Изучение способов манипулирования с помощью технологии «Зигзаг».




Работа по данной теме организована с использованием психолого-пе­дагогической технологии организации работы в малых группах «Зиг­заг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает актив­ную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимо­действие подростков, способствует развитию навыков речи.

Алгоритм работы

1. Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков лучше разделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.

2. Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различ­ных способов манипуляции).

3. Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, при­думывают свои примеры (время работы 5-7 минут).

4. Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруп­пы и там рассказывают участникам о том, что они узнали (3-5 ми­нут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти по 1-3 участников. Потом так же расходятся и передают другим участникам свою информацию члены следую­щих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, лю­бой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источ­ника информации и ее получателя.

Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них.

Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится бе­седа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?» Если речь идет об использовании мани­пуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.). А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят при­меры, как конкретно это может выглядеть.

ü Прежде всего разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

ü Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать мани­пулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его — что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п.

ü Использовать прием «заезженная пластинка» — раз за разом по­вторять свою позицию, не вступая в пререкания.

ü Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.

 

Раздаточные материалы

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойствен­но присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распрост­раненное, типичное для многих.

• «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!»

• «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосо­вать 75% избирателей. Выбор за вами!»

• «В нашей компании все уже пили пиво и "забивали косячок"! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мне­нию тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, мани­пуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога» или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

 

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным дей­ствиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. На­вязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: деше­вого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!

• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

• «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность "от­тянуться" перед началом учебного года!»

• «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, дей­ствительно требующих быстрых решений. Необходимость действо­вать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа 3

Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это назы­вается правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «по­дарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чув­ствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:

• Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

• Мальчишки моют стекла у машин, стоящих па перекрестке, а по­том просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

• Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

 

Подгруппа 4

Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя ка­кие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить при­нять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сде­лано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал "А", скажи и "Б"». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под ка­ким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

 

Приложение 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: