Методики постановки правильных вопросов




Методики повышение мотивации

Одним из приемов внешней мотивации служат

(2.1) поощрения за хорошую учебу и поведение и наказания за неудовлетворительные поступки. Вся ответственность в этом случае лежит на учителе, а не на ученике. (Полезно придумать новые, небанальные поощрения и наказания).

(2.2) «Переломные истории»

(2.3) Личная страсть. Хобби, интересы и увлечения учителя могут быть прекрасными дополнительными средствами повышения интереса к учебе.

(2.4) Новейшие технологии обучения.

(2.5) «Погружение» Учитель не должен отвлекаться на посторонние мысли и дела, а быть «здесь и сейчас» со своими учениками, максимально сконцентрированным.

3. Методики планирования

(3.1) тщательно разработанное планирование, расписанные по минутам виды деятельности,

(3.2) «планирование блоками (комплексное планирование)». Учитель планирует осуществить одну или две цели для каждого урока на продолжительный период, например четыре, шесть или восемь недель. Суть планирования блоками сводится к тому, что учитель постоянно задает себе вопрос: «в какой мере сегодняшний урок базируется на предыдущем и дополняет его, как он подготавливает почву для завтрашнего урока и как эти три урока вписываются в большую последовательность целей, ведущую к овладению новыми знаниями или навыками».

(3.3) «Начинать с конца», которая подразумевает начинать новый урок с возвращения к материалу предыдущего занятия, на котором могли быть не усвоены некоторые моменты.

(3.4) планированию каждого конкретного урока. (3.4.1) Конкретная общая цель помогает учителю определить задачи урока. Далее учитель должен (3.4.2) выбрать критерии для оценки эффективности в выполнении поставленных задач. И в конце учитель (3.4.3) принимает решения о конкретных видах работы на уроке, системе упражнений для достижения поставлен.

Система критериев, которые определяют эффективность целей – «4 М», которые гласят, что цели должны быть:

1. M anageable (управляемыми); Управление подразумевает, что учитель устанавливает серию ежедневных достижимых целей и вырабатывает четкую последовательность шагов, необходимых для отработки навыков на нужном уровне.

2. М easurable (измеримыми);

3. M ade First (первостепенными);

4. M ost Important (самыми важными).

((3.5) «Выходной билет», суть которой заключается в том, что учителя просят учеников ответить на 1-3 вопроса в конце урока, в результате чего наставник узнает, был ли его урок эффективным, и с какими трудностями пришлось столкнуться учащимся. (Например, что нового вы узнали на уроке? Какой момент (какая задача, концепция, определение, объяснение…….показался трудным, непонятным? Выразите свое впечатление об уроке, используя лишь одно имя прилагательное.)

(3.6) Цель урока определяет всю деятельность в классе, а не наоборот. У хорошего учителя цель стоит на первом месте и диктует ему те виды деятельности, которые помогают достигать поставленной цели.

(3.7) «Разместить на видном месте» мотивирует учителя и учеников достигать поставленных учебных целей. Если ученики привыкли видеть сформулированную цель урока, они четко представляют себе, что именно они должны освоить или научиться делать. Визуализация повышает образовательный эффект.

(3.8) «Кратчайший путь», основанная на выборе учителем наиболее оптимального, короткого пути к достижению цели. Из всего арсенала методических средств и технологий учитель должен выбрать те, которые работают лучше всего, надежные, простые и проверенные методики, позволяющие в кратчайшее время прийти к результату. Данная методика не требует применения сложных инновационных технологий, даже если они очень популярны, здесь главное – простота и эффективность.

(3.9) «Двойной план» касается того, что многие учителя не берут в расчет – чем будут заняты ученики на каждом этапе урока (когда учитель объясняет новый материал, когда один ученик записывает что-то на доске, когда одноклассник отвечает на поставленный вопрос и т.д.)? Д. Лемов советует учителям составлять двойной план, нарисовав таблицу с двумя колонками, в одной из которых будут прописаны действия учителя, а во второй – все виды деятельности учащихся на каждом этапе урока. Такое планирование позволяет эффективно использовать время урока, менять темп и виды классной работы, а главное задействовать каждого учащегося в той или иной работе.

(3.10) «Нарисовать карту». Данный прием позволяет учителю продумать, как наиболее комфортно, удобно и продуктивно организовать классное пространство комнаты, включая технику, пособия и проч.

Методики постановки правильных вопросов

Учитель, как правило, задает вопросы классу по ряду причин: -

уточнить, все ли учащиеся понимают задания;

проверить выполнение домашних заданий;

стимулировать мыслительные процессы и критическое мышление;

выяснить, что учащиеся знают об обсуждаемой проблеме;

подвести к правильному выводу;

помочь начать монолог или диалог;

ввести в новую тему;

разговорить молчаливого ученика;

узнать о настроении, самочувствии учащихся;

мотивировать на поиск самостоятельных решений и др.

(4.1) Открытые вопросы предполагают развернутые ответы или объяснения, они начинаются вопросительными словами: как, почему, что, каково ваше мнение и др. На открытые вопросы нельзя ответить односложно «да» или «нет». Именно эти типы вопросов позволяют учителю включить учащихся в дискуссии, в активную интеллектуальную деятельность.

(4.2) Закрытые вопросы требуют коротких ответов, типа «да» и «нет». Злоупотребление закрытыми вопросами может вылиться в допрос, что негативно скажется на общении.

Следующий вид – это (4.3) риторические вопросы, которые представляют собой утверждения, сформулированные в вопросительной форме и, по сути, не требуют ответов. Однако они могут быть использованы для усиления выразительности фразы, озвученной проблемы, насущности вопроса, важности конкретного концепта. Учитель с помощью таких вопросов может мотивировать учащихся изучать конкретную тему.

(4.4) Вопросы для обдумывания, по своей форме, являются открытыми вопросами, однако требуют достаточного времени для нахождения ответа, для анализа, сравнения, синтеза и дедукции. Такие вопросы развивают мышление учащихся и заставляют прибегать к дополнительным информационным ресурсам, мотивируя учеников к познанию нового.

(4.5) Альтернативные вопросы дают собеседнику право выбора из предложенных вариантов. При ответе на такие вопросы учащиеся чувствуют некоторую свободу выбора и имеют возможность обосновать тот вариант, который считают правильным.

Кроме того, (4.6) учитель не забывает задавать вопросы и себе, чтобы найти способы улучшить свои уроки. Довольно эффективными, по мнению Д. Берджеса, могут быть следующие вопросы:

Какой ключевой вопрос я могу задать, чтобы предоставить ученикам возможность для самоанализа и личностного роста?

Какие возможности для автономной работы и самостоятельного выбора я могу предложить в этом разделе учебного материала или на этом уроке?

Как я могу связать свой материал с тем, чем уже интересуются ученики?

Как я могу показать своим ученикам, что материал будет для них полезен в будущем?

Как я могу добиться того, чтобы аудитория постоянно ощущала свою вовлеченность в процесс обучения?

Какую захватывающую историю я могу рассказать, чтобы ученики заинтересовались темой урока?

Как я могу использовать самые свежие приложения, чтобы готовить более качественные интерактивные презентации?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: