Культурная революция в СССР в 20-е – 30-е гг. и ее итоги.





Революция и гражданская война нанесли огромный ущерб культуре — погибли или эмигрировали тысячи деятелей культуры и просто образованных людей. Общий культурный уровень понизился. И все же большевики взяли курс на ликбез в народе. В университеты одно время принимали без экзаменов. Началось экспериментаторство в школе. Но в 30-х гг. в школу вернулась строгая дисциплина. Увеличились затраты на образование.

В литературе тема гражданской войны (весьма объективно) звучала у Д. Фурманова («Чапаев»), Фадеева («Разгром»),Лавренева («Сорок первый»). Сатира — Булгаков, Зощенко. В поэзии -Маяковский, Есенин, Пастернак,Ахматова. Детская литература — Чуковский, Хармс, Маршак. С постановления ЦК РКП(б) о политике партии в области литературы (1925) начинается наступление на свободу творчества и насаждение «соцреализма» —угодного партии видения жизни. Шедеврами же были произведения вне рамок соцреализма («Мастер и Маргарита»Булгакова, «Котлован» Платонова, «Реквием» Ахматовой). Мандельштам, Бабель, Клюев и др. пали жертвами террора. И все же литература продолжала развиваться. По возможности доносили до читателей правду о войне Быков, Васильев, Кондратьев. Традиции классической русской поэзии продолжал развивать в своей поэзии Бродский. Окрепло движение поэтов-бардов (Окуджава, Высоцкий, Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности — дружбу, любовь, верность, милосердие, а не советский строй. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов). Но многим деятелям искусства пришлось уехать за рубеж (Тарковский, Любимов, Бродский, Галич, Солженицын и др.).

В музыке чертой времени стали песни Дунаевского к многочисленным фильмам. Выдающимися композиторами современности были признаны Шостакович, Прокофьев.

Кинематограф. Лучшим фильмом 20-х гг. стал «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна. В 30-е гг. начался расцвет комедии («Весёлые ребята» и «Волга-Волга» Александрова). Огромной популярностью пользовался фильм «Чапаев» Васильевых.

Наука. Создаются филиалы Академии наук и сети НИИ. Достигнуты успехи в генетике,физике, медицине. В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей — низкой. Попытки обучить школьников производственным профессиям имели малый успех. Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам .

Сталинская модернизация СССР

Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада, подготовки к войне и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция.

Индустриализация

Цели индустриализации:

  1. Достижение экономической независимости.
  2. Создание мощного ВПК.
  3. Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.
  4. <="" ol="">

Как и в годы НЭПа, самым актуальным вопросом был вопрос об источниках средств для индустриализации. В силу сложного международного положения СССР эти источники должны были быть исключительно внутренними.

Способы (пути) получения средств для индустриализации:

    1. Перекачка средств из сельского хозяйства (коллективизация) и легкой промышленности. Все предприятия были разделены на две категории. Категория «А» - стратегически важные предприятия и предприятия производящие средства производства (тяжелая промышленность); категория «Б» - второстепенные предприятия, обслуживающие потребности населения (легкая промышленность). Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу.
    2. Монополия государства на внешнюю торговлю (экспортируются зерно, золото, сырье). Все вырученные средства шли на закупку промышленного оборудования.
    3. Конфискация средств у частного сектора. Делалось это как косвенно – через непомерные налоги, так и непосредственно – через прямой административный нажим. В промышленности и торговле частный сектор был окончательно свернут в 1933 г.
    4. Изъятие средств у населения через увеличение налогов, повышение цен, карточную систему распределения товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу облигаций. Уровень жизни в годы индустриализации упал в два раза.
    5. Использование трудового энтузиазма населения. Своего пика он достигает в 1935 г., когда начинается стахановское движение. В это время преобладает моральное стимулирование, которое позволяет решать масштабные производственные задачи с максимальной экономией средств. В 1939 г. начнется «поворот к человеку» т.е. расширение материального стимулирования трудящихся.
    6. Эксплуатация труда заключенных ГУЛАГА, который в массовом порядке используется на самых трудных и опасных участках работ.

Массовый энтузиазм населения и подневольный труд позволили отчасти компенсировать недостаток современной техники и квалифицированных специалистов.

1926-1928 гг. историки определяют как начальный этап индустриализации. За это время более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность, правда, большинство из них шло на реконструкцию и техническое переоснащение уже имевшихся фабрик и заводов.

1928-1932 гг. – I пятилетка. I пятилетний план был составлен ведущими экономистами СССР (Н. Кондратьев, А. Чаянов) и предполагал увеличение объемов производства почти в 3 раза. Выполнение плана было сорвано из-за штурмовщины и неразберихи, вызванных призывом партии к выполнению плана досрочно и корректировками внесенных в него Сталиным, значительно повысившим плановые показатели. Тем не менее, во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.

В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.

Значение индустриализации:

    1. По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.
    2. Значительно возросла численность рабочего класса.
    3. Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.
    4. Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.
    5. Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, - исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).
    6. По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
    7. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
    8. Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.
    9. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.

Уже в конце30-х гг. темпы индустриализации замедляются – не хватает материальных ресурсов и профессионально подготовленных кадров.

Коллективизация

Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количества продовольствия. Решение о начале коллективизации было принято в декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б) – «Съезд коллективизации».

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г., когда в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома». В ней перед Советским государством ставилась задача в кратчайший срок перестроить сельское хозяйство.

В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Начался первый этап коллективизации (до марта 1930 г.).

Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – «сплошная» коллективизация (массовое насильственное создание колхозов) и раскулачивание. Теоретически можно было создавать кооперативы и других типов (артели, ТОЗы и т.д.), но, фактически, допускалось создание только колхозов.

Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что «сплошная» коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян, шел массовый забой скота, начались волнения в армии. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.

Значение коллективизации:

    1. Ликвидировано сельское перенаселение – от невыносимой жизни крестьяне бегут в города. Чтобы ограничить миграцию в 1932 г. были введены паспорта для городского населения.
    2. Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек (1932—1933 гг.). Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
    3. Падение производства зерна, несмотря на вполне удовлетворительный уровень механизации (эту задачу решали созданные в 1928 г. МТС). Прекрасно работавшие до коллективизации «на себя», крестьяне занимались в колхозах откровенным саботажем. Тем не менее, колхозы смогли накормить строителей многочисленных промышленных предприятий-гигантов.
    4. Коллективизация подорвала авторитет Советской власти в деревне. Неслучайно население наиболее пострадавших от раскулачивания районов во время Великой Отечественной войны встречало немцев хлебом-солью.
    5. Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.

Культурная революция

Цели культурной революции 1930-х гг.:

    1. Подготовка специалистов для модернизации советского общества. Особенно остро ощущалась нехватка инженерных кадров. Для реализации этой цели продолжается политика повышения образовательного уровня населения. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность. В 1937 г. всеобщим стало семилетнее образование. Открываются сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.
    2. Установление тотального контроля государства над духовной жизнью общества. Создаются централизованные подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (в 1932 г. – на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», но и «изображения в ее революционном развитии». Утверждение жестких канонов художественного творчества углубило внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Регулярно публиковались новые произведения А.М. Горького, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б.А. Пастернака.

Событиями театральной жизни стали спектакли К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.

Развивается советский кинематограф. Первый звуковой фильм - «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экка. С огромным успехом идут в кинотеатрах «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Н. А. Дзигана и др.

Значительный вклад в развитие мирового музыкального искусства внесли С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович.

Заметным явлением в развитии изобразительного искусства стали картины и скульптуры В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»), М.В. Грекова, архитектурные сооружения В.Л. Весниных, А.В. Щусева.

В 30-е годы были достигнуты заметные успехи в области ядерной физики и электроники (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе), математики (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш), физиологии (школа академика И.П. Павлова), биологии (Н.И. Вавилов), теории космических полетов (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер).

Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1», возглавляемой И.Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты Б.А. Чкалова, В.К. Коккинаки, М.А. Громова, В.С. Гризодубовой.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж.Я. Котин - танк КВ, М. И. Кошкин – Т-34), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров), автоматического оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М.А. Булгакова. С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова.

30-е годы стали временем невиданных гонений на церковь. Разрушаются уникальные памятники церковной архитектуры: храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и т.д.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» И.В. Сталина, ставший идеологической базой исследований и преподавания не только истории и философии, но даже технических дисциплин.





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.019 с.