Подход с точки зрения долга




Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта.

Кант описал «сценарий» действия морального сознания людей в трех формулировках нравственного закона, или категорического императива (безусловного повеления). Первая формулировка отражает принцип всеобщности или универсализуемости: «...Поступай только согласно такой максиме (правило поведения), относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Во-вторых, для того чтобы действие было нравственным, оно должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе.

В-третьих, условие нравственности действия состоит в том, что оно должно быть основано на автономии и должно уважать автономию разумных существ. Люди могут с помощью разума


контролировать свои чувства, инстинкты и представлять себе свои действия до того, как их выполнят, — и этим они отличаются от животных. Автономия понимается как 1) свобода в качестве способности человека решать, как ему действовать — нравственно или безнравственно; 2) свобода в форме способности людей самим себе предписывать нравственный закон; 3) свобода в форме способности людей самим вырабатывать для себя нравственный закон.

Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа — это воля, устанавливающая всеобщие законы. Воля, по Канту, должна быть не просто подчинена нравственному закону, а подчинена ему таким образом, чтобы она «рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Категорический императив, или нравственный закон у Канта, — это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений. Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным.

С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса,


международного сообщества и др.)- Прежде чем принять решение,
юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к
голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут
оказывается, что для принятия правильного решения ему
недостаточно обращения только к своему естественному
моральному чувству справедливости — он должен знать, каким
образом похожие проблемы решались и решаются другими
специалистами, что одобряется и не одобряется

профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат. talio — возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, — древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между 'кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководство­ваться нормами простой уравнительности)

Основная и наиболее распространенная формула талиона — «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб».

Выделяют несколько категорий справедливости:

распределительнаядистрибутивная справедливость.

2) ретрибутивная (карательная) справедливость — фокуси­руется на ответственности или наказании за неправильные по­ступки;

3)компенсаторная справедливость — сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке;

4) процедурно-правовая справедливость — термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур,


методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

5)коммутативная (обменная) справедливость — относится к справедливости и честности сделок.

В настоящее время широко применяется несколько концепций справедливости.

1. Эгалитарные концепции

• теории, делающие акцент на проблеме равенства;

• принцип наибольшей равной свободы: в соответствии с ним каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод;

• принцип справедливого «равенства возможностей»;

• принцип дифференциации, предусматривающий, что об­щественные и экономические институты должны действовать таким, образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

 

2. Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справед­ливости.

3. Коммунитаризм.

4. Справедливость как результат честно организованной общественной
дискуссии.

5. Справедливость как черта характера.

6. Справедливость как лояльность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: