Глава VIII. Йога и мокша




В. Мы совершили много грехов и делаем много похвальных дел при помощи этого тела и ума, свами! Они приносят горе или радость; однако, это «я», о котором ты говоришь, — является ли оно создателем и потребителем горя и радости?

О. Ни в коем случае. Тот, кто делает — делающий; действие — это изменение. Действие порождает изменение, не так ли? Таким образом, человеку кажется, что он изменяется. Но «я» неизменно. Оно постоянно, так как ничто не влияет на него. Способность к действию — качество антах-караны. Так «я» принимает вид делающего и пожинателя плодов действия.

В. Если так, то каким образом мы можем узнать о вступлении в этот мир и переходе из этого мира в другой?

О. При помощи антах-караны линга-деха переходит из одного мира в другой, из одной жизни в другую в соответствии с накопленными заслугами. Именно это ограниченное линга-деха имеет вступление и переход. Ты подобен небу — вездесущ и незаинтересован — и ты не вступаешь в этот мир и не переходишь в другой. Твоя природа иная.

В. Каким образом можно достичь мокши?

О. Посредством виджнаны.

В. Некоторые великие люди говорили, что посредством йоги. Это правда?

О. Это также правильно. Ведь могут же две дороги вести к одному месту, не так ли?

В. Какая дорога лучше?

О. Обе дороги хороши и важны. Обе приведут тебя к одной и той же цели, только ты не можешь идти по двум сразу. Люди могут выбрать ту дорогу, которая соответствует их внутренним побуждениям, и выполнять садхану на этом пути. Обе освобождают садхаков от цепей.

В. Свами! Приобретается ли джнана посредством йоги или йога приобретается посредством джнаны?

О. Йога дает джнану; джнана легко приносит мокшу. Такова правильная позиция.

В. В чем эффект йоги и в чем ее польза?

О. Йога подобна огню; поэтому используется слово «йогагни». Она сжигает все грехи; так антах-карана становится чистой. Когда это происходит, рождается джнана. Сияние джнаны рассеивает темноту невежества и иллюзий и достигается освобождение.

В. И у йоги такие большие возможности?

О. Зачем спрашивать, если они есть. Они есть. Как бы ни был человек образован, как велика бы ни была его обособленность, какой бы глубокой ни была его мудрость, если он не подчинил себе чувства, он не готов к мокше. Без йоги все это вместе взятое не может избавить его от греха. Если он не очистился от греха, его антах-карана не станет чистой. Если антах-карана нечиста, нельзя достичь джнаны, а без джнаны невозможна мокша. Таким образом, йога воистину лежит в основе.

В. Этому очень трудно следовать, свами! Приведи мне несколько примеров, которые сделают это понятным даже необразованному.

О. Когда дует ветер, может ли кто-нибудь зажечь светильник? Также, когда чувственные желания сильно дуют, невозможно зажечь светильник джнаны; он скоро погаснет, даже если удастся его зажечь.

В. Чего можно достичь посредством йоги?

О. Она разрушает все побуждения чувственного мира. Она подчиняет ум и делает его спокойным.

Глава IX. Джнана и йога

В. Ты сказал, что джнана — самое важное; а в чем заключается функция джнаны?

О. Джнана заставляет тебя осознать атма-сварупу, точнее, твою собственную реальность.

В. А йога? Если у человека нет йоги, то что происходит?

О. Он подобен хромому.

В. А если у человека нет джнаны?

О. Он подобен слепому.

В. Говорят, что йога уничтожает все пороки и недостатки. Как это происходит?

О. Может ли рис стать съедобным, если его не сварят? При помощи йоги и других упражнений читта становится мягкой. Это называется тапас, жар; она становится тапта, горячей. Более того, йога и джнана подобны маслу и огню. Масло — это йога, а джнана — светящееся пламя в лампе.

В. Свами! Прости меня за то, что я спрашиваю об этом. Существует так много учителей Веданты. Все ли они знают истину, испытали эту реальность?

О. Как ты можешь спрашивать об этом? Ты можешь сам узнать это.

Посмотри, чисты ли они сердцем, мыслью и умом, есть ли у них знание о самосущей и всепроникающей Параматме, — только такие люди имеют право учить Веданте, потому что только они могут переживать Веданту.

В. Будет ли польза, хотя бы в некоторой степени, от обучения у людей, не имеющих вышеназванных качеств?

О. Прекрасные описания разнообразных деликатесов и вкусных кушаний не сделают голодного сытым. Постижение Веданты на словах похоже на это. Ее нужно испытать, чтобы насытиться. Также бесполезно и слушание, когда нет желания научиться. Если учитель не освободился об объектов чувств, его учение не больше, чем болтовня попугая. Тот, кто приходит слушать без желания извлечь пользу и научиться, также занимается пустой показухой.

В. Баба! Ты говоришь, что чистота ума, сердца и знание о трансцендентной и имманентной Параматме — основное. Какую пользу приносит садхана, выполняемая для тела, состоящего из пяти элементов? Разве недостаточно, чтобы человек достиг джнаны сварупы?

О. Дорогой мой, просто потому, что руль — основное, можешь ли ты заключить, что лодка не нужна? Как ты пересечешь реку с одним рулем? Верь, что Бог дал тебе тело в качестве лодки, чтобы переплыть море самсары, и читту, как основную часть этой лодки. Это первая ступень в Веданте. Сварупаджнана действительно является рулем. Но его одного недостаточно; необходимо также обращать внимание на физические привычки и упражнения. Для того, чтобы достичь вечного духовного состояния, важно подготовить тело.

В. Еще одно сомнение тревожит меня, свами. Говоря о физической дисциплине, могу ли я знать, различает ли брахмавидья мужское и женское начало?

О. Хорошо, мой мальчик. У этой лодки нет таких различий. Брахмавидья и читатшудхи совсем не зависит от пола. Все, кто болен, имеют право на лекарство, которое вылечивает, не так ли? Таким же образом, все, кто болен бхавой (рождением и смертью), имеют право на брахмавидью, средство, средство, которое вылечивает бхаву. Может быть, не все могут позволить себе прибегнуть к этому волшебному лекарству, но ты не должен утверждать, что кто-то не имеет права на это.

В. Почему же, свами, некоторые знатоки Веданты сами говорят, что у женщин нет полномочий изучать или практиковать брахмавидью. Кажется, что лодки имеют неодинаковую природу.

О. Дитя мое! Как я уже сказал, и те, и другие имеют одинаковые права на лекарство. Но и те и другие должны соблюдать режим, чтобы лекарство могло подействовать на всю систему. Брахмабхавана, или созерцание основы основ своей сущности, является лекарством; одновременно с ним нужно регулярно соблюдать режим джнаны и вайрагьи. Женщины, возможно, не могут соблюдать этот дисциплинирующий режим так же регулярно, как мужчины, потому что они более слабые. Может быть, причина того, что те люди не признают за женщинами права на это лекарство, заключена в этой слабости. Но все, и мужчины, и женщины, кто может следовать этим правилам и предписаниям, имеют одинаковые права на пользование лекарством брахмавидьи. Таково мое мнение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: