Налоги, их функции, принципы налогообложения.




Лекция № 14. Финансовая система государства

1. финансовая система государства;

2. налоговая система государства;

3. фискальная политика государства.

 

Финансовая система государства.

Использование государством механизмов регулирования исторически началось с применения финансовых рычагов. Сбор податей, а потом – налогов осуществляется с момента зарождения государства. Хотя на современном этапе более динамично развивающимся механизмом регулирования становится монетарная политика, фискальная деятельность государства сохраняет свое значение.

 

Финансы – одна из комплексных, многозначных категорий экономической науки.

В широком смысле, финансы – это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов в хозяйственном процессе (учитывается движение как бюджетных, так и кредитных ресурсов).

В узком смысле, финансы представляют собой учет лишь движения стоимостных величин на бюджетной основе.

Финансовая система представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике.

Финансовая система государства

элементы системы 1 совокупность бюджетов и фондов бюджеты, внебюджетные фонды, валютные резервы государства, финансовые фонды предприятий и организаций
2 совокупность регулирующих органов Министерство финансов, прочие финансовые инстанции
3 совокупность нормативных положений Конституция РФ, законы и нормативные акты по вопросам о финансах

 

Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: это система взаимодействия финансовых ресурсов трех субъектов экономики: домохозяйств, предприятий и государства.

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, региональным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий.

 

Главным звеном финансовой системы является госбюджет. Бюджет представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и планируемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию он представляет собой централизованный фонд денежных средств.

В условиях федерального государственного устройства бюджет представляет собой совокупность нескольких финансовых фондов. Например, в России консолидированный бюджет отражает сумму федерального, регионального и местных бюджетов.

 

Таким образом, финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система делится на общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

Налоговая система государства.

налоги, их функции, принципы налогообложения.

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов, мобилизируемых для содержания государства, называется государственными финансами. Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. В Росси налоговые отношения регулируются Конституцией РФ, НК РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Функции налогов:

1. фискальная (от лат. казенная) – формирует доходы государства, необходимые для финансирования его расходов;

2. регулирующая – оказывают воздействие на любые социальные и экономические процессы, происходящие в стране;

3. перераспределение доходов и ресурсов общества – изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии, на ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов;

4. контролирующая – обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности субъектов налогообложения.

Виды налогов:

объекты налогообложения способы взимания способы определения размера в зависимости от налоговой ставки уровни налогообложе-ния
налоги на доходы, на имущество, на расходы прямые (подоходный, поимущественны) косвенные (акцизы, таможенные пошлины) индивидуальные, универсальные прогрессивные регрессивные пропорциональные общенациональные, региональные, местные
           

 

Принципы налогообложения:

1. справедливость и равенство налогообложения;

2. эффективность налогообложения – налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов;

3. простота и доступность для исчисления – налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

 

Налоговая система.

Налоговая система – совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

1. всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

2. стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

3. равнонапряженность – взимание одинаковых налогов по одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;

4. обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;

5. самостоятельность субъекта в исчислении и уплаты налога;

6. социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Функции налоговой системы:

1. изъятие и аккумуляция определенной доли ВВП в общегосударственном фонде (бюджете);

2. перераспределение финансовых ресурсов в экономике с целью:

- создание общественных благ (соц. сферы, технологической инфраструктуры);

- поддержки научно-технического развития экономики;

- коррекция соц. издержек рыночной системы;

- коррекция экономических издержек рыночной системы.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:

- субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность, платить налог;

- объект налога – это то, что подлежит налогообложению: ткущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

- источник дохода – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);

- налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения).

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

- пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно величине дохода, подлежащего налогообложению. Доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода.

- прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает.

- регрессивное налогообложение – ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже при неизменной ставке налогообложения.

 

Важным элементом налоговой политики, методом гос. регулирования экономики, обеспечения соц. защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

Налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Все налоги и сборы в России подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

1. федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены НК РФ. То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

2. региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов. При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

3. местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Таким образом, налоговая система сложное и противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятий у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение этого парадокса возможно лишь за счет разумных компромиссов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: