Право второй половины 80-х годов в своем развитии отставало от темпов движения общественной жизни. Соответственно многие новые хозяйственные и социальные вопросы оказались не урегулированными правом. С другой стороны, ряд устаревших правовых норм не был формально отменен, хотя практически не действовал. Возникшая с 1989 г. «война законов» вызвала явления правового нигилизма. Принцип законности к концу «перестройки» был поколеблен. Таким образом, политика «перестройки» не могла обойтись без осуществления правовой реформы.
Говоря о развитии и изменении норм Гражданского права, необходимо заметить, что «перестройка» не предвещала революционного поворота в развитии имущественных отношений. Ее начало выглядело достаточно традиционным – в 1985 г. в связи с антиалкогольной кампанией был установлен затруднительный порядок приобретения винно-водочных товаров, а в 1986 г. проведена неуместная кампания борьбы с нетрудовыми доходами, вызвавшая ограничения правоспособности владельцев приусадебных участков. Обе эти акции объективно способствовали сокращению гражданского оборота и в целях повышения качества товаров в 1987 г. была введена государственная приемка выпущенной продукции.
Однако вскоре в политике «перестройки» был сделан очень сильный акцент на такие ее элементы, как «активизация человеческого фактора», развитие «материального интереса» работника в результатах труда. Данный шаг означал отход государства от прежней административно-командной системы руководства народным хозяйством к его регулированию на основе экономических методов, через интерес производителя. Следствием этого явилось расширение гражданской правоспособности физических и юридических лиц и усиление гражданского оборота.
В ноябре 1986 г. был принят закон, разрешивший индивидуальную трудовую деятельность. В 1987 г. получил большое развитие договор аренды объектов социалистической собственности на основе семейного, бригадного или коллективного подряда. Таким образом создавались благоприятные условия для расширения деятельности кооперативных организаций. Наметившиеся перемены были в 1988 г. закреплены Законом «О кооперации в СССР». В 1990 г. в этот закон внесены значительные изменения. Кооперативы теперь могли заниматься любыми видами деятельности, если не существовало специальных законодательных запрещений. На 1 января 1990 г. в СССР существовало около 200 тыс. кооперативов в сфере производства и услуг. Только в одной Москве их было 15 тыс.
В 1987 г. принято положение «О социалистическом производственном предприятии (объединении) в СССР», создававшее совершенно новый механизм хозяйствования. Оно было призвано поставить основное звено производства – фабрики и заводы – в такие экономические условия, которые побуждали бы их проявить инициативу и эффективно использовать свои резервы и достижения научно-технической революции. Самостоятельность предприятий кардинально расширялась. Они в течение трех лет переводились на полный хозрасчет и самофинансирование. Бюджетное финансирование, как правило, исключалось. Государство не отвечало за долги предприятия. Последнее само несло полную ответственность за результаты своей деятельности. Однако этот закон оказался преждевременным и оказал отрицательное влияние на развитие экономики.
Начался переход от материально-технического снабжения по лимитам и фондам к оптовой торговле средствами производства. Предприятия переходили к планированию своей деятельности в соответствии со своими экономическими интересами. Они обязывались к выполнению государственных заказов, за пределами которых они были полностью самостоятельны, в том числе и в выборе партнеров.
На предприятии вводилось самоуправление трудового коллектива. Последний формировал совет, выбирал на конкурсной основе директора предприятия. Совет предприятия решал наиболее важные вопросы, в том числе и такой на тот момент актуальный вопрос, как выбор модели хозрасчета. В целях создания условий для широкого внедрения такой модели хозрасчета, как «коллективный подряд», в 1989 г. были утверждены общесоюзные основы законодательства об аренде.
В конце 1989 г. была выработана политическая установка о переходе к регулируемому рынку, вызвавшая настоящую революцию в имущественных отношениях – необходимо было создание таких экономико-юридических институтов, без которых функционирование рынка просто невозможно. Прежде всего, нужны были перемены в отношениях собственности. В этой связи необходимо отметить те знаменательные изменения, которые внесены в Конституцию СССР 14 марта 1990 г. Теперь «экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную их защиту». В собственности гражданина «может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения», кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданам в собственность не допускается. Коллективной собственностью объявлялась «собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций». Таким образом, частная собственность на орудия и средства производства была легализирована на конституционном уровне. До этого изменения Основного закона СССР был принят уже 6 марта 1990 г. Закон «О собственности в СССР», который предвосхитил создание на территории СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. В июне 1990 г. был утвержден Закон «О предприятиях в СССР», который регламентировал образование предприятий различных форм собственности. При этом одним из оснований учреждения предприятия являлось решение трудового коллектива. Такое предприятие имело право распоряжения закрепленным имуществом, выпуска и реализации ценных бумаг.
Известно, что рыночное производство невозможно без частного предпринимательства. Последнее получило распространение еще до упомянутых изменений Конституции СССР, практически с разрешения индивидуальной трудовой деятельности. Больший размах оно приобрело в 1987 г. с организации первых коммерческих структур при центрах научно-технического творчества молодежи и кооперативов при фабриках и заводах, совместных предприятий с участием иностранного капитала. Фермерские хозяйства также являлись одним из проявлений частного предпринимательства. С признанием частной собственности на орудия и средства производства частное предпринимательство стало превращаться в решающий фактор производства. Определенные итоги ему были подведены в принятом в апреле 1991 г. Законе «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».
Имела место реформа банковского дела. Так функции Госбанка СССР резко сократились – получил широкое распространение процесс образования коммерческих банков. Были упразднены системы Промстройбанка и Жилсоцбанка. Их крупные отделения также преобразовали в коммерческие банки. Происшедшие в банковской сфере перемены нашли отражение в двух принятых в конце 1990 г. законах – «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в СССР». На основе различных структур Госснаба СССР в стране были учреждены и первые биржи. На базе торгов организовывались коммерческие структуры оптового характера.
Как отмечалось ранее, основным каналом прироста негосударственного сектора в экономике явилось обращение государственного имущества в собственность коллективных предприятий, акционерных обществ, кооперативов. В этом отношении особое значение приобрели коллективные предприятия и акционерные общества. Закон «О собственности в СССР» определил, что собственность коллективного предприятия возникала в случае перехода имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива. Трудовой коллектив мог принять решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества. Этим было положено начало приватизации крупных предприятий.
В Российской Федерации идея приватизации государственного имущества превратилась в один из основополагающих принципов экономической политики. Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 г. принял Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», в соответствии с которым преобразование государственной собственности в иные формы приобрело планомерный характер. Верховный Совет утверждал государственную программу приватизации. Для приватизации государственного имущества учреждалось специальное ведомство – Госкомимущество – со своими территориальными агентствами.
Инициатива проведения приватизации принадлежала широкому кругу субъектов, в том числе различным государственным органам и трудовым коллективам предприятий. Она осуществлялась путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе. Акции членам трудового коллектива продавались со значительной скидкой.
Наряду с этой формой приватизации, которая доступна лицам, работающим на предприятии, были положены правовые основания для «народной» приватизации. 3 июля 1991 г. принят Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», определявший, что каждый гражданин РСФСР обладает именным приватизационным счетом (ваучером). Последний свидетельствовал о праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности, а также о его праве на использование приватизационного вклада. Сумма ежегодно перечисляется на приватизационную книжку гражданина.
Получила законодательное закрепление приватизация жильцами государственных квартир. Сначала этот процесс протекал по общесоюзному праву, затем 4 июля 1991 г. был утвержден Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда». Приватизация жилья осуществлялась на безвозмездной основе. Это подтолкнуло к быстрому росту строительства частных домов в городах и иных населенных пунктах, а также дачное строительство.
Помимо названных выше элементов рыночной инфраструктуры вводились и многие другие новшества – коммерческое кредитование, ценные бумаги (например, акции), векселя, ломбарды, разнообразные виды негосударственных хозяйственных организаций (товарищества, акционерные общества, концерны, холдинги и т. д.).
Были приняты меры законодательного характера, направленные на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках.
Произошла либерализация внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю была практически отменена. Через таможенную границу СССР могли перемещаться любые товары, ввоз и вывоз которых из СССР не был запрещен или ограничен. Данные новеллы нашли закрепление в Таможенном кодексе СССР и в Законе «О таможенном тарифе», принятых 6 ноября 1991 г. Активизации внешнеэкономических связей способствовала также конвертация национальной валюты в иностранные валюты по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. Такой порядок был определен в марте 1991 г. Законом СССР «О валютном регулировании».
Была несколько усилена гражданско-правовая защита личности в случае причинения ей ущерба. В апреле 1991 г. изменением ГК РСФСР была установлена возможность материальной компенсации за причинение морального вреда.
Факторы «перестройки» не могли не отразиться на Колхозном и Земельном праве. Доминирующей целью, определяющей перемены в агропромышленном секторе экономики, являлось благополучное решение продовольственной проблемы. Однако реализация продовольственной программы СССР, принятой в 1982 г. и рассчитанной на период до 1990 г., отставала от предусмотренных темпов. Необходимо было принятие дополнительных мер. В 1985 г. государство списало задолженность со слабых колхозов и совхозов или значительно ее сократило. Одновременно были повышены закупочные цены. С 1987 г. в сельскохозяйственное производство внедрялся на условиях аренды имущества коллективный подряд в его различных формах, организуются первые индивидуальные крестьянские («фермерские») хозяйства.
Однако радикальные перемены начались с реформы в сельском хозяйстве, предпринятой весной 1989 г. Постановлением Совета Министров СССР от 5 апреля 1989 г. «О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе» изменялись экономические отношения на селе. На колхозы, совхозы и другие предприятия агропромышленного комплекса были распространены хозрасчет и самофинансирование. Постановление отмечало большое значение арендных отношений и требовало их широкого распространения. Наряду с колхозами и совхозами указанное постановление Правительства СССР в качестве «основного звена агропромышленного производства» назвало также арендные коллективы, крестьянские хозяйства, а также личные подсобные хозяйства граждан, чем значительно возвысило значение этих хозяйственных субъектов. Данный правовой акт установил юридические гарантии равной защиты всех сельхозпроизводителей. Колхозы, совхозы, агрофирмы, перерабатывающие предприятия получили широкую самостоятельность. Вместе с тем, они в добровольном порядке принимали на себя исполнение государственного заказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Таким образом, различные управленческие организации Агропрома теряли эти функции и преобразовывались в хозрасчетные формирования на уровне районов и советы агропромышленных формирований на уровне края, области.
Широкое распространение к концу 80-х гг. садово-огороднических товариществ и строительства индивидуальных жилых домов, появление крестьянских хозяйств поставили много вопросов в аграрных отношениях, ответы на которые должно было дать развитие земельного права. В феврале 1990 г. были утверждены «Основы законодательства СССР и союзных республик о земле», которые подтвердили монополию государственной собственности на землю, но в ряде случаев установили пожизненное наследуемое владение землей гражданами СССР. Так граждане получали право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского и подсобного хозяйства, строительства жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов. А в 1990 г. закон «О собственности в РСФСР» закрепил право гражданина республики иметь в собственности земельные участки. Таким образом, был открыт путь для перехода земли в частную собственность.
Изменения перестроечного периода не могли не коснуться трудового и социального права. Так как на большем протяжении изучаемого периода трудовое право развивалось с учетом такого лозунга «перестройки», как гуманизация общественной жизни, то в этой связи необходимо отметить следующие перемены. Во-первых, в связи с введением на фабриках и заводах в 1987 г. самоуправления трудового коллектива несколько возрастала роль трудящихся в управлении делами предприятия. Во-вторых, создавались благоприятные условия для подработок, совместительства и т. п. В-третьих, администрация предприятий и учреждений совместно с советом трудового коллектива и выборным профсоюзным органом в 1988 г. получила право устанавливать за счет собственных средств дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для своих работников.
Направление развития трудового права резко изменилось в связи с переходом к рыночным отношениям. Рынок по-новому расставил позиции наемного труда и работодателей, усиливая возможности последних. Было значительно поколеблено, но не отменено право на труд. Для администрации предприятия значительно облегчены возможности увольнения рабочих и служащих. Возникла безработица и конкуренция за рабочие места. В целях регулирования безработицы в первой половине 1991 г. были приняты союзные «Основы законодательства о занятости населения» и российский закон «О занятости населения». Государство обязывалось проводить политику содействия полной занятости. Оно брало на себя заботу подыскания безработным «подходящей работы», бесплатно обеспечивало им переподготовку или получение новой профессии, разрабатывало государственные программы занятости по стране и отдельным регионам и выплачивало пособия по безработице.
Рыночные условия усиливали возможности конфронтации во взаимоотношениях администрации и трудового коллектива предприятия или учреждения, которая могла принять в тот период и крайние формы. Но действующее законодательство не давало ответа на многие из них, в том числе, и на такой, допустимы ли забастовки или нет. Закон «О порядке разрешения трудовых споров» разрешил проведение забастовок по социально-экономическим основаниям.
К числу позитивных перемен в трудовом праве можно отнести сокращение рабочей недели с 41 часа до 40 часов и увеличение длительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 24 дней.
Вместе с тем социальное законодательство развивалось противоречиво, в одних случаях улучшая, в других – ухудшая положение рядового гражданина. Положительным можно считать принятие в 1990 г. союзного и республиканских законов о пенсиях, где, кроме трудовых, впервые предусмотрены социальные пенсии. Размеры пенсий значительно повышались по сравнению с действовавшими тогда нормативами, установленными союзным законом о пенсиях 1956 г., что более соответствовало современным реалиям жизни. Также закон предусматривал принцип регулярного пересмотра пенсий по мере изменения «стоимости жизни». Весьма интересны законодательные попытки 1990–1991 гг. озаботиться улучшением положения инвалидов и молодежи. Разноречивые оценки вызвал принятый летом 1991 г. в России закон, связывающий оказание квалифицированной медицинской помощи с наличием у больного медицинской страховки. В общем, к концу «перестройки» социальная защищенность граждан значительно ослабла плюс по ней был нанесен еще один очень сильный дополнительный удар, связанный с неконтролируемым ростом цен на товары народного потребления и услуги.
Рассматривая Уголовное право и процесс, их изменения в период «перестройки» необходимо констатировать следующее – Уголовное право по-своему точно, любой период развития любой цивилизации, отразило все изгибы и противоречия в развитии общества. Так, в связи с антиалкогольной кампанией, начавшейся в 1985 г., появились новые составы преступлений и усилилась ответственность за деяния, совершенные в нетрезвом состоянии; борьба с нетрудовыми доходами также потребовала внесения ряда корректив в соответствующие уголовно-правовые нормы; разрешение индивидуальной трудовой деятельности повлекло за собой установление в 1986 г. уголовной ответственности за уклонение от подачи декларации о доходах и т.д. Понятно, что уголовно-правовые перемены были как всегда связаны в одних случаях с усилением уголовной ответственности, а в других с ее ослаблением, при этом доминирующей явилась тенденция смягчения уголовной ответственности, получившая явный перевес, начиная с 1989 г.
Произошло усиление уголовной ответственности связано с появлением новых составов преступлений. Так, кроме вышеизложенного, в 1985 г. установлена уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступивших с критикой в их сторону; в 1987 г. – за умышленное заражение СПИДом, захват заложников; в 1988 г. – за незаконное помещение в психиатрическую больницу, хищение, незаконное приобретение или хранение радиоактивных материалов, нарушение установленного порядка проведения митингов, собраний, шествий; в 1989 г. – за публичные призывы к измене Родине, совершение террористических актов или диверсий, вмешательство в разрешение судебных дел, угрозу или оскорбление судьи или народного заседателя; в 1990 г. – за нарушения порядка использования воздушного пространства СССР, нарушение законодательства о выборах или референдуме, призывы к насильственному нарушению единства территории СССР, союзных республик и автономных образований, злоупотребление свободой слова и печати, покушение на честь и достоинство Президента СССР и др.
Смягчение уголовной ответственности нашло отражение в отмене некоторых преступлений, сужении содержания ряда составов преступлений, снижении санкций, бездействии немалого числа формально не отмененных статей Уголовного кодекса. Так, в 1989 г. отменена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй, в 1991 г. – за бродяжничество, попрошайничество, спекуляцию, нарушение правил торговли и др.
Содержание ряда составов преступлений значительно сужалось. Особенно актуально это отметить в отношении состава спекуляции до ее прямой декриминализации. Прежнее понимание спекуляции как скупки и перепродажи товаров или иных предметов с целью наживы (ст. 154 УК РСФСР) стояло на пути частного предпринимательства, поэтому данная статья в то время нечасто применялась в деятельности правоохранительных органов. В 1990 г. был принят союзный закон, который под спекуляцией понимал лишь скупку и перепродажу с целью наживы товаров, на которые государством была установлена розничная цена. Понижение санкций выразилось в том, что по ряду преступлений не применялась смертная казнь (взятки, хищения в особо крупных размерах) в силу подписанных СССР международных договоров. Наконец, ряд статей УК не действовал по причине резкого изменения общественно-политической обстановки в стране.
Отметим, что несмотря на проведенные изменения Уголовного кодекса, многие животрепещущие вопросы не получили уголовно-правового разрешения. Этот недостаток законотворчества в определенной мере способствовал огромному росту преступности, начиная с 1990 г.
В уголовном процессе наблюдалось много мелких изменений. Крупных новелл мало. Среди них следует отметить введение в действие в начале изучаемого периода третьей формы досудебной подготовки материалов (помимо предварительного следствия и дознания) – протокольной формы, потеснившей несколько дознание. С 1990 г. допущение защитника в процессе начинается с момента задержания подозреваемого или предъявления обвинения. Состязательность на стадии расследования уголовного преступления значительно увеличивалась. Усилились гласность процесса, соблюдение презумпции невиновности, исчез обвинительный уклон в деятельности правоохранительных органов.
Забегая вперед отметим, что после принятия Конституции РФ 1993 г. продолжился процесс формирования современной правовой системы, который имеет две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых общественных отношений, возникших в связи с существенными изменениями, как самих этих отношений, так и экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, например, антимонопольного, забастовочного и т.д., и новый подход в правовом регулировании известных отношений, например налоговых, банковских и др. С другой стороны, начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях страны и общества в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В середине 80-х гг. под влиянием определенных объективных и, главным образом, субъективных факторов развитие социализма в нашей стране прекращается. Общество вступает на путь реставрации капитализма. Первоначально этот процесс руководство Коммунистической партии и государства прикрывает лозунгом «совершенствования социализма», однако уже в начале 90-х гг. всякие покровы сбрасываются, и генеральная цель создания нового строя, основанного на частной собственности, становится вполне определенной.
Реставрация капитализма идет в большой мере по линии приватизации государственного и общественного достояния. Громадное имущество, накопленное трудом советского народа, переходит в руки расторопных «дельцов». Десятки миллиардов долларов вывозятся за границу и оседают в западных банках. «Новые русские» приобретают дома, виллы, другую недвижимость в самых разных странах. Дело усугубляется разрушением Союза Советских Социалистических Республик, приведшим к разрыву вековых экономических, культурных и политических связей между регионами страны, что влечет за собой развал единого экономического комплекса и резкое падение производства. В 90-е гг. уровень промышленного производства снижается вдвое, а по некоторым отраслям (легкая промышленность) – и на 90%. Советский Союз, а потом и его бывшие члены попадают в кабалу к иностранному капиталу. Страна теряет свою продовольственную независимость – до 70% потребляемых продуктов получается за счет импорта.
Происходит резкая социальная дифференциация. Маленькая группа населения превращается в богачей, зато на противоположном полюсе растут безработица, нищета, бездомность. Ухудшаются жизненные условия основной массы населения (до 90%).
Происходит естественное изменение типа государства. Упраздняется система Советов. Реализуется идея разделения властей. Впрочем, в республиках, ставших суверенными после разрушения Союза, она проводится по-разному. В России, Казахстане, Туркмении устанавливается форма президентской республики с громадными правами главы государства, делающими его подобным абсолютному монарху. В некоторых других республиках сохраняется более или менее демократический строй. Разрушение Союза ССР влечет за собой цепную реакцию расшатывания формы государственного единства России, Грузии, Азербайджана, Молдавии. Дело доходит до внутренних войн в этих республиках, а также до межреспубликанских трений и столкновений между другими бывшими членами Союза по территориальным и иным вопросам.
Трансформируется и право. В конституционном законодательстве проводятся некоторые плодотворные реформы. Воссоздается многопартийная система, становятся более или менее реальными, провозглашавшиеся и ранее, демократические свободы. Однако на смену прежним административным ограничениям приходят ограничения материальные. В гражданском праве закрепляются отношения частной собственности на средства производства. В семейном праве появляется институт брачного контракта. Трудовое право вынуждено реагировать на новые условия, складывающиеся в промышленности, – безработицу и пр. Трудные задачи приходится решать уголовному, а также уголовно-процессуальному праву. В стране стремительно растет преступность. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены таким числом заключенных, какого не было с 1937 г.
Разрушение экономики и отечественной государственности неизбежно приводит к падению авторитета страны на международной арене. Советский Союз, а тем более его правопреемники уже не в состоянии проводить единую независимую международную политику.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Поясните, что явилось основными предпосылками «перестройки» 1985–1991 гг.
2. Как на внутренней и международной арене складывалась политика «перестройки» 1985–1991 гг. Декларация о государственном суверенитете России.
3. Причины и процесс распада СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Изменения в системе федеративных отношений в РСФСР.
4. Конституция РСФСР 1978 г. Дополнения и изменения, внесенные в нее в 1988–1991 гг. Разработка, принятие и основные положения Конституции Российской Федерации 1993 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (1993 г. 19 декабря). Любое издание.
2. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964 - 1994. М., 1996.
3. Гуев А.Н. Становление и развитие отечественного законодательства о предпринимательской деятельности. 1986 - 1994. М., 1997.
4. Златопольский Д.Л. Разрушение СССР (размышления о проблеме). М., 1998.
5. Исаков В.Б. Расчлененка. Кто и как развалил Советский Союз. Хроника. Документы. М., 1998.
6. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 2 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.
7. Ломов В.С. Советское государство и право в период «перестройки». Распад СССР (1985 - 1991 гг.). Волгоград, 1999.
8. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.
9. Судоплатов П. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1996.
10. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.
11. Шейнис В.С. Тернистый путь Российской Конституции // Государство и право. 1997. № 12.
[1] ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. рrivatus - частный) – передача гос. или муниципального имущества (зем. участков, пром. пр-тий, банков и др. финанс. учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т.п.) за плату или безвозмездно в собственность отд. лиц или коллективов. П. может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юрид. форме аренды гос. имущества на длит. срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродаётся, напр., лишь определ. часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передаётся в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию П. близка к более широкому процессу разгосударствления, к-рый включает передачу гос. имущества в собственность органов местного самоуправления (т.е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной П.