Формирование системы показателей и индикаторов: методологические и теоретико-прикладные основы




В социологических исследованиях осуществляется анализ характерных черт и особенностей конкретных сообществ и групп населения, которые работают в различных отраслях народного хозяйства, отбираемых для анализ зу на основе различных критериев и показателей Это могут быть многодетные семьи, долгожители, слушатели радиопередач, телезрители, представители аудитории театра, кино, лица, совершившие поступки девиантного поведения и т.д. В данном случае возникает необходимость получить такие показатели, которые бы позволяли охватить как можно больше признаков, характеристик и черт конкретной группы, которая подлежит изучениюню.

Специфика создания таких показателей проявляется в том, что они в конечном итоге представляют количественные и качественные характеристики респондентов Эти показатели могут служить основой для изме ния и использования в математической обработке эмпирической информации с помощью таких методов, как дисперсионный, кластерный и факторный анализ и установление коэффициентов корреляции между переменными социальной них процессов и объявлениящ.

Вместе с тем определенной сложностью в социальных исследованиях является двойной характер изучения респондента, когда он анализируется в контексте конкретного носителя личностных и социальных черт, т.е. как \"особист мость \"и\" индивид "індивід".

Стоит отметить, что личность можно представить как интегральную целостность биогенных, психологических и социокультурных ее характеристик время личность выступает реальным носителем всех социально о-значимых черт и отношений общества, в пространстве которого она осуществляет свою жизнедеятельность Социолог, психолог или социальный педагог определяет общие, повторяющиеся, устойчивые признаки, основные тенденции развития личности, которые в определенной степени дают общие характеристики ее социально важных черт и социальных отношений в конкретно-исторической и социально-экономической ситуацииії.

Личность является также носителем интегрированной совокупности социально важных черт и социальных отношений, которые имеют приоритеты в обществе Такими социальными чертами могут быть образование, экономическое, со оциальний и профессиональный статус, принадлежность ее к определенной конфессии тощо.

С другой стороны, в исследованиях используются показатели, которые представляют различия респондентов по полу, возрасту, месту и дате рождения, семейным положением, наличием детей, особенностями террит тории проживания, социальным статусом, мобильностью тощ.

Стоит отметить, что в изучении проблем молодежи исследователь фиксирует признаки молодого человека в плоскости многогранности и многовекторности социума, территории и ситуации время такие показатели должны иметь эти илисний характер при получении объективной и полноценной информации Такая система показателей должна быть мощно обоснована и давать интегрированное представление о респондента как носителя многих черт и оз нак общественной группы в конкретной социальной ситуацииії.

Между тем в исследованиях довольно часто возникают ситуации неоднозначности толкования отдельных отраслей функционирования сообществ, специфики, направления и важности их в жизни групп и индивидов результате в возникает эклектичная картина случайно выбранных показателей жизнедеятельности сообщества или отдельной личности, которая, разумеется, представляет деформированную реальностьь.

С другой стороны, в исследованиях проблем молодежи личность выступает и как единица наблюдения и как источник информации Такой \"дуализм\" требует использования системы показателей, которые представляют личностных во в целостности и совокупности различных элементов диагностических процедур и этапов Тем более, что при сборе эмпирической информации происходит непосредственное общение между исследователем и личностью результате чего исследователь определяет и фиксирует ее признаки и характеристики, которые затем при обработке полученной информации теряют личностный характер Как результат, происходит деперсонификация личные менных рис и различий, то есть теряется довольно интересная персонифицированная информациина інформація.

Определенной компенсацией в сохранении личностных черт и признаков выступает таксономический подход, который позволяет уже на первой стадии обработки эмпирической информации сохранить целостность социально-психологического портрета личности, ее действенность и репрезентативность основных признаков благодаря объединению респондентов в определенные этим методом групп.

В изучении такой динамичной и специфической когорты, как молодежь, возникает также необходимость фиксации различных признаков и черт, с одной стороны, и сравнение их типологических характеристик между собой в адекватно м исследовательском поле Это требует использования системы показателей, которая давала бы возможность сопоставления, сравнения и обоснованной экстраполяции полученных результатов в других измерениях социального августа едовища Такая система показателей может иметь такие блокии:

1 Блок относительно стабильных показателей и независимых от конкретной ситуации, которые фиксируют имманентные признаки сообществ и групп Это могут быть блоки характеристик развития личности - биопсихологических, с социально-демографические, а также индикаторы уровня материально-бытовых условий жизнедеятельноститі.

11 В биопсихологических показателям можно отнести антропометрические, физиологические, психологические и социально-психологические характеристики, которые имеют генетическую природу, является результатом процессов социализации и воспитания в конкретных условиях и могут видоизменяться только под влиянием возрастных параметреів.

12 социально-демографические показатели фиксируют совокупность объективных и относительно стабильных признаков человека, которые в основном определяют его образ жизни и специфику различных видов деятельности Это могут быть показатели возраста, пола, образования, семейного положения, национальности, конфессиональной принадлежности, места проживания и социального статуса (предписанного или полученного), индикаторы социально-профессионального т а квалификационного характереру.

13 В блока показателей социальной среды относятся индикаторы образования, профессии и национальности родителей, место рождения молодого человека, населенного пункта, где проходило детство и юность особист занятости, структура его семьи, количество братьев и сестер, речь семейного общенияня.

14 Материально-бытовые условия фиксируются с помощью показателей жизненных условий человека, прибыли и заработной платы ее и членов семьи, обеспеченность материальными средствами длительного пользования я Показатели такого блока входят в систему индикаторов как наименее стабильные и вариативные в соответствии с социально-экономической и общественно-политической ситуации и имеют зависимость от активности целеустремленности и уровня потребностей личности, выступающей объектом исследованияння.

2 Блок показателей, представляющих различные аспекты мыслей, надежд и ожиданий, а также условия социальной среды, в частности результаты и достижения респондентов в области материальной и духовной куль ьтури.

Такая система показателей должна иметь особую вариативность, что условия жизнедеятельности личности меняются, динамично трансформируются нормативные модели и ценностные ориентации Здесь могут быть и созданы блоки, которые позволяют констатировать социальную и политическую активность молодежи и ее деятельность в области свободного времяу.

21 Блок показателей, которые объективно отражают статусные позиции лица в конкретном коллективе, условия и возможность социальной мобильности (карьеры) и социальных перемещений в горизонтальной и вертик кальном плоскости социумму.

22 Субъективные характеристики - ценностные ориентации, установки и конкретные условия диспозиции личности в конкретном социальном времени и пространстве

23 Блок объективных и субъективных показателей деятельности личности в области свободного времени и досуга в соответствии с уровнем сложившихся ее потребностей и интересов

Вместе с тем следует отметить, что определенные блоки показателей могут иметь как зависимые, так и независимые характеристики

Первый предложенный блок показателей может выполнять роль независимых переменных и создает отражение социального фона общества или определенного уровня напряженности социально-психологического поля життедие тельности личностей.

Вторая группа состоит из показателей, которые играют роль зависимых переменных и которые представляют особый интерес для исследователей

В целом объективное и адекватное отражение уровня сформированных запросов, потребностей, интересов и особенностей формирования духовно-творческого потенциала личности в реальном социальном пространстве и времени м возможно лишь при условии создания системы показателей Такая система показателей фиксирует не только достижения личности в области науки, образования, культуры, но и отражает имманентные характеристики семейного с ередовища, его родословной, условий жизнедеятельности во всех областях социальной практики Лишь в диалектическом единстве и взаимозависимости определенных блоков возможно осуществить объективную диагностику и идентификационный кацию становления, функционирования и развития неисчерпаемого духовно-творческого потенциала личноститі.

Достаточно принципиальным вопросом является диагностика социально-демографических признаков респондентов и фиксация их в практической плоскости Для объективного отражения можно предложить следующие блоки показателей:

1 Показатели, отражающие достаточно устойчивые характеристики - пол, национальность, социальное происхождение и родословную личности

2 Индикаторы, фиксирующие принадлежность личности к социальной и профессионально-квалификационной сообщества, ее образование, род занятий, семейное положение, место жительства

3 Показатель возраста личности как параметр стабильности на протяжении определенного периода (одного года) может находиться в системе координат средней пределы продолжительности жизни конкретного когорты в стране, регионе и населенного пункту.

Существуют определенные сложности при определении параметров возраста Так, среди юношей заметны тенденции преувеличения лет собственной \"взрослости\" и уменьшения их реального состояния среди 20 - летних девушек Кроме потому глазу, распространяется тенденция аккумуляции, т.е. закругления лет, особенно таких, которые заканчиваются на \"0\" или \"5\" В наших исследованиях среди студенческих коллективов были зафиксированы определенные тенд Энке \"уменьшение\" возраста среди \"холостых\" девушек старших курсов и увеличение на \"0,5\" - \"1\" год среди сгудентив-юношей первого курса "0,5" — " 1" рік серед сгудентів-юнаків перших курсів.

В социальных исследованиях возникает потребность сопоставления разных возрастных групп для сравнения конкретных характеристик и отдельных демографических параметров, особенно в построении классификации этапов життедиял льности и группировки их по сходству возрастных границ на отдельные группы время в осуществлении социологических и социально-педагогических исследований распределение по возрастным интервалами выборочной совокупности часто осуществляется без должного обоснования, что затрудняет сравнение и сопоставление характеристик предмета научного поиску.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: