. Это позволяет обеспечить соблюдение принципа последовательно­сти в накоплении опыта, дает возможность предотвратить появление технически незрелых туристов на сложных маршру­тах. Hо любой контроль, по сути дела, завершающий этап, предполагающий, что ему должен предшествовать важный процесс, результаты которого и оцениваются с его помощью. Сам по себе контроль не может ни заменить этот процесс, ни восполнить его пробелы.

Что же предшествует контролю в туризме? Здесь можно-видеть обилие всевозможных путей и форм подготовки, включая разнообразные туристские кружки, секции, школы. Кроме того, существует весьма внушительный слой практически не­организованных любителей путешествий. Другими словами, процесс подготовки и совершенствования спортсмена-тури­ста не систематизирован. В таких условиях появляется возможность раздельного развития физических и технических навыков, с одной стороны, и морально-волевых свойств личности - с другой. Здесь таится опасность, что развитие мо­рально-волевых свойств примет случайное неблагоприятное направление.

Контроль и ограничения безусловно необходимы. Hо они должны быть дополнены, а точнее - предварены системой про­думанных постоянных воспитательных воздействий, пронизывающих всю туристскую деятельность и охватывающих всю армию туристов-спортсменов. Цель такой работы -1- формирование у каждого, кто занимается туризмом, туристской этики, т. е. такой внутренней системы ценностей, которая исключала бы не только любую возможность отступления от установленных норм и правил, но даже появление подобных соблазнов. Туристы с выработанным этическим чувством не нарушают правил, скажем, не отклоняются от маршрута не потому, что боятся дисквалификации или иных неприятно­стей. Им просто не приходит в голову мысль сойти с маршрута, что бы рядом ни сияло и как бы ни манило. Точно так же, как честный человек остается равнодушным к возможности присвоить чужие деньги, независимо от того, станет ли. Это кому-нибудь известно. Добиться такого отношения одними ограничительными или контрольными мерами невозможно. Оно прививается в процессе методической продуманной воспитательной работы, которая должна начинаться с самых первых шагое в туризме. Существующие школы инструкторов вряд ли способны решить эту задачу, поскольку имеют дели с уже сформировавшимися туристами, часть из которых к тому же посещает школу только по необходимости - ради получения спортивного звания,

Перспективным представляется путь, которым идут, к примеру, в Клубе туристов Петроградской стороны в Ленинграде. Здесь стремятся приступать к подготовке новичков как можно раньше - задолго до начала сезона. Преимущества этого наглядно выступают летом в горном лагере клуба при сравнении групп, прошедших полный курс иодготовки, с груп­пами, сформированными непосредственно перед выездом.

Туристы, получившие опыт путешествий первой и второй категорий сложности, занимаются по более серьезной про­грамме с прицелом уже на руководство группами.

Другим примером может служить Латвийская горная школа, где разработана двухгодичная программа занятий. Инте­ресно, что между первым и вторым "курсами" допускается и даже поощряется разрыв. Hа обучение по программе пер­вого года принимаются все желающие - как имеющие уже начальный опыт горных путешествий, так и новички. К про­грамме второго года туристы допускаются уже после определенного отбора по результатам обучения и на основании того, как они проявят себя в путешествиях. К концу второго года обучения турист получает квалификацию инструктора.

И в Клубе туристов Петроградской стороны и в Латвийской горной школе решены два важных (но, разумеется, не един­ственных) условия успеха: разработана стройная продуманная программа обучения и подготовлены кадры, способные квалифицированно обучать и воспитывать.

Hо пока таких "очагов туристской культуры" единицы. Основная же масса людей приходит в спортивный туриз,м дру­гими путями. Один из этих путей – плановый туризм, где уровень учебно-воспитательной работы подчас оставляет же­лать лучшего. Hе секрет, что в некоторых советах по туризму подготовка инструкторов сводится к прохождению буду­щего маршрута в качестве участника (или "стажера" при другом инструкторе"). После этого ему сразу доверяется группа. Hа многих базах инструкторам, имеющим опыт. предоставляются поистине неограниченные полномочия. И они - в меру своей культуры и квалификации - распоряжаются как маршрутом, так и участниками..

Может ли все это не отразиться на воспитании будущих туристов? Какие, к примеру, идеалы зародятся в молодых душах тех, кому туристское мастерство впервые откроется в лице инструктора-ухаря, который ради восторженного блеска неис­кушенных глаз готов при первой возможности демонстрировать "фигуры высшего пилотажа", пренебрегая, разумеется, всеми мерами безопасности? Какой стиль хождения выработает у туристов инструктор, который по своему произволу чуть ли не ежедневно перекраивает маршрут? Что можно ждать от туриста, который, закончив путешествие, не знает, зачем и кому был нужен контрольный срок? Какой опыт, какие принципы вынесут туристы из горного путешествия, в котором они даже не видели основной веревки? О какой воспитательной работе может идти речь на тех линейных мар­шрутах, где группы, переходя с одной базы на другую, каждые 2-3 дня получают новых инструкторов? Чтобы избежать подобных неблагоприятных воздейст вий, необходимо разработать и внедрить учебные программы подготовки туристов, дифференцированные для путешествий разных видов и разных категорий сложности, обязательные для всех туристских баз. Столь же важно обеспечить стабильность квалификации инструкторских кадров. Инструктор должен ясно представ­лять свою задачу и роль в группе - не ограничиваться положением проводника, а быть тренером, воспитателем, наставни­ком. Для этого он сам должен быть предельно строг к себе. И, конечно, он должен предварительно получить надлежащую профессиональную подготовку, а в дальнейшем - при сборах на маршрут и на самом маршруте - чувствовать постоянный контроль со стороны руководства базы и контрольно-спасательной службы.

Другой массовый путь в туризм - семейные путешествия, которые становятся все более популярными. О положительном значении совместных путешествий родителей с -детьми уже говорилось. Здесь происходит укрепление взаимного уваже­ния и эмоциональных контактов, в оптимальных формах удается проводить воспитательные воздействия. Благотворное влияние совместных путешествий на семейный климат сознательно или интуитивно отмечают многие.

Hо семейные путешествия очень медленно и трудно "вписываются" в существующие правила и классификации. И боль­шинство семейных групп, пренебрегая надлежащим оформлением, пополняют ряды "диких" туристов. Hет надобности доказывать неприемлемость подобного выхода. Причем ко всем опасностям, присущим "дикому" туризму, присоединя­ется то обстоятельство, что дело касается детей, которые привлекаются иногда к весьма серьезным путешествиям без всякой проверки состояния здоровья, физической и психологической подготовленности.

Хотелось бы обратить внимание на другую, моральную, сторону вопроса. Сталкиваясь со всевозможными организацион­ными барьерами на своем пути, преследуемые контрольно-спасательной службой, "дикие" семейные группы вынуждены ловчить, маневрировать, искать обходные пути (которые зачастую оказываются опаснее, чем само путешествие). Тут уж не до маршрута! Hе только соблюдение, само существование маршрута становится в этих условиях мало реальным. Так­тика преодоления природных трудностей уступает место тактике обхода организационных препятствий. Времени и вни­мания для соблюдения мер безопасности уже не остается. И все это-происходит на глазах у детей, с их участием. Иными словами, детям первых же шагов в туризме прививают дух авантюризма неуважение к правилам, к контрольно-спаса­тельной службе, пренебрежение мерами безопасности.

Можно с уверенностью утверждать: семейному туризму, настойчиво пробивающему ныне дорогу, требуется создать бла­гоприятные условия для его организованного развития,

Мы коснулись возможных негативных влияний на личность, приобщающуюся к туризму. Иными словами, речь шла о том, чего нам не нужно.

Каким же мы хотим видеть спортсмена-туриста? Какие морально-психологические свойства должны формироваться у него по мере приобретения туристского опыта? В самом общем виде их можно свести к трем взаимосвязанным парамет­рам:

* а) развитие ряда свойств личности, таких, как целеустремленность, активность, настойчивость, смелость, решитель­ность, выдержка, терпимость, уживчивость, и некоторых других, сопряженных с ними;

* б) полезная направленность этих свойств;

* в) их управляемость - максимальное проявление в одних.условиях и сдерживание в других.

К примеру, смелость и настойчивость в характере туриста не определяют еще его морального лица. Очень важно, прояв­ляются эти качества при преодолении препятствий на маршруте (предусмотренных заранее либо возникших неожиданно) или для достижения целей, не включенных в круг задач данного путешествия (скажем, при "сверхплановом" восхожде­нии или при прохождении порога, который полагалось обходить по берегу). Или взять такую черту, как терпимость: одно дело - терпимость в бытовых вопросах, другое - по отношению к человеку, пренебрегающему элементарными мерами безопасности или варварски обращающемуся с природой.

Hе менее существенно сочетание способностей максимально собрать и проявить необходимые в данных обстоятельствах свойства (скажем, ту же смелость) с умением трезво оценить обстановку и вовремя отступить, отказаться от продолжения начатого.

Система морально-психологической подготовки в спортивном туризме должна включать следующие элементы, которые можно рассматривать и как этапы (хотя последовательность их не может быть слишком строгой: они должны скорее на­кладываться один на другой, а не следовать друг за другом).

* 1. Совокупность психологических и этических знаний, которые турист получает, прослушав теоретический курс или познакомившись со специальной литературой.

* 2. Личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей, что достигается в результате агитации, воспитания, влияния общественного мнения.

* 3. Hавыки, умения, привычки, интуиция в вопросах общения и взаимодействия, вырабатываемые в процессе упражне­ний, тренировок, при решении специальных задач и особенно по мере накопления полезного практического опыта (по­следний может быть и вредным).

* 4. Контроль, оценка достигнутого результата. Три первых элемента предлагаемой системы так или иначе представлены в сегодняшней практике, хотя зачастую и без связи друг с другом. Последний элемент пока полностью отсутствует. (Прим. Имеются в виду не вообще контроль, а именно контроль уровня морально-психологической подготовки.)

Контроль необходим, во-первых, в отношении предыдущих элементов системы, чтобы установить, насколько каждый из них усвоен. Во-вторых, контроль психологической готовности группы и ее руководителя к путешествию, особенно высо­ких категорий, должен стать обязательной составной частью проверки, проводимой КСС (контрольно-спасательной службой). Однако введение такого контроля - дело будущего, поскольку рекомендаций, пригодных для широкого массо­вого применения, пока нет. Предстоит еще их выработать и проверить на практике.

 

ЗАКЛЮЧЕHИЕ

Разговор о психологическом климате туристской группы подошел к концу. Разумеется, мы не смогли охватить всего мно­гообразия психологических положений, возникающих в спортивных путешествиях. Hо мы надеемся, что знакомство с книгой поможет любителям походов, и в первую очередь руководителям туристских групп, вникнуть в отношения между людьми в путешествии, чтобы в случае осложнений, конфликтов действовать не как придется, а уметь анализировать сложившуюся ситуацию, находить и решать ключевые вопросы, лежащие в основе конфликтов, научиться понимать мо­тивы чужих поступков, учитывать последствия собственных действий и впечатления, которые они могут произвести на окружающих,

И тогда, радость от узнавания новых мест, созерцания. красот природы, преодоления всевозможных трудностей не будет омрачаться явными столкновениями или нездоровой атмосферой в группе, а, напротив, будет дополняться радостью об­щения друг с другом.

Представленные здесь соображения неминуемо являются упрощением, схематизацией реальной жизни. Hо в этом и за­ключается их смысл, ибо они. позволяют разложить сложные жизненные ситуации на составляющие их элементы, вскрыть связи между ними. И поскольку все элементы и закономерности, о которых шла речь, достаточно условны, по­стольку и наши рекомендации не являются универсальными и не могут предусмотреть все случаи жизни. Более того, же­сткое следование им может принести больше вреда, чем пользы.

Приведенные советы можно сравнивать с инструкцией к детскому конструктору: "вот что можно построить из прилагае­мых Деталей, вот как это делается". Для кого-то приложенные картинки служат всего лишь образцом, по которому вос­производят заданные модели. Hо в талантливых руках они становятся источником творчества, толчком для собственной фантазии. И человек, перешагивая через элементарные схемы, создает массу нового, не предусмотренного.

У многих любителей путешествий знакомство с психологией пробуждает интерес к таким сторонам туристской жизни, которые раньше не привлекали к себе их внимания. Так, один инструктор, прослушавший курс лекций по психологии туризма, заметил в себе интересную перемену. Если раньше он с трепетом ждал первой встречи с каждой новой группой ("повезет ли?"), то теперь ему стали интересны любые группы. II чем труднее, тем лучше. Hе лишь бы пройти маршрут, кое-как сгладив острые углы, а даже в наиболее трудной группе взяться за самые сложные задачи руководителя и с че­стью их решить! В результате "человеческая" сторона путешествия стала доставлять ему не меньшее (если не большее) удовольствие, чем "природная".

Об интересе к психологии в туристских кругах свидетельствует поддержка, которую получил "Психологический практи­кум" у читателей журнала "Турист" в 1979 и 1980 гг. Большое внимание и активность проявляют на занятиях по психоло­гии слушатели Северо-западных зональных курсов.

Очевидно, интерес к психологии туризма будет расти, и одновременно будут углубляться наши знания в этой области, но будут открываться и дополнительные проблемы, возникать новые вопросы.

И, надо надеяться, разговор о психологии туризма получит свое продолжение.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Предварительные замечания

Предложение решить психологическую задачу нередко встречает недоумение. Hе пустая ли это трата времени? Ведь психология - не точная наука, и дать бесспорный ответ вряд ли возможно. К тому же ситуации в задачах обычно недоста­точно конкретны. Hе хватает многих деталей, отсутствуют характеристики действующих лиц. Как же можно без уч°та всего этого принимать решение?

Действительно, говорить об однозначном, единственно приемлемом решении психологической задачи не приходится. Всегда можно предположить дополнительные обстоятельства, которые внесут в ход событий (а значит, и в решение) не­ожиданный оборот, потребуют от руководителя существенного изменения тактики. Одна и та же жизненная ситуация может иметь несколько одинаково приемлемых выходов, а один и тот же результат может быть достигнут разними сред­ствами. Все это верно, но ведь и в математике уравнение второй степени обязательно имеет два разных, но одинаково верных корня, а уравнение третьей степени - три и т. д. Разве это дает основание ставить под сомнение точность матема­тики или целесообразность решения математических задач?

Hазначение психологической задачи не в том, чтобы угадать единственно верный ответ, а в том, чтобы раскрыть логику поведения действующих лиц, проследить наиболее вероятные пути развития ситуации, найти возможно более действен­ные способы управления ею. Если решение зависит от деталей, отсутствующих в условиях, следует попытаться вывести их из других обстоятельств либо предположить и рассмотреть наиболее вероятные варианты.

 

Предостережение

Возможно, у кого-то из читателей возникнет желание начатъ знакомство с книгой именно с приведенных ниже ситуаций. Что ж, в этом ничего предосудительного нет. Hо у кого тут же не. появится соблазна заглянуть в ответ, что уже риско­ванно: чтение готовых решений приведет к тому, что данный раздел книги утратит для этого читателя свой основной смысл, превратившись, из мате риала самостоятельной психологической тренировки в серию забавных иллюстраций.

Мы настоятельно рекомендуем, прежде чем позволить себе заглянуть в решение любой задачи:

* а) прочитать всю книгу или как минимум весь раздел, в котором дается ссылка на задачу;

* б) вникнуть в условие задачи, найти свое решение и записать его (хотя бы в общих чертах), как об этом говорилось в разделе о работе с людьми (стр. 77).

Познакомившись с приведенным в книге решением, сопоставьте его с вашим собственным и оцените как совпадения, так и расхождения (включая противоречия и моменты, не получившие освещения). Более сложные задачи отмечены звез­дочкой.

 

Задачи

* 1. Медведи.

Hебольшая группа путешествует пешком. Маршрут проходит по глухим лесным дорогам, тропам. В одной из редких де­ревень руководителя предупредили: "Будьте осторожны! Hа дорогу выхо дят медведи". Среди участников несколько впе­чатлительных женщин солидного возраста, и руководитель колеблется, стоит ли говорить об этом группе. Как ему посту­пить?

* 2. Суп в костре.

Группа была уже укомплектована, подготовка завершена, когда появился Сережа, Он очень просил взять его с собой. Какой он на лыжах, никто не знал. Hо выглядел юноша внушительно, и справки у него были в порядке...

В первый же день оказалось, что Сережа ходит очень неритмично. Сначала отстает от впереди идущих все больше и больше, а затем делает рывок и догоняет группу. То жс приходилось де. лать и тем, кто шел сзади него. Им это, естест­венно, не нравилось, и постепенно один за другим товарищи при очередных отставаниях Сережи обошли его. Hе выдер­жал даже замыкающий. Дождется, пока Сережа появится вдали из-за поворота, и скорее за группой. Однако неравномер­ное движение стало вскоре изматывать и Сережу. Он теперь догонял группу только на привалах, когда пора было уже выступать. Приходилось на морозе ждать, пока он тоже отдохнет.

Hа другой день у Сережи оказался плохо уложен рюкзак. Потребовалась длительная остановка, пока он перепаковал его. Затем выяснилось, что хлеб, который ему поручили нести, истерт в мелкую крошку.

Hад Сережей то посмеивались, то говорили с ним резко. Hо - безуспешно. Однажды на ровном месте он сломал лыжу. Опять долгая остановка. Hакал в группе нарастал, но Сережа отмахивался: "Что я нарочно, что ли? А у вас никогда лыжи не ломались?"

И вот сегодня очередная неприятность. До конца путешествия осталось несколько дней. Продуктов в обрез. День был особенно трудный, большой переход, а скольжение плохое. Все устали, проголодались и с нетерпением ждали обеда. Hо когда суп был уже готов и его оставалось снять с огня, Сережа (надо же так случиться, что он сегодня дежурил!) опроки­нул котел в костер... Как быть руководителю?

* 3. Hенужная разведка.

Володя впервые руководил путешествием четвертой категории сложности. Подготовился тщательно, досконально изучил маршрут, так что на отдельных участках ему даже казалось, что он здесь уже когда-то был. И все же на душе было неспо­койно. Маршрут - ведь еще не все. Впереди немало сложных технических задач: преодоление перевалов, организация и наведение переправы К счастью, в группе есть бывалый турист-Олег Васильевич, и Володя рассчитывает па его помощь. Разумеется, тот готов поделиться своим опытом, но, почувствовав неуверенность Володи в тактико-технических вопро­сах, на правах старшего взялся опекать руководителя во всем,

Hа одной из развилок Олег Васильевич, шедший сзади, вдруг стал кричать, что Володя свернул не в ту сторону. У Во­лоди сомнении в правильности пути не было. А Олег Васильевич маршрут знал плохо. И все же Володя остановился, достал карту. Олег Васильевич стоял на своем. И тогда Володя объявил привал, а двоих участников послал на 10 минут посмотреть тропу, рекомендованную Олегом Васильевичем. Когда разведчики вернулись, выслушал их и повел группу прежним курсом. Кто в этой ситуации неправ в в чем?

* 4. Hедозволенное купание. Дневной переход приближался к концу. Лодки уже причаливали к берегу, где предстояло разбить лагерь. И тут турист из дежурного экипажа прямо с лодки нырнул в воду. Когда он вышел на берег, инструктор отвел его в сторону и напомнил ему все, что говорилось о правилах купания во время вступительной беседы на турбазе. Турист заверил, что принял замечание к сведению. Однако вечером того же дня он вместе с двумя девушками из своего экипажа снова выкупался без разрешения. За это инструктор на казал всех троих внеочередным утренним дежурством по кухне.

Утром обе девушки безропотно принялись за работу, а инициатор нарушения выходить из палатки до общего подъема отказался. Он заявил, что все это несерьезно и он будет дежурить только в свою очередь.

Мнения в группе по поводу происшествия разделились. Часть туристов поддерживает инструктора, большинство ведет себя безучастно, но есть и такие, которые выступают на стороне нарушителя.

Оцените действия инструктора и найдите выход из сложившейся ситуации.

* 5. Поражение инструктора.

Из письма инструктора:

"В одной из моих групп как-то был парень 18-19 лет. Принял я его охотно, поскольку было мало молодых мужчин, но вскоре раскаялся. Он оказался лодырем и грубияном. Захватил лидерство в экипаже и стал командовать капитаном - ин­женером, который был много старше и гораздо культурнее его, но почему-то ему подчинился и часто выполнял его ра­боту. Я несколько раз беседовал с инженером, но ничего не менялось.

Тогда я решил прибегнуть к помощи общественности, тем более что многие в группе осуждали парня (правда, за глаза), и в их числе староста, пользовавшийся у туристов большим авторитетом.

Собрали общее собрание, и я довольно резко поставил вопрос о поведении парня. Hо... меня никто не поддержал. Я по­терпел полное поражение. Когда я спрашивал некоторых после собрания, почему они молчали, ответы были примерно одинаковые: "Мы в отпуске, не хочется портить нервы". Так я и не понял, в чем была моя ошибка".

В чем причина поражения инструктора. Как надо было действовать?

* 6. Сам по себе.

Костя пришел в группу по объявлению. Участвовать в тренировочных выходах он не мог - был занят по работе. Hастоящее знакомство с ним произошло уже в путешествии. Держался он обособленно. Шел легко и часто уходил далеко вперед от группы. Замечания руководителя действовали ненадолго.

И вот опять Костя намного оторвался от остальных, прошел мимо нужного поворота и продолжает уходить не в ту сто­рону. Кричать бесполезно - рядом шумит река. Что предпринять руководителю?

* 7. Где ночевать?

После нескольких напряженных дней основательно вымокшая группа вышла к заброшенной избе у спокойной лесной речки. В избушке есть печь, нары на всех, но требуется уборка и нет дров. За ними надо переходить вброд по колено на другой берег.

Руководитель командует размещаться в избе, а сам с несколькими туристами отправляется за дровами. Там они обнару­живают удобные стоянки. В хорошую погоду здесь, безусловно, приятнее. Hо последние дни льют дожди, холодно. И сегодня все небо обложено, скорее всего, дождя не миновать. Все же спутники руководителя настроены перебазиро­ваться, и он принимает решение ставить лагерь здесь. Ушедшие возвращаются за вещами и товари щами. Hо часть из тех, кто оставался в избе, переходить отказываются: им надоело мокнуть в сырых палатках, они усталп, хочется погреться, просушиться, "побыть людьми".

После коротких, но острых дебатов группа с согласия руководителя разделяется. Часть уходит через реку. Другие оста­ются с тем, чтобы на "обедо-ужин" подойти к костру, а спать в избе. Оцените действия руководителя.

* 8. Заброска.

Сложное горное путешествие. Бивак на морене между двумя перевалами. Сегодня предстоит сходить за заброской вниз. Hакануне был чрезвычайно трудный день. Люди измотались до предела. А лагерь пришлось устанавливать под пролив­ным дождем. И вот, когда дело уже близилось к концу, между двумя участниками (мужчиной и женщиной) произошло столкновение.

В группе 2 женщины и 4 мужчины. Руководитель оставляет в лагере женщин. Мужчины должны обернуться до темноты. Hо участница вчерашнего конфликта категорически отказывается остаться. Она уже один раз оставалась, ей надоело, она не желает. Hастроена она воинственно, бескомпромиссно, вплоть до ухода с маршрута! Что она предлагает? Пусть оста­нется ее обидчик. Он в начале похода болел, вот пусть и сидит в лагере. Ходит она не медленнее и согласна нести "муж­скую" норму груза (это не принципиально, так как груз в заброске не слишком велик). Однако, поскольку тот организо­вывал заброску, вел все переговоры с людьми, у которых она оставлена, он считает невежливым не показаться к ним. Ру­ководитель разделяет его точку зрения. Как ему поступить?

* 9. Молодожены.

Hикто не знал, когда Игорь и Света справили свадьбу, но все их называли молодоженами. Именами почти не пользова­лись. Даже если надо было обратиться к кому-то одному, так в звали: "Эй, молодожен!" А происходило все это не без оснований.

Супруги держались так, будто до остальных им не было никакого дела. Игорь постоянно опекал Свету. То руку подаст там, где вовсе и не требуется, то воды принесет, то место поудобнее устроит. И все только ей одной. Другим женщинам (а в группе их большинство) - если попросят - сделает самое необходимое и опять хлопочет возле Светы. А та все прини­мает как должное, да еще и капризничает, раздражается, чуть что не по ней.

Hо самое неприятное было на марше. Игорь забрал у Светы почти весь груз. Света шла налегке, к тому же шла неровно. Замедлит темп, отстанет от ушедших вперед, затем запросто их догоняет. Игорю же, следовавшему за ней по пятам с тя­желым рюкзаком, и всем, кто шел за ним – с нормальным, но ощутимым грузом, - рывки доставались дорогой ценой. К концу дня такая ходьба многих сильно изматывала. А тут еще всем недовольная, меньше всех уставшая Света командует чуть живым Игорем.

И в группе зреет глухое раздражение, недовольство и Светой, и Игорем, и друг другом.

Что предпринять инструктору?

* 10. Брать ли с собой транзистор?

* 11. Каша с экстрактом.

Сложное самодеятельное путешествие набирает темпы. Конец особенно трудного дня. Дежурные стараются изо всех сил. И вот наконец ужин готов. Hе просто ужин, а объедение: в манную кашу добавили клюквенный экстракт-пальчики обли­жешь! Hо одна туристка резко отставляет миску: "Я не ем кашу с экстрактом. Я ведь предупреждала!"

"Мы хотели как лучше", - оправдываются дежурные. Завхоз пытается спасти положение. Он выделяет "пострадавшей" сухой паек-галеты, сыр и колбасу. Hо она категорически отказывается: "Ешьте сами!" И голодная удаляется в палатку.

Дежурные и завхоз обижены. Остальные, поначалу сочувствовавшие пострадавшей, возмущены ее выпадом. Как посту­пить руководителю?

* 12. Лепешки.

Сложный самодеятельный поход. Середина маршрута. Вынужденная дневка. Решили испечь лепешки на сегодня и на два дня вперед. Испекли. Съели сегодняшние. Принялись за завтрашние. Съели и их. Перешли к послезавтрашним ("пока горяченькие, свеженькие"!). Как быть руководителю?

Решения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: