Вопрос 1. Изменения в государственном аппарате в годы войны




Лекция 8. Государственное управление в СССР в 50-80-е годы

XX века

Вопросы:

1. Изменения в государственном аппарате в годы войны

2. Изменения в государственном аппарате в послевоенный период

3. Развитие формы государственного единства и механизма управления страной

4. Форма государственного единства в условиях нарастания кризиса социализма

5. Государственный механизм СССР в условиях нарастания кризиса социализма

 

Вопрос 1. Изменения в государственном аппарате в годы войны

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз потребовало принятия ряда чрезвычайных мер по мобилизации всех ресурсов государства на отпор агрессору и перестройке всей жизни страны на военный лад.

Необходимо было перестроить применительно к условиям войны работу государственного аппарата (как центрального, так и местного) и национально-государственное устройство страны в целом, управление вооруженными силами и их структуру, управление экономикой, социально-культурной сферой, охраной государственной безопасности и общественного порядка, приспособить к военным условиям правовую систему.

В первый же день войны – 22 июня 1941 г. – Президиум Верховного Совета СССР издал в рамках своих конституционных полномочий два принципиально важных указа, официально означавших вступление страны в войну. Первый их них – это Указ «О мобилизации в вооруженные силы граждан 1905–1918 гг. рождения», второй – Указ «О военном положении». В соответствии с этими указами резко пополнялись личным составом вооруженные силы и менялись функции органов государственной власти в области обороны, общественного порядка и государственной безопасности.Они переходили к военному командованию – Военным советам фронтов, армий, начальникам военных гарнизонов. Они получали право устанавливать комендантский час, производить в необходимых случаях задержание и обыски подозрительных лиц, запрещать въезд в местности «нежелательных элементов», запрещать или ограничивать передвижение транспорта, регулировать порядок и время работы учреждений и предприятий, в том числе предприятий торговли, зрелищных учреждений (кино, театров и т.д.).

Изменения в государственном аппарате определялись главным образом военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка в которой возник вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы, а обычным органам придавались чрезвычайные полномочия. Продолжали действовать Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные, республиканские и местные органы управления, но значительно расширились и изменились их полномочия. Так, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, на плечи которого легла работа по перебазированию промышленности из западных районов страны в восточные и т.д. К новым органам управления можно отнести: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др.

Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное Постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточение всей полноты власти в его руках. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав Комитета был узким. Вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И.В. Сталин. ГКО не имел своего собственного аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения конкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Таким образом, ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи – разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные задачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда.

Существовал институт уполномоченных ГКО, которые обычно назначались для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись Первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управлений НКВД и другие лица. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. Всего их было создано более 60-ти.

ГКО осуществлял интенсивную нормотворческую деятельность. За годы войны им было издано более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. Комитет издал Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Было установлено, что обязательное военное обучение должно осуществляться вневойсковым порядком без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч), а в военных округах, областных, краевых, республиканских военкоматах – отделы Всеобуча. В райвоенкоматах были 2–3 инструктора Всеобуча, в качестве которых привлекались командиры запаса и наиболее подготовленные рядовые старших возрастов, не призванные в армию.

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались Военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений. Они наделялись широкими чрезвычайными полномочиями – привлечение граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охрана важнейших народнохозяйственных объектов и участие в борьбе с различными стихийными бедствиями, установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей и учреждений, объявление трудовой и автогужевой повинности для военных надобностей, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и отдельных граждан, регулирование времени работы предприятий и учреждений, обеспечение порядка уличного движения, организация всякого рода массовых мероприятий, определение порядка местожительства и передвижения.

По всем вышеперечисленным вопросам военные власти имели право издавать обязательные постановления, неисполнение которых влекло административную и даже уголовную ответственность. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее были возложены собирание документальных данных, их проверка, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. Комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации. Иногда они создавались в городах, которые не были оккупированы, но находились в прифронтовой полосе или имели крупные военные объекты. 19 апреля 1943 г. Президиум ВС СССР издает Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников», которым такие действия наказывались смертной казнью через повешенье незамедлительно после решения военно-полевых судов, при народе с оставлением тел на виселице на несколько дней, а пособничество – каторгой на срок 15–20 лет.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов, связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариаты СССР задач и в первую очередь с выполнением планов производства и строительства, СНК СССР Постановлением от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предоставил им право: распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата между отдельными предприятиями и строительствами; разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы для выполнения производственных планов и заказов по договорам; перераспределять капиталовложения по сверхлимитным строительствам, разрешать пуск в эксплуатацию строившихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их – в счет себестоимости продукции и т. д.

Изменения в государственном аппарате в этот период были связаны и с расширением прав союзных республик. Так, 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». В соответствии с чем, в марте–октябре этого же года Верховные Советы союзных республик внесли изменения в свои Конституции, учредили наркоматы обороны, назначили наркомов. Такие воинские формирования были созданы и они сражались на фронтах войны. В тот же день (1 февраля 1944 г.) Верховный Совет СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. Верховные Советы союзных республик создали наркоматы иностранных дел и назначили наркомов. Закон установил, что союзные республики могли вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Так, Белорусская ССР и Украинская ССР участвовали в учреждении Организации Объединенных Наций, создании и подписании Устава ООН[1], 22 сентября 1944 г. между правительством Литовской ССР и Польским Комитетом национального освобождения было заключено соглашение об эвакуации литовского населения с территории Польши и польских граждан с территории Литовской ССР. Такие же соглашения были заключены Польшей с Белорусской ССР и Украинской ССР. В июне 1943 г. были установлены ранги для дипломатических представителей СССР за границей.

Для решения такой наиважнешей задачи, как обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники, в сентябре 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.

Понятно, что главные изменения в государственном аппарате коснулись вооруженных сил, т.к. они являлись главным звеном в решении основной задачи – разгроме врага. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. Были внесены серьезные изменения в управление вооруженными силами. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР, вскоре переименованная в Ставку Верховного Командования, а затем в Ставку Верховного Главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган С.К. Тимошенко, а затем с 10 июля 1941 г. – И.В. Сталин. В Ставку вошли члены Политбюро и руководители Народногo комиссариата обороны. 19 июля 1941 г. И.В. Сталин был назначен Народным комиссаром обороны, а 8 августа 1941 г. – Главнокомандующим Вооруженными Силами. 10 августа 1941 г. Генеральный штаб Народного комиссариата обороны был переименован в Генеральный штаб вооруженных сил и подчинен только Верховному Главнокомандующему. Он являлся оперативным органом Ставки.

В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий, являвшийся председателем военного совета.

В июле 1941 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР в вооруженных силах вводится институт военных комиссаров. Однако, военные комиссары не имели права контроля над командным составом, как это имело место в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. 9 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР этот институт был упразднен, как выполнивший свою задачу – в армии устанавливалось полное единоначалие. Вместе с тем учреждаются должности «замполитов».

По решению ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Командования был создан Центральный штаб партизанского движения и образованы такие штабы Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии, а в оккупированных областях РСФСР действовали областные штабы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 г. вводится гвардейское звание и учреждается особый нагрудный знак «Гвардия». В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии вводятся новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. было установлено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой состав, сержантский, офицерский и генералов.

В 1943 г. были учреждены новые ордена: «Победы», «Славы», «Отечественной войны», «Суворова», «Кутузова», «Нахимова», «Александра Невского» и др., а также новые медали. Президиум Верховного Совета СССР предоставил право военному командованию награждать отличившихся в боях орденами и медалями от его имени Президиума.

Указом от 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положено, и в районах военных действий». Теперь назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять и назначать председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбои, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного в конкретном случае времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.

В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте, соответственно, рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры устанавливались классные чины. Вводились соответствующие знаки различия и форма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.

Внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение вражеской агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.

Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания чрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и наши вооруженные силы.

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.

Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после Победы. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил свое дальнейшее существование и развитие, принес мир всему человечеству.

 

Вопрос 2. Изменения в государственном аппарате в послевоенный период

Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.

Говоря о представительных органах власти, отметим, что в годы войны выборы в Советы не проводились. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год – в Верховные советы союзных и автономных республик. При этом до 23 лет был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР, а депутатами Верховных советов союзных и автономных республик могли избираться граждане, достигшие 21 года. В декабре 1947–феврале 1948 гг. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках. Было избрано почти 1,5 млн. депутатов Советов.

С момента принятия Конституции СССР 1936 г. произошли изменения в наименованиях, структуре, компетенции ряда государственных органов. Поэтому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции. В феврале 1947 г. Верховный Совет СССР внес по предложению этой комиссии ряд изменений в Конституцию Союза, носивших по преимуществу редакционный характер. Вместе с тем была несколько расширена компетенция Союза, в частности, к его ведению отнесли образование новых автономных областей, установление основ законодательства о браке и семье.

Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время войны, но все же реже предусмотренных Конституцией двух раз в год. За период с 1946 по 1954 гг. Верховный Совет СССР созывался лишь девять раз. Ограничен был и круг вопросов, рассматриваемых им – по существу они сводились к внесению изменений в Конституцию, утверждению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета. За время с 1946 по 1954 гг. было обсуждено 37 вопросов, причем на пяти сессиях рассматривались только государственные бюджеты за соответствующий год и Указы Президиума Верховного Совета СССР.

25 февраля 1947 г. Совет Национальностей Верховного Совета СССР утвердил Положение «О комиссии законодательных предположений Совета Национальностей». В тот же день аналогичное положение утвердил Совет Союза. Эти комиссии имели своей задачей предварительное рассмотрение и подготовку законопроектов, вносившихся на утверждение Верховного Совета СССР, также они наделялись правом законодательной инициативы. Созывались Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

В марте 1946 г. численный состав Президиума Верховного Совета СССР с целью превращения его в более оперативный орган был сокращен на 9 человек (из прежних 42). В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. Президиум Верховного Совета СССР рассматривал также вопросы о деятельности органов власти на местах. Попытки совершенствования местных органов власти предпринимают Верховные Советы союзных и автономных республик и их Президиумы. В 1948–1952 гг. Президиумы Верховных Советов 13 союзных республик утвердили Положения о постоянных комиссиях местных Советов. В 1946 г. Президиум Верховного Совета Латвийской ССР утвердил Положение о сельском Совете. В 1951 г. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР принял Положение «Об областном Совете депутатов трудящихся и его исполнительном комитете».

Претерпели изменения и органы государственного управления. Сразу по окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные к жизни потребностями военного времени. Функции упраздненного ГКО были переданы Совету Народных Комиссаров. Военно-промышленные наркоматы преобразованы в органы управления мирными отраслями производства.

В 1946 г. произошли дальнейшие изменения в высших органах управления СССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства. Официально это объяснялось тем, что старое наименование «...уже не выражает в достаточной степени отчетливо тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления». Трудно сказать, насколько это объяснение раскрывает истинную причину такого преобразования, которое, по существу, было все же простым переименованием.

Поиски более совершенной организации управления народным хозяйством породили тенденцию к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. Однако, вскоре процесс дифференциации ведомств меняется на обратный. В 1948–1949 гг. происходит теперь уже объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 г. их число уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских. В последующие годы процесс создания и упразднения ведомств шел, по существу, беспрерывно, часто без видимых оснований.

Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводились не только за счет количественных изменений, но и путем перераспределения компетенции между ними.

Органы государственного управления много сделали для успешного выполнения четвертой пятилетки и приложили максимальные усилия для реализации заданий пятого пятилетнего плана (1951–1955 гг.), который поставил серьезные задачи по поднятию технического уровня всей нашей промышленности. Пятая пятилетка во времени совпала с началом новой мировой научно-технической революции. В различные сферы экономики властно вторгались атомная энергетика, электроника, химия и т.д. Однако, в практике руководства народным хозяйством и его планировании допускались нарушения принципа демократического централизма. Все задания по производству и распределению продукции устанавливались из центра, что сковывало инициативу и самостоятельность местных органов, приводило к неоправданному разрастанию государственного аппарата и усилению канцелярско-бюрократических методов работы.

Также и судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. После окончания войны в местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности народных судов и военных трибуналов. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были восстановлены также транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве выборы в народные суды, которые не сумели пройти до войны, теперь состоялись, причем судей выбирало непосредственно население. Учитывая, что осуществление правосудия требует определенного жизненного опыта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, которые были образованы при областных, краевых, Верховных судах СССР союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Так как после войны органы суда, прокуратуры и иные государственные органы испытывали острый дефицит в кадрах специалистов-юристов, то большое значение для ликвидации такого положения имело Постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «О юридическом образовании» в стране.

Соответственно послевоенному положению страны менялись и ее вооруженные силы. С окончанием войны прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Управление всеми вооруженными силами стало осуществляться одним ведомством – Министерством Обороны СССР. Народный комиссариат военно-морского флота был упразднен.

Опыт прошедшей войны, новое вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных Сил СССР. Они в те годы состояли из следующих видов – сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО страны (с 1948 г.), воздушно-десантные войска (с 1946 г.) – во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины, повышения боевой готовности войск в 1946 г. были утверждены «Дисциплинарный устав» и «Устав внутренней службы» Вооруженных Сил СССР, в 1947 г. «Устав строевой службы», в 1950 г. «Устав гарнизонной и караульной службы».

 

Вопрос 3. Развитие формы государственного единства и

механизма управления страной

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Он коснулся, прежде всего, сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм, права союзных республик были существенно ограничены, что стало тормозом для дальнейшего развития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Такой порядок не учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках. Там были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономики и культуры, способные более глубоко, чем специалисты из центра, учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи.

Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации – республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.

Учитывая эти обстоятельства, в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954–1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Так, Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации, а в общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике.

Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местный. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами, что повысило возможности союзных республик более полно учитывать местные условия при распределении бюджетных средств и, как показала практика, имело положительный результат.

Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республик были осуществлены на основе решений XX съезда КПСС, в которых указывалось на необходимость устранения излишней централизации в управлении народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного хозяйства.

Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам.

При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 г. Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР. В ее компетенции были: подготовка для Совета Национальностей предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства в союзных республиках, предварительное рассмотрение предложений союзных республик о проведении тех или иных мероприятий в области хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Экономическая комиссия готовила также заключения для Совета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых на утверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.

Комиссия избиралась в составе председателя и 30 членов: по 2 депутата от каждой союзной республики. При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы автономных республик, автономных областей и национальных округов, депутатам Совета Национальностей, избранным от этих национально-государственных единиц, обеспечивалось право участия в работе Экономической комиссии.

В рассматриваемый период были расширены (а по сути дела, восстановлены) права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. Так, в феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов».

В результате этого ослаблялась введенная Конституцией СССР 1936 г. централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.

Отметим, что с учетом федеративного устройства государства за Союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.

Напомним, что по Конституции СССР 1936 г. вопросы регулирования областного, краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции Союза ССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросов областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик. Из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей, за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономных областей. Последнее мотивировалось тем, что вопросы образования новых автономных республик и автономных областей – это «сложные государственные вопросы, требующие учета многих обстоятельств, прежде всего интересов национальностей, создавших автономные государственные образования».

Изменился и состав союзных республик. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР, так как коренные народы составляли здесь лишь 17% населения. На ее месте была вновь создана Карельская АССР в составе Российской Федерации.

Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов.

По Закону, принятому в феврале 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР.

Отметим, что перестройка государственного аппарата обусловливалась стремлением демократизировать государственную структуру, преодолеть сложившийся чрезмерный централизм. Однако, надо сказать, что далеко не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, а порой представляли собой оторванные от реальной жизни непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности, упрочение связей с народными массами. Это было необходимо потому, что в работе Советов имелись серьезные недостатки – нарушался принцип коллегиальности, сессии Советов созывались нерегулярно, с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались перед избирателями. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами».

В Постановлении определялись задачи Советов – значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. Объявлялась решительная борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательным отношением к нуждам населения, принимались меры по усилению роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, в соблюдении законности.

Результаты сказались скоро – деятельность Советов оживилась. Регулярно стали созыватьс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: