Общая характеристика политико-правовых взглядов представителей партии «Алаш»




Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Широкое рассмотрение вопросов истории казахского народа тесно связанно с элитой, сформировавшейся в конце ХIХ - начале XX веков, интеллигенцией, представляющей собой «не однородный пласт» ни по происхождению, ни по взглядам путей развития казахского народа. Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности, прослеживающее на протяжении лет с воссоединения Казахского ханства к Российской империи, попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиций казахского народа приводят к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа; казачья экспансия, переселение крестьян. Одним из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой политики царизма в степи, казахская интеллигенция стремиться к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Этот период представлен плеядой ярких личностей таких как: А. Байтурсынов, Ж.Акпаев, М. Тынышпаев, Ж. Сейдалин и другие. Одним из них является – Букейханов Алихан Нурмухамедович. Родился в 1870 году, по др. данным, в 1866 году в ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Выходец из знатной (султанской) семьи. Окончил Омское техническое училище. Затем (1894г) блестяще окончил Императорский Лесной Институт экономический факультет в Санкт- Петербурге. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ национального освободительного движения, быть главой первой казахской автономии Алаш-Орда. Относил себя к "западническому направлению" общественного движения киргизской (казахской) интеллигенции, которая "видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры - в самом широком смысле этого слова". Просто невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становлении политических, научных и других взглядов А. Букейханова, обратимся к истории. "Киргизы", в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599 В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян Сулу".

Появление этой элиты на политической сцене региона было подготовлено "Казахским интеллектуальным ренессансом" периода последней четверти XIX - начала XX вв., когда на фоне резкого повышения престижа европейского светского образования и вестернизированной городской субкультуры среди традиционной правящей верхушки казахов, "дети" прежней государствленной степной элиты - (сыновья, внуки и правнуки бывших "старших султанов", "султанов-правителей", самопровозглашенных ханов-протестантов, некогда выступавших против колониальной политики царизма; волостных управителей, биев и батыров), получившие солидную общеобразовательную подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях России, стали интенсивно осваивать интеллектуальные профессии и вливаться в разные административно-управленческие и культурно-просветительские учреждения края. Свыше половины этой категории лиц составляли выходцы из привилегированного сословия чингизидов, среди всех остальных социальных групп казахской интеллигенции той эпохи заметно преобладали представители традиционной знати "черной кости", в том числе потомки многих знатных биев и батыров. Эта тонкая интеллектуальная прослойка казахского общества, насчитывавшая всего только несколько сотен казахов, унаследовала по различным каналам от своего аграрного окружения некоторые традиционные элементы "кочевого менталитета", но вместе с тем глубоко впитала в свой духовно-интеллектуальный мир многие базовые ценности европейской урбанистической культуры, составившие системообразующую основу ее корпоративных идейных воззрений и ценностных ориентации в социально-политической сфере. Именно из этой немногочисленной, но чрезвычайно яркой и многообещающей "аристократии духа" рекрутировалась в период с 1905 по 1920 гг. первая казахская контр-элита, политические устремления которой получили наиболее концентрированное выражение в программных документах и практической деятельности национально-либеральной партии "Алаш" и персональных биографиях основных лидеров алашского движения Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова и некоторых других интеллектуалов. Выдвигая в своей политической платформе задачу скорейшего достижения ограниченного национально-государственного суверенитета Казахстана по отношению к России, данная контрэлита получила широкую социальную поддержку со стороны казахского народа. Однако ее концептуальные установки относительно конкретного социально-экономического и политического наполнения будущего казахского автономизма, постулировавшие идею частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений, развития демократических институтов и учреждений, не встретили достаточно адекватного отношения к себе со стороны кочевого аграрного населения региона. Алашское интеллектуальное меньшинство в той или иной степени разделяло идеалы и ценности сторонников модернизации и западных форм трансформации традиционной культуры, тогда как подавляющее большинство всех остальных кочевников, являвшихся носителями групповых воззрений и идеалов, оставались приверженцами сложившихся культурных традиций и социальных отношений.

Февральская революция «была правильно понята и с радостью встречена киргизами, потому что, во- первых, она освободила их от гнёта и насилия царского правительства, и во-вторых, укрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управляться самостоятельно»- писал соратник Ахмет Байтурсынов. О полной поддержке Временного правительства как легитимного органа государственного управления заявили газета «Казах», казахские комитеты, представляющие в тот период органы национального самоуправления. А. Букейханов приступает к выполнению обязанностей комиссара Временного правительства в Тургайской области. Весной и летом 1917 года прошли областные казахские съезды, которые сформировали политические и социально экономические требования казахского народа. В июле 1917 года пути А. Букейханов и партии кадетов и разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (взаимоотношение государства и церкви, в несогласие стремлении кадетами, сохранить частную собственность на землю). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии "сохранить империю при существующих границах". Самоопределившись, А. Н. Букейханов создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Съезд по докладу Букейханова единогласно постановил: " имея в виду, что. Российская Республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом, что возможно возникновение гражданской войны, что анархия угрожает опасностью жизни и имуществу казахско - киргизского народа»", образовать территориально-национальную автономию областей, "представляющих сплошную территорию с господствующим населением казахско-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка", назвав её "Алаш", гарантировать права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии. Был образован Всекиргизский (Всеказахский) Народный Совет Алаш-Орда из 25 человек. 10 мест в нём отводилось русским и другим народам, живущим среди киргизов (казахов). Букейханов голосовал против немедленного объявления автономии, за провозглашение её "по выяснении отношения некиргизского населения степных областей к Киргизско-Казахской автономии", доказывал, что "обособляться. политически и взять самостоятельный курс чисто автономного управления было бы нецелесообразно". Из 3 кандидатур избран председателем Всекиргизского (Всеказахского) Народного Совета Алаш-Орда. В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейханов и алаш-ординцы были по "ту сторону баррикад" вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: