Лекция № 14. Финансовая система государства
1. финансовая система государства;
2. налоговая система государства;
3. фискальная политика государства.
Финансовая система государства.
Использование государством механизмов регулирования исторически началось с применения финансовых рычагов. Сбор податей, а потом – налогов осуществляется с момента зарождения государства. Хотя на современном этапе более динамично развивающимся механизмом регулирования становится монетарная политика, фискальная деятельность государства сохраняет свое значение.
Финансы – одна из комплексных, многозначных категорий экономической науки.
В широком смысле, финансы – это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов в хозяйственном процессе (учитывается движение как бюджетных, так и кредитных ресурсов).
В узком смысле, финансы представляют собой учет лишь движения стоимостных величин на бюджетной основе.
Финансовая система представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике.
Финансовая система государства
элементы системы | 1 совокупность бюджетов и фондов | бюджеты, внебюджетные фонды, валютные резервы государства, финансовые фонды предприятий и организаций |
2 совокупность регулирующих органов | Министерство финансов, прочие финансовые инстанции | |
3 совокупность нормативных положений | Конституция РФ, законы и нормативные акты по вопросам о финансах |
Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: это система взаимодействия финансовых ресурсов трех субъектов экономики: домохозяйств, предприятий и государства.
Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, региональным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий.
Главным звеном финансовой системы является госбюджет. Бюджет представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и планируемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию он представляет собой централизованный фонд денежных средств.
В условиях федерального государственного устройства бюджет представляет собой совокупность нескольких финансовых фондов. Например, в России консолидированный бюджет отражает сумму федерального, регионального и местных бюджетов.
Таким образом, финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система делится на общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.
Налоговая система государства.
налоги, их функции, принципы налогообложения.
Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов, мобилизируемых для содержания государства, называется государственными финансами. Основным источником государственных финансов являются налоги.
Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. В Росси налоговые отношения регулируются Конституцией РФ, НК РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Функции налогов:
1. фискальная (от лат. казенная) – формирует доходы государства, необходимые для финансирования его расходов;
2. регулирующая – оказывают воздействие на любые социальные и экономические процессы, происходящие в стране;
3. перераспределение доходов и ресурсов общества – изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии, на ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов;
4. контролирующая – обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности субъектов налогообложения.
Виды налогов:
объекты налогообложения | способы взимания | способы определения размера | в зависимости от налоговой ставки | уровни налогообложе-ния | |
налоги на доходы, на имущество, на расходы | прямые (подоходный, поимущественны) | косвенные (акцизы, таможенные пошлины) | индивидуальные, универсальные | прогрессивные регрессивные пропорциональные | общенациональные, региональные, местные |
Принципы налогообложения:
1. справедливость и равенство налогообложения;
2. эффективность налогообложения – налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов;
3. простота и доступность для исчисления – налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.
Налоговая система.
Налоговая система – совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.
Принципы построения налоговой системы:
1. всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
2. стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
3. равнонапряженность – взимание одинаковых налогов по одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;
4. обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
5. самостоятельность субъекта в исчислении и уплаты налога;
6. социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Функции налоговой системы:
1. изъятие и аккумуляция определенной доли ВВП в общегосударственном фонде (бюджете);
2. перераспределение финансовых ресурсов в экономике с целью:
- создание общественных благ (соц. сферы, технологической инфраструктуры);
- поддержки научно-технического развития экономики;
- коррекция соц. издержек рыночной системы;
- коррекция экономических издержек рыночной системы.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:
- субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность, платить налог;
- объект налога – это то, что подлежит налогообложению: ткущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.
- источник дохода – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);
- налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения).
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:
- пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно величине дохода, подлежащего налогообложению. Доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода.
- прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает.
- регрессивное налогообложение – ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже при неизменной ставке налогообложения.
Важным элементом налоговой политики, методом гос. регулирования экономики, обеспечения соц. защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.
Все налоги и сборы в России подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.
Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
1. федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены НК РФ. То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).
2. региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов. При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.
3. местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.
Таким образом, налоговая система сложное и противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятий у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение этого парадокса возможно лишь за счет разумных компромиссов.