Тема | Задание | Форма представления задания | Кол-во часов |
Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система | 1. Разработать методологическую модель образовательного процесса 2. Провести сравнительный анализ различий проектного обучения и проективного образования Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» | Выступление таблица (схема) Устные сообщения Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ. | |
Проектирование образовательной системы | 1. Соотнести ряд понятий: проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. 2. Подготовить доклад по теме «Основоположники педагогического проектирования» 3. Подготовить реферат по темам: Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования. 4. По группам подготовить материал по темам: Учебные проекты Досуговые проекты Социально педагогические проекты. Проекты личностного становления И предложить логику проекта и организовать проектную деятельность. | Составить схему Устные сообщения Реферат, устные сообщения Выступления групп, презентации проектов | |
Экспертиза образовательной системы | 1.Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 2.Подготовить презентации на тему «Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Основные критерии качества экспертизы. Гуманитарная экспертиза 3.Составить алгоритм экспертизы учебника, учебного занятия, плана развития образовательной организации | Устные сообщения Презентации, выступления Алгоритм экспертизы |
15. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины (список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)
а) основная литература:
№ п/п | Источник |
1. | Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.И. Корытченкова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с. – https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660 |
2. | Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва: Логос, 2012. – 448 с. –https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459 |
3. | Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: монография / И.Ф. Бережная. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 219 с |
б) дополнительная литература:
№ п/п | Источник |
Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2001. – 366 с. | |
Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям: 031000 – педагогика и психология,033400 - педагогика / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: ACADEMIA, 2002. – 382,[2] с. | |
Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 252, [3] с. | |
Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб. [и др.]: Питер, 2007. – 347 с. | |
Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект / О.А. Олекс. – Минск: РИВШ, 2006. – 330, [1] с. | |
Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) – Педагогика; ОПД.Ф.02 – Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 346, [2] с. | |
Педагогическое проектирование: учебное пособие для вузов по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М.: ACADEMIA, 2005. – 284, [1] с. | |
Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 164 с. | |
Психология и педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие / Воронеж. гос. ун-т; сост. И.Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж: ЛОП ВГУ, 2006. – 23 с. — https://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/sep06050.pdf | |
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 543 с. | |
Педагогика высшей школы: учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541, [1] с. | |
Педагогика: [учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)] / Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 740 с. | |
Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты / А.В. Гапоненко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. – 231 с. |
в)информационные электронно-образовательные ресурсы:
№ п/п | Источник |
Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (https://www.lib.vsu.ru/). |
16. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)
№ п/п | Источник |
Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета / И.Ф. Бережная, Н.Е. Турбина, Е.В. Кривотулова, О. А. Иванова. – Воронеж: ИПЦ: Научная книга, 2013. –161 с | |
Педагогика: теория обучения: учебная программа курса и планы семинарских и практических занятий для вузов / Е.В. Кривотулова. — 2-е изд., стер. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010. https://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m10-59.pdf |
Информационные технологии, используемые для реализации учебной дисциплины, включая программное обеспечение и информационно-справочные системы (при необходимости)
18. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Типовое оборудование аудитории.
2. Проектор, слайды.
19. Фонд оценочных средств:
В результате изучения дисциплины Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании обучающийся должен:
1.1 Знать: особенности анализа и синтеза как мыслительных операций; смысл понятий«риски», «анализ рисков» и «прогноз рисков» образовательной среды, а также основы планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению; основы применения психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений; теоретические основы проектирования и реализации образовательных и оздоровительных программ развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность; теоретическиеосновы консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности; основы проектирования коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики их психического развития;
1.2 Уметь: применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений; проектировать индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с обучающимися на основе результатов диагностики их психического развития; анализировать эффективность оказания психологического содействия оптимизации образовательной деятельности; в рамках учебных занятий проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность; составлять программу консультирования конкретной группы педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;
1.3 Владеть: способами проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на основе результатов диагностики их психического развития; основными методами изучения и оказания психологического содействия оптимизации образовательной деятельности; процедурой и приёмами проектирования и реализации образовательных и оздоровительных программ развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Программа оценивания контролируемых компетенций:
Текущая аттестация | Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины и их наименование | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
№ 1 | Тема1 Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система Тема 2. Проектирование образовательной системы | ОК-2 ПК-2 | Контрольная работа № 1 |
Промежуточная аттестация | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 | Комплект КИМ № 1 |