Риск одностороннего подхода




Взрослые, желающие предупредить детей об опасности наркомании, нередко наталкиваются на недоверие с их сто­роны.

Преподаватели, несмотря на добрые намерения, могут оказаться неспособными убедить детей в том, что взрослые относятся к проблеме наркомании серьезно; подростки могут отвергать любую дискуссию, касающуюся наркотиков. Преподаватели могут быть также обвинены в лицемерии, что воспринимается ими как несправедли­вость.

Легко понять это явление. Программа по профилактике, выполняе­мая в стенах школы, порождает у учащихся взгляд, что взрослые пони­мают наркоманию исключительно как проблему молодежи и считают, что для взрослых она не существует. Легко предположить, что профилактика наркомании является мероприятием, нацеленным только на детей. Однако, взрослые могут убедить школьников в неправильности этого впечатления, представив их вниманию, в искренней манере, следующие точки зрения:

§ Многие взрослые нередко сталкиваются с проблемами наркоти­ков и наркотической зависимости;

§ Взрослые зачастую не бывают честными перед самими собой, когда советуют другим не делать чего-либо, что они делают сами;

§ Должностные лица порой не выполняют свои обязанности, особенно когда дело касается применения законов, упорядочивающих употребление и продажу алкоголя и сигарет.

Признания некоторых своих ошибок взрослыми - при условии, что эти признания искренни - помогут учащимся уяснить, что преподаватели понимают их бурные реакции. С другой стороны, если преподаватели не предпринимают попыток понять с уважением, реакцию школьников, они не будут в состоянии создать атмосферу доверия, требуемую для проведения любой дискуссии по наркотикам. В результате к ним может быть утрачено доверие учащихся. Нужно отдавать себе отчет, что это не пресловутые "заигрывания" с аудиторией, попытка установить истинный диалог.

Если находятся в регионе, где параллельно с программой профилактики, выполняемой в шко­лах, проводятся еще и другие профилактические мероприятия то в этом случае преподаватели, обращаясь к школьникам, могут говорить и о внешних мероприятиях по профилактике (действия правоохранительных органов, властных структур). Учащиеся быстро сообразят, что проблема наркотиков касается не только их, но и существует за стенами школы. Они также поймут, что усилия по предотвращению зло­употребления наркотиками должны прилагаться на протяжении всей их жизни. При таком подходе воспитатели имеют больше шансов видеть перед собой непредвзятых, ответственных и поддающихся влиянию подростков. В результате преподаватели могут говорить им: "Подумайте о самих себе и о своем (положительном) взгляде на здоровье; не курите. Скажите "нет" вашим приятелям. Мы, взрослые, сделаем те же положительные шаги".

Многосторонний подход - с охватом, как детей, так и взрос­лых - убедит учащихся в серьезности и содержательности первич­ной профилактики. Используя этот подход, преподаватели могут избе­жать многих трудностей, создаваемых "трудными" подростками.

 

Влияние ролевой модели

Практика свидетельствует о важности использования ролевых мо­делей* в воспитательной среде. На фоне ежедневных проблем нередко бывает трудно подобрать хороший пример, ввиду че­го многие взрослые люди зачастую наталкиваются на многочисленные препятствия и, вообще, на сопротивление. Для достижения цели меро­приятий по профилактике наркомании необходимы решительность и личная убежденность.

Статус "ролевой модели" может также подталки­вать взрослых к объединению их усилий по инициированию мероприятий по профилактике в их социуме. Это может быть очень ценным решени­ем, особенно если взрослые готовы к обсуждению их собственного от­ношения к проблеме и к характеру поведения.

В рамках многостороннего подхода выгоды, получаемые от при­ведения хорошего примера, намного превышают результаты обычного, "одномерного" личного подхода.

Нижеследующий анализ относится к ситуации, когда дети проживают в среде, где программы для взрослых проводятся в жизнь одновременно со школьной программой по профилактике.

§ Родители могут сказать своим детям-школьникам: "То, что сейчас обсуждается в школе, очень важно; несколько дней назад мы обсуждали это же у себя на работе. Наша комиссия по охране здоровья решила проводить экспертизу рабочих и служащих. Похоже, что большинство несчаст­ных случаев на работе можно объяснить злоупотреблением алкоголем и наркотиками". Так как от родителей требуется приводить примеры, обсуждение происходящего у них на работе служит частичному выполнению этой функции.

§ Когда дети понимают, что руководители их клуба стремятся контролировать употребление алкоголя и курения с целью полного исключения создаваемых им проблем, они начнут всерьез воспринимать тот факт, что опасность наркоманий, обсуждае­мых в школе, действительно существует за стенами школы в различных социальных средах.

§ Когда дети приходят, наконец, к выводу, что их роди­тели обмениваются информацией о наркотиках, они начинают понимать, что опасности возникновения зависимости от тех или иных веществ существует как для детей, так и для взрослых.

Учащиеся поймут также, что человеку надлежит прийти к пони­манию таких проблем как можно раньше в жизни. Этот вывод при­обретет для них еще большую убедительность, если взрослые обсужда­ют в своей среде проблему употребления наркотиков как свою пробле­му, в которую вовлечены и их дети.

Нередко причина, по которой взрослые оказываются вовлеченными в проблему наркотиков, состоит в том, что они становятся "ролевыми моделями" для своих детей. Это становится очевидным, когда в результате взрослые приходят к пониманию, что им нужно произвести переоценку своего собственного отношения к обычно употребляемым веществам.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: