Нормативные правовые акты.




Контрольная работа по предмету «Правоведение»

Вариант №17

Тема: 1)Источники права в РФ

 

 

выполнил студент

 

Проверил:

 

УФА 2007


 

 

Оглавление

1. Правовой обычай. 3

2. Нормативные правовые акты. 5

3. Нормативный договор. 11

Вывод по работе. 12

Список использованной литературы. 14


Правовой обычай

 

Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5,6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Имеются национальные обычаи многих народов, обычаи в деловой практике предпринимательской деятельности, в мореходной области учитываются обычаи морских портов и др. В ст. 5 ГК РФ обычай рассматривается как норма, не противоречащая закону.

Обычай является самой древней формой права. Он занимал главенствующее место в регулировании отношений в догосударственном обществе. В таком широчайшем смысле обычаи послужили источником всего права и законодательства. В условиях государственного порядка управления общественными отношениями роль обычая значительно уменьшилась за счет появления и развития других форм права. Однако заявления о том, что в современном мире обычай — невостребованная форма права, устаревшая, проигрывающая по определенности и другим критериям нормативным правовым актам, оказались неосновательными. В современном мире очевидна прямо противоположная тенденция — усиление роли обычаев, особенно в сфере гражданско-правовых трудовых и семейных отношений.

Традиционно под обычаем понимают сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений.

Обычай как форма права обладает следующими признаками:

— длительное фактическое осуществление определенного правила поведения;

— определенность правила поведения, его оформленность;

— непротиворечие нормативным правовым актам;

— действие по отношению к нормативным правовым актам субсидиарно, по прямому разрешению или указанию;

— разумность обычая, его соответствие общественному представлению о приличном, здравом, достойном и т. п.;

— признание правила поведения формой права со стороны государства, осуществленное в принятом для данной страны порядке.

Правовой обычай представляет собой совокупность норм, которые сложились в обществе и длительно применяются в какой- либо сфере общественных отношений. Условием применения правового обычая является разрешение на эту деятельность в нормах законодательства.

Однако далеко не все обычаи становятся правовыми и, соответственно, формой права. Нормы общества, ставшие обычными, могут реализовываться в моральных, религиозных, корпоративных и иных отношениях. В этих отношениях не участвуют органы государственной власти. То есть ряд обычаев не получает никакой оценки со стороны государства и они функционируют автономно.

Часть обычных норм индифферентна государству. Некоторые из обычаев государственная власть оценила как вредные, социально опасные и установила в нормативных актах санкции за их реализацию. Так, традиционно под угрозой наказания запрещена кровная месть и некоторые другие обычаи. Таким образом, имеет место отрицательная оценка обычаев государственной властью.

Обычаи стали источниками иных форм права, при этом в процессе правотворчества они полностью или частично закрепились в статьях нормативных правовых актов, прецедентах, договорах. Полагаем, что при подобном поглощении обычай уступает место соответствующим формам права.

Правовым обычаем как формой права являются лишь те нормы, руководствоваться которыми разрешено в иных источниках. В правовой системе Российской Федерации эта модель осуществляется путем включения бланкетных норм в статьи нормативных правовых актов, т. е. норм, разрешающих в той илииной ситуации пользоваться обычаем.

Например, ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что гражданин действует в правоотношениях «под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона илинационального обычая».

В гражданском законодательстве в качестве формы права признается обычай делового оборота. Это обыкновение предпринимательской деятельности.

Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того ила иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретал тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать плюсы обычаев, их сильные стороны (такие как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).

Обычай делового оборота — это совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закрепленные ни в нормативном правовом акте, ни в договоре и не противоречащие им. Условием применения этой нормы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обыкновении и указание в законодательстве на правомочие сторон использовать в конкретных отношениях обычай делового оборота.

 

Вывод: обычаи народов являются с древнейших времен источниками права при становлении государств, также и в настоящее время законы учитывают обычаи коренного населения государства, если это не вредит обществу.

 

 

Нормативные правовые акты.

 

Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативный правовой акт обладает целым рядом специфических признаков:

1) это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается специальным языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.);

2) издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент РФ создает только указы и распоряжения, Правительство РФ — постановления и распоряжения);

3) издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в ст. 71 —73 Конституции РФ;

4) выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель изадачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы;

5) входит в единую систему законодательства, осуществляет правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами;

6) предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это основополагающее свойство права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

1) в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ;

2) в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законами официальной классификации актов;

3) в признании соподчиненности между видами актов — конституция, закон, указ и т. д. Именно в такой последовательности убывает юридическая сила каждого названного акта и увеличивается поле обязательности для него других актов;

4) в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

5) в определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т. п. выражают эту правовую связь;

6) в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

Нормативные правовые акты образуют иерархически организованную систему, отражающую юридическую силу каждого акта. В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства — итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политическое содержание. В ней закрепляется форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Обратимся к системе законов. Закон — это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.


Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума — всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне, и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Особое место в системе законов занимает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Это особый акт, имеющий и содержательные, и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющих право вносить такого рода акты в Государственную Думу, гораздо уже, чем для иных законов. Так, например, проект федерального закона может внести один депутат. А для внесения проекта о поправках в Конституцию необходима группа в составе 1/5 депутатов Государственной Думы (90 голосов). Законом РФ можно вносить поправки только к главам 3 —8 Конституции РФ. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции РФ. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Конституционном Суде РФ и некоторые другие. Конституционные законы регулируют государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух Третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Основную массу этих актов составляют текущие законы по различным вопросам, например об акционерных обществах, о выборах, о местном самоуправлении и другие. Такие акты принимаются простым большинством, то есть ½ голосов в Государственной думе (225 голосов). Вторая палата — Совет Федерации большую часть этих законов не рассматривает, так как может это делать выборочно, по своему усмотрению. В числе федеральных законов некоторые акты выделяются особенностями содержания и порядком применения. Такие федеральные законы называются кодексами, основами, имеются и другие виды, например федеральные законы о ратификации (денонсации) международных договоров.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. На латыни «кодекс» означает книга. Кодекс — это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Кодекс выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Принятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель, с одной стороны, — обеспечить федеративное регулирование, с другой — допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Так, в отличие от всех других федеральных законов, эти акты обязательно расматривает Совет Федерации. Посредством принятия этих законов договоры включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуютя в Бюллетене международных договоров.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Рассмотрим некоторые из них. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции РФ. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Акты Президента РФ могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности их адресата, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутри- ведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа.

Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Такие акты называются приказами, инструкциями, положениями. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Условием их действия является официальное опубликование. Это требование установлено ч. З ст. 15 Конституции РФ.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, прежде всего, характеризуется наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Конституции принимают республики в составе Российской Федерации. Автономные округа, автономные области, города федерального значения, края и области принимают основной документ в форме устава. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации регулируют основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации или в совместном ведении. Законы субъектов Российской Федерации могут создаваться также по предметам совместного ведения, при этом они должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, например Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования законов субъектов РФ — предметы ведения субъектов Федерации.

Президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции и иные подзаконные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими документами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Рассмотренные нормативные правовые акты принимаются в Российской Федерации с 1993 года, то есть после принятия новой российской Конституции. Однако остался целый массив актов предшественников России — СССР и РСФСР. По отношению к этим документам Конституцией РФ установлено следующее правило: они продолжают действовать в части, не противоречащей основному закону.

 

Вывод: нормативные правовые акты – это материальные носители предписанных действий, свобод, ограничений; служат для регулирования общественных отношений во всех сферах деятельности; при неисполнении обеспечиваются силой государственного принуждения.

Нормативный договор

 

Договор как форма права. Договор как юридическая конструкция используется в правовой системе широко и многообразно. Так, существуют Федеративный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Однако не все эти договоры представляют собой форму права. Следует отделять договоры ненормативные и нормативные. Первая разновидность представлена такими договорами, как гражданско-правовые, брачные, трудовые и другие, которые распространяют свое действие на определенный, персонифицированный круг лиц стороны данного договора.

Эти договоры не являются формами права. Формой права являются только нормативные договоры, которые представляют собой соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Основная характеристика нормативного договора как формы права заключается в том, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, договор предполагает элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам.

Велика роль договора как источника права в конституционном и международном праве. Следует отметить, что союзы государств также образуются на договорной основе. Так, например, конфедерации и федерации являются чаще всего результатом соглашений, которые устанавливают новый порядок и, следовательно, имеют значение формы права. Такого рода договоры называют учредительными.

Так, например, нормативное значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Российской Федерации и субъектов Федерации.

Формами права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями.

Велика роль договоров в регулировании международных отношений. Международный договор — это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договор о нераспространении ядерного оружия, договор о Содружестве Независимых Государств — примеры нормативных международных договоров.

Международные договоры классифицируются по разным основаниям и делятся на: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры по специальным опросам. Каждый из них содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов – участников того или иного договора. В ряде государств, включаяРоссию, международные договоры, в которых они участвуют, рассматриваются как составная часть правовой системы.

 

Вывод: нормативный договор – это основной юридический документ для согласования отношений двух или более равноправных друг к другу сторон, в масштабах от обычных граждан до государств.


 

Вывод по работе

 

В данной работе рассматривались источники права в Российской Федерации: нормативно-правовые акты, нормативный договор, правовой обычай. Все они имеют определенную юридическую силу, регулируют взаимоотношения в обществе, действуют в интересах граждан государства.

Источник (форма) права – это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник (форму) права.

Современные государства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет. Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов. Собирательный термин «форма (источник)» выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, не имеющие четкого внешнего оформления. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.


 

 

Список использованной литературы.

 

1. Основы права: /З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой, - М.: Высш. шк., 2002 – 400 с.

2. Основы правоведения: Под ред. В.П. Мушинского. – М.: Высш. шк., 2001 – 375с.

3. Теория государства и права: А.В. Малько. – М.: Омега-Л, 2003. – 256 с.

4. Правоведение: С.В. Бошно. – М.: АСТ, 2001 – 420 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: