Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.




Наши интересы, желания, амбиции постоянно пересекаются. И на этих жизненных перекрестках рождается энергия конфликта.

Энергия конфликта рождается на нерегулируемых жизненных перекрестках

Там непонятно, где главная дорога, где второстепенная, кто кому должен уступить, светофор «завис» и подмигивает стоящим только одним цветом, а регулировщик… их не бывает рядом, когда они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны.

Если вы хотя бы раз оказывались в такой ситуации на дороге, это значит, что НЕПОСРЕДСТВЕННО присутствовали при зарождении энергии конфликта. Помните, с чего все начинается? Уровень «нервозности» резко повышается. Далее появляется желание сделать разрушительное действие (неважно, по отношению к кому). Затем – взрыв и выплеск эмоций. Потом затухание и, в случае неразрешенной проблемы, появление «неприятного осадка». Если же ситуация разрешается в ваша пользу – тогда появляется торжество победителя.

Нередко энергия конфликта буквально «дышит в затылок», и нужен лишь невинный повод, чтобы она «обрушилась» на дружественные стороны во всей своей скандальной непривлекательности.

Энергия конфликта – это мужская энергия. Это даже подтверждается экспериментальными данными психологов.

Когда исследовали детские игры, психологи задали себе вопрос: кто будет играть дольше, мальчики или девочки? Оказалось, что мальчишеская игра по продолжительности дольше. И знаете почему? Дело в том, что в детской игре обязательно возникает конфликт, но мальчики и девочки относятся к нему и ведут себя в этой ситуации кардинально по-разному. Девочки в конфликтной ситуации прерывают игру и расходятся «по углам». А мальчишки, наоборот, «разогреваются», начинают выяснять отношения. В результате, они меняют правила игры, перераспределяют роли и ресурсы. Лидеры получают возможность приобрести больше влияния, а ведомые определиться с покровителем. То есть конфликт дает мальчикам дополнительные ресурсы для продолжения игры.

Мальчики рассматривали конфликт – как возможность изменить ситуацию с выгодой для себя. Девочки же ощущали в конфликте совсем другое. Они остро переживали разрушение тонких эмоциональных связей, образовавшихся между ними в ходе игры. Они обижались друг на друга. Им требовалось время, чтобы простить и быть готовыми к образованию новых эмоциональных связей.

Вот так! Мальчики, мужчины лучше приспособлены к конфликтным ситуациям. У мужчин, и женщин с выраженными мужскими энергиями, есть своего рода иммунитет, сила управления энергией конфликта.

Пришло время познакомиться с динамикой развития конфликта. Цикл конфликтной ситуации состоит из четырех стадий:

1. Образование конфликтной ситуации;

2. Выбор стратегии конфликта и подбор достойного повода для его развертывания;

3. Открытое столкновение сторон;

4. Угасание конфликта.

Давайте разберемся в том, что происходит на каждой стадии, и что нам с этим делать.

С конфликтной ситуацией как с вином – на первой стадии начинается процесс брожения напряжения. У сторон копится взаимное неудовольствие, обиды, неприятные осадки, усталость, недопонимание. Постепенно растет межличностная дистанция, холодеет взгляд. В пространстве появляется особый запах, ощущение конфликта. Вроде ничего не происходит, все течет по-прежнему, каждый старается разобраться со своим напряжением самостоятельно. Кто-то его подавляет, кто-то себя уговаривает, что все хорошо; кто-то начинает позже приходить домой, а кто-то делает соседнему магазину план по реализации спиртного. Наконец, у одной из сторон напряжение достигает особой точки – «точки готовности к конфликту».

Когда мы готовы к конфликту, мы обычно говорим: «Все! мое терпение лопнуло!» Это и есть сигнал к переходу на вторую стадию конфликта.

Вторая стадия связана с выбором стратегии и повода для настоящего конфликта. Стороны внимательно изучают друг друга, оценивают сильные и слабые места, как собственные, так и противника. Обе стороны активно занимаются «информационной войной» и «перетягиванием» общественности на свою сторону. И, главное, взвешивают все риски. Как выигрыша, так и проигрыша. То есть, «бывалые» соперники заранее думают о последствиях.

Вторая стадия конфликта – это достойная подготовка к военным действиям. Это период размышлений, сбора информации и работы с ней. Эмоциям здесь не место. Только здравый смысл, жизненный опыт, поддержка со стороны.

Для того чтобы выбрать оптимальную стратегию необходимо четко оценить свои силы и силы противника. Если наши силы, в принципе, равны – нужно продумать стратегию наступления, обороны, а также предложения компромисса. Если ваша позиция сильнее, можно мечтать о том, как вы проявите великодушие, выдвигая свои требования. При слабой позиции продумывайте как блефовать и обороняться, кто вас может поддержать и защитить; а также заранее готовьте различные предложения компромисса и варианты уступок.

Мы с вами подошли к самому интересному, но не всегда приятному – к третьей стадии конфликта – открытому столкновению сторон. Как правило, начало «боевых» действий провоцирует наиболее агрессивная сторона (не обязательно, это более сильная сторона!). Часто это вовсе не означает наличие у нее конкурентного преимущества и достаточного количества необходимых ресурсов. Нередко агрессивный конфликтант страдает повышенной эмоциональной неустойчивостью. Это мешает ему объективно оценивать как мотивацию противной стороны, так и ситуацию в целом. Он быстро теряет контроль над собой, слышит только себя и напоминает злобного быка, выскочившего на арену испанской корриды.

Лучше избегать подобных «партнеров» по конфликту. Взывать к их здравому смыслу бесполезно, обычно он у них отключен от сдерживающих механизмов. Если вас провоцирует на открытый конфликт человек эмоционально неустойчивый, лучше отстраниться.

В этом случае вы отстраняетесь не от ситуации, человека, или нерешенной проблемы, вы отстраняетесь от навязываемой вам чужой агрессии, не впускаете ее в себя.

Вовремя отстранившись от чужой агрессии, вы получаете возможность управлять ситуацией

На этой стадии конфликт может развиваться по трем основным сценариям:

1. «Тлеющий конфликт»

2. «Шахматная партия»

3. «Скандал»

В «тлеющем конфликте» стороны обозначают свои «несгибаемые» интересы, компромисс не виден. Однако ни одна из сторон пока не предпринимает активных агрессивных действий, «поигрывая бицепсами» аргументов, возможностей, связей. Каждый надеется настоять на своем, но без каких-либо потерь. «Тлеющий конфликт» может длиться сколько угодно долго, пока изменившиеся внутренние или внешние обстоятельства не исчерпают его или не склонят в чью-то сторону. Такой сценарий конфликта нередко можно наблюдать между соседями, родственниками и сослуживцами, а также между сотрудником и руководителем.

В «шахматной партии» стороны последовательно делают встречные выпады (в любой форме), ориентируясь на весомость и степень порядочности предшествующего «хода» противника. «Ах, раз ты так, то я тебе вот так! Вот ты как пошел, так получи!» Если стороны все больше «заводят» друг друга, этот сценарий может перерасти в «скандал». Но если противники четко определяют предмет конфликта, и понимают никчемность противостояния, то ситуация может разрешиться конструктивно.

«Скандальный» сценарий конфликта – это «базарный» накал страстей, когда неважно кто прав, а важно, кто громче. Накал страстей повышается по системе Паниковского при помощи ключевого вопроса «А ТЫКТО ТАКОЙ?!». Временная протяженность активной фазы скандала определяется объемом легких и тренированностью голосовых связок сторон. Также, не исключена возможность рукоприкладства.

Главное в скандале – не предмет конфликта, а стремление как можно больше унизить и уязвить противника. Здесь все средства хороши (разумеется в рамках Уголовного кодекса, а иногда и о нем забывают!). Как правило скандалисты, или хотя бы один из них, получают глубокое удовлетворение от самого процесса.

Четвертая стадия конфликта, если повезет, – это «счастливый конец». Конфликт заканчивается мирным исходом к удовлетворению всех сторон. Может быть, будет найден компромисс, или прояснится досадная ошибка, будет развеяно заблуждение, или одна из стороны осознает и признает собственную неправоту. Вечно «тлеющий конфликт» никому не нужен. И та сторона, которая первой поймет это, инициирует обсуждение условий примирения.

Конфликт может завершится и победой одной из сторон, пусть даже неполной, но признанной соперником. Так сотрудник, выбив из руководителя премиальные, может считать себя победителем.

Нередко конфликт «откладывается». Это случается либо тогда, когда стороны (или одна из сторон) не удовлетворены результатом заключительных переговоров, либо когда внешние обстоятельства меняются.

А бывает, что одна из сторон по тактическим соображениям объявляет о своем поражении и соглашается прекратить конфликт. У противника возникает ошибочная эйфория от победы над соперником, он теряет бдительность, обстоятельства изменяются, и коварный «побежденный» возрождает конфликт в самое неподходящее для «победителя» время.

Да, у каждого конфликта свой сценарий и свой финал. Но нам с вами нужно помнить о том, что важный элемент конфликта – это его последствия. Поэтому прежде чем вступать в конфликтную ситуацию, постарайтесь оценить все «плюсы» и «минусы», которые проявятся потом, через некоторое время после завершения конфликта. Подключите свое воображение и представьте, как изменится ваша жизнь, когда конфликт будет разрешен. А также, какой будет ваша жизнь, если конфликт будет развиваться по «тлеющему» сценарию. Ответьте себе на вопрос: вы к этому готовы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: