Выполнение реферата должно способствовать углубленному усвоению курса и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций. Его выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения.
Студенту предоставляется право выбора темы реферата. Он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
На качество реферата существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор статистических данных, материалов отчетов работы социальных служб, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании реферата. В зависимости от темы при написании могут быть использованы разнообразные материалы: монографическая, учебная литература, нормативно-правовые акты различного уровня, статистические данные, данные отчетов учреждений социальной защиты населения.
Общие положения
Подготовка реферата включает следующие этапы.
1. Выбор темы и изучение необходимой литературы.
2. Определение цели и задач исследования.
3. Составление плана работы.
4. Сбор и обработку фактического материала.
5. Написание текста и оформление реферата.
6. Защита реферата.
К реферату предъявляются следующие требования:
Ø четкость построения;
Ø логическая последовательность изложения материала;
Ø глубина исследования и полнота освещения вопросов;
Ø убедительность аргументаций;
Ø краткость и точность формулировок;
Ø конкретность изложения результатов работы;
Ø доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
Ø грамотное оформление.
Тему реферата студенты выбирают с учетом ее актуальности и интересов, сформировавшихся в системе научно-исследовательской работы студентов. Тематика реферата должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и решать конкретные задачи.
При работе с литературой студент должен выделить основную идею автора, его аргументы и сделать собственные выводы.
Определение цели и задач исследования. На основании предварительного ознакомления с литературой нужно сформулировать цель исследования и наметить основные пути ее реализации.
Составление плана реферата. После знакомства с литературой составляют план реферата. Он должен соответствовать теме исследования и раскрывать ее особенности, быть логичным, четким.
При оформлении реферата план представляется в виде содержания с обязательным указанием страниц.
Сбор и обработка практического материала. Студент собирает и обрабатывает практический материал в соответствии с целью и задачами реферата. Реферат оценивается не по количеству использованного материала, а по качеству его обработки, оригинальности выводов и предложений.
При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).
Реферат защищается перед преподавателем, который определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.
На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания.
Структура работы
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) список использованных источников;
7) приложения.
Требования к структурным элементам реферата
Введение
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники. Во введении нужно обосновать выбор темы, определить цели, задачи и объект исследования.
Актуальность темы обусловливается теоретической и практической значимостью проблемы, степенью ее разработки в литературе, характером практического решения непосредственно на объекте исследования.
Основная часть
Основная часть содержит несколько параграфов. В теоретическом разделе описываются основополагающие аспекты проблемы, раскрывается ее содержание. Анализируется развитие проблемы в исторической ретроспективе. На основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента.
В основной части реферата проводится анализ изучаемой проблемы на современном этапе с использованием различных методов исследования. Описывается имеющийся опыт правового регулирования рассматриваемого вопроса социальной работы. Дается описание и анализ собственного исследования, при наличии такового.
Обязательными для реферата являются логическая связь между параграфами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Заключение
В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полое представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.
В реферате желательно наличие графического материала, приложений. Таблицы, диаграммы, иллюстрации позволяют представить работу более наглядно и эффективно.
Оформление реферата
Реферат должен быть не только содержательным, но и хорошо оформленным.
Реферат выполняется на писчей бумаге стандартного формата, на одной стороне листа, листы сшиваются в папке-скоросшивателе.
Общий объем работы должен быть в пределах 25 страниц рукописного текста (без приложений).
В тексте реферата не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.
Темы рефератов
1. Основные методы исследования конфликта
2. Основные фазы конфликта
3. Принципы посредничества в разрешении конфликтов
4. Объективное и субъективное в конфликте
5. Основные принципы методики разрешения конфликтов
6. Особенности межличностных конфликтов
7. Причины межличностных конфликтов
8. Классификация межличностных конфликтов
9. Управление межличностными и групповыми конфликтами
10. Технологии разрешения конфликтов
11. Классификация конфликтов
12. Стадии и структура конфликта
13. Стратегия поведения в конфликтной ситуации