Экономическая сущность себестоимости продукции.




Каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходится ему произ­водство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно ва­жен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность пред­приятия, его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходится изготовление продук­та, предприятие должно производить стоимостную оценку затрат по вещественному и количественному составу (средства и пред­меты труда), а также по качеству и количеству затрат труда, тре­буемых для его изготовления.

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. определение оптимальных размеров предприятия;

5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

 

Задание на СРС:

  1. Состав и виды себестоимости.
  2. Пути снижения себестоимости.
  3. Прибыль и рентабельность.

 

Задание на СРСП:

  1. Составление бизнес-плана. Расчет показателей месячного оперативного плана мастера

 

Контрольные вопросы.

12.На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

A)с уменьшением производства другого вида продукта

B)с ростом производства другого вида продукта

C)с постоянным объемом производства другого продукта

D)возможен любой их указанных ответов

 

13.Из чего состоят общие издержки:

A)затраты на организацию фирмы плюс затраты на производство продукции

B)из частных и общественных затрат

C)из переменных затрат

D)из постоянных и переменных затрат

 

14.С точки зрения индивидуального предпринимателя конкуренция – это:

A)закрепление за субъектами рынка определенной экономической свободы

B)процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос населения

C)рассредоточение экономической власти
D)взаимозависимость предпринимателей

 

15.Какой показатель соответствует элементу С в формуле приведенных затрат:

A)годовая себестоимость продукции по сравниваемому варианту

B)годовые эксплуатационные расходы по сравниваемому варианту

C)себестоимость единицы выпускаемой продукции по сравниваемому варианту

D)стоимость продукции

 

16.Какие из перечисленных факторов (средств) производства относятся к оборотным фондам:

A)строительные материалы, конструкции и детали

B)роизводственные сооружения

C)транспортные средства

D)техническое и силовое оборудование

 

17.В чем сущность хозяйственного способа строительства:

A)работы ведутся за счет средств предприятия своими силами

B)работы ведутся на основе договора подряда между заказчиком и подрядчиком

C)работы ведутся на основе генподрядного договора

D)работа ведутся за счет средств заказчика

Список литературы

Основная литература:

  1. Куатова Д.Я., Экономика предприятия. Алматы., Экономика, 2011.-352с.
  2. Гонфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика фирмы. Учебник для вузов.. 2004.
  3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 491с.-
  4. Степанов И.С. Экономика строительства. М: 2009- 620с.

Дополнительная литература:

1. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Уч.пос./ В.К.Скляренко, В.М.Прудников, Н.Б.Акуленко. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 256с.

2. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Уч.пос./ Под ред.В.Я.Горфинкеля,Б.Н.Чернышева.- 5-е изд.,стереотип.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 335с

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие для студ.эконом.спец.вузов.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 304с.

4. Мокий М.С. и др. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.С.Мокий, Л.Г.Скамай, М.И.Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 264с.

5. www.stat.kz

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!