Исторические предпосылки развития этикета




Культурный взрыв 12 века в западных странах (Франции, Нидерландах, Англии) и некоторая экономическая стабилизация обусловили расцвет новой культуры. Под влиянием этих стран зарождается куртуазная (придворная) культура, представителями которой являлись королевский двор и рыцари. Королевский двор был настоящим домом этикета, потому что он был сосредоточен вокруг монарха. Этикет буквально до мелочей регламентировал жизнь двора вплоть до того, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. В те времена он носил характер закона и имел сильное воздействие на высшее общество. Огромное влияние на жизнь двора оказывали рыцари. Они служили своему хозяину на войне, а в свободное время развлекали придворный свет, устраивая турниры, охоту и прочие мероприятия. Фигура рыцаря становится центральной в придворных кругах. Отсюда возникает рыцарская мораль, служение даме сердца, рыцарское понятие о чести, правила поведения при дворе. Литература того времени воспевает рыцарей и их подвиги. Автор Беовульфа, описывая англо-саксонское общество, описывает строгое соблюдение этикета. Даже королева строго соблюдая этикет, подносит чашу с вином сначала королю, а затем придворным королевства. (1)

Средние века были золотым периодом для расцвета этических норм в обществе. Ян Фроссарт в своих «Хрониках» рассказывает о Чёрном Принце, который чётко соблюдал все тонкости этикета того времени. (2) Принц оказывает знаки внимания пленённому королю Франции после битвы при Пойтиере и согласно его рангу, оказывает знаки внимания, чётко соблюдая этикет. В 16 веке появились публикации итальянских авторов о правилах вежливости, которые оказали сильное влияние на английское общество. Пожалуй, наиболее влиятельной из них является ‘The Book of Courtesy” (Книга вежливости) (1561г.). Другой настольной книгой того времени являлась «The English Gentleman” and “Description of a Good Wife”, (Английский джентльмен и описание хорошей жены) Ричарда Братвейта, который затем привёз свои труды в Америку. За ними последовала его книга руководства для родителей «School of Good Manners” (Школа хороших манер) (1715). Жизнь королевского двора была сосредоточена вокруг монарха и расходилась от него кругами. В конце 19 века и в начале 20 века этикет в Британии получил наивысший расцвет. Появились изысканные работы авторов Веаu Nash and Beau Brummel с тонкостями поведения и ношения одежды в высшем обществе. Даже Принц Регент не расстёгивал свой жилет ни на пуговицу ниже, чем предписывал Бруммель. Высшее общество воспринимало многие тонкости этикета как светский ритуал. Считалось, что он держал недостойных и невежественных людей на приличном от себя расстоянии.

 

1.1. Влияние этикета на словарный состав английского языка

Новая культура оказала значительное влияние и на словарный состав языка .(1) Как видно из истории развития этикета, именно в средние века появилось такое понятие как «gentleman» Слово «gentleman» стали употреблять в средние века. Оно произошло от двух слов, из слияния прилагательного”gentle”, которое обозначало «нежный», «негрубый» и существительного “man” и приобрело иное значение. «Gentleman» – это человек, твёрдо соблюдающий этикет, ответственный, надёжный, принципиальный, никогда не нарушающий своего слова, вежливый и учтивый. Как видно из этого определения он унаследовал многие нравственные нормы рыцаря. Выражение «You are not a gentleman” – воспринимается до сих пор как оскорбление, а в средние века было поводом для дуэли. Это слово прижилось и в российском царском дворе и вызывало те же последствия при оскорблении, что и в Англии. Слово «Lady» - более широкого смысла. Одно из его значений - «уважаемая женщина из высшего общества». Обращение «Ladies and Gentlemеn!” употребляется как обращение в парламенте, в представительных кругах, значительных мероприятиях, собраниях. Это обращение считается обязательным этикетом. Прилагательное «high» - означавшее «высокий», употреблялось ранее при описании высоких по высоте предметов, впоследствии приобрело значение «высший, лучший, первоклассный» в словосочетаниях - “high society”- высшее общество, «high сlass». (4) В 16 веке в Британии появились знаменитые для того времени ряд итальянских работ, известных как книги учтивости и оказали большое внимание на этикет Британии.

Британское высшее общество относилось к соблюдению этикета как к нечто самому собой разумеющееся, а для женщин это было занятием. Изобреталось всё больше и больше изысканных ритуалов, которые отодвигали высшее общество всё дальше и дальше от простого народа. К середине 20 века, однако, этикет не стал принадлежностью только элиты. В частности, хорошие манеры стали доступными для обыкновенных людей в США благодаря двум выдающимся арбитрам вкуса Эмили Пост и Эми Вандербильт. Полагаясь на свой собственный опыт в общественных, политических, дипломатических мероприятиях и ситуациях, даже такая значительная персона как Элеонора Рузвельт, опубликовала в 1962 году свою собственную практическую книгу “Book of Common Sense Etiquette” (книга здравого этикета ).(2) Мировые войны и подъём социального равенства нашли своё отражение в более демократичном этикете, который соответствовал более высокому темпу жизни и менее помпезным условиям жизни. Тем не менее, этикет остаётся жизнеспособным на королевских и на общественных мероприятиях Британии, а также в более формальных аспектах профессиональной и общественной жизни. Так, никакой закон или принцип морали не скажет вам, как распорядиться с тарелкой супа после еды или что обратиться к хирургу надо со словом «сэр», а к врачу-терапевту со словом «доктор». В США обращение по фамилии или по должности означает, что говорящий либо не считает собеседника равным себе, либо демонстрирует отрицательное отношение к нему .(7) В этом случае используется обращение «должность+ фамилия». Если общаются равные по статусу, но неравные по возрасту люди, то старший может обратиться по имени, а младший - прибегнуть к «нулевому обращению» - (сэр). Нарушение этикета свидетельствует либо о сознательном изменении статусных отношений, либо о принадлежности говорящего к иной общности людей. Так, употребление «Мистер Фрэнк» вместо «Мистер Смит» характерно для недостаточно образованной части населения. Если гость задаёт хозяину вопрос «Ху из зе кук?», «Ху из зе гадэнэ?» - хозяин воспринимает его как комплимент себе и может скромно сказать: «итс джаст май хобби», «айм джаст э фэн», занижая себе оценку. Так как жизнь общества постоянно меняется, меняются привычки и этикет общества. (7) Нормы поведения отражаются в правилах этикета, сводящихся к системе негативных и позитивных стратегий вежливости. Негативная вежливость состоит в том, чтобы свобода партнёра ни в чём не была ограничена, позитивная вежливость представляет собой выражение единства и солидарности с партнёром. Принято считать, что англоязычное общение в значительной степени основывается на стратегии негативной вежливости. (6) Э.Пост пишет, что джентльмен, оказавшись в поезде или на корабле в обществе дамы, с которой он недостаточно близко знаком, ни в коем случае не должен пытаться заплатить за неё, если она захочет что-либо купить у разносчика газет, продавца сувениров и т.д., поскольку нельзя ставить даму в положение обязанной по отношению к своему спутнику. В связи с описанием этикета англоязычного общества интерес представляет вопрос о дистанции, разделяющей участников общения. Так, по мнению Э. Холла, существуют четыре основных типа дистанции: интимная, персональная, социальная и публичная, которые влияют на поведение человека. Интимная дистанция (до0,5м)-это эмоционально заряженная зона, используемая для проявления любви, защиты, утешения при общении между самыми близкими людьми; (от 0,5 до1,2м.) характерна для неформальных контактов между друзьями; социальная дистанция (от1,2 до 3,5м) - это обычное расстояние между знакомыми и незнакомыми людьми во время деловой беседы, школьного урока; публичная дистанция (от 3,5м и далее характерна для одностороннего общения лектора с аудиторией - требует чёткого произношения, повышения голоса и жестов. Необходимо отметить, что дистанция между участниками в значительной мере зависит от национально - культурных особенностей страны или региона. Вышеперечисленные нормы совершенно не подходит, например, для латиноамериканцев; у них складывается мнение, что американцы –холодные, недружелюбные люди. Следует отметить, что правила этикета отражают стиль жизни доминирующей социальной группы людей .(8) В современном англоязычном обществе такой группой является средний класс, и нормы именно этого класса подлежат изучению в первую очередь. Молодой человек этого класса получает классическое образование в аристократических школах Англии («паблик скулз» -Рэгби, Итон, Харроу и др.), а затем получает высшее образование в лучших вузах страны (Оксфорд, Кембридж и др.)

ГЛАВА II. ВИДЫЭТИКЕТА

В нашей работе мы хотим остановиться на общепринятых правилах этикета, которые необходимо знать каждому культурному человеку. Существует множество видов этикета, но среди них есть наиболее главные:

1. речевой

2. столовый

3. служебный

4. светский

5. профессиональный

Речевый этикет - совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов. Так же, речевой этикет поможет вам начать разговор или поддерживать беседу.

Речевый этикет - совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов. Так же, речевой этикет поможет вам начать разговор или поддерживать беседу.

Столовый этикет - это минимальный свод правил, которые должен знать и соблюдать любой культурный человек. Во все времена этикету за столом уделялось особое значение. О культуре человека судили по тому, насколько красиво, элегантно и правильно он умеет пользоваться столовыми приборами.

Правила пользования вилками, ножами и прочими столовыми приборами вырабатывались на протяжении столетий. Зачем? Затем, чтобы вы смогли рационально и гармонично распределить за столом свои движения. Итак, начнем с основного – с осанки. Сидеть за столом нужно прямо, ни в коем случае нельзя класть на стол локти, и тем более широко их расставлять. Не стоит садиться слишком далеко или очень близко к столу. Если в процессе большого застолья вы беседуете с одним собеседником, то постарайтесь ни к кому не поворачиваться спиной. Столовый этикет тщательно продуман. Взять хотя бы вилку с ножом. У каждого прибора своя роль. Нож необходим лишь для поддержки того, что вы берете вилкой. Резать ножом все подряд и потом пользоваться одной только вилкой неправильно. Как правильно есть первые блюда? Для этого в столовом этикете имеется масса заповедей. Суп едят с края ложки, поднесенной параллельно ко рту. При этом большой палец должен лежать сверху ручки, а ложка наполняется движением от себя. Если на дне тарелки остается немного супа, не пытайтесь все доесть, наклоняя тарелку в разные стороны – просто отодвиньте тарелку, оставив в ней ложку. Намного больше премудростей предусмотрено в столовом этикете для вторых блюд. Ручки вилки и ножа находятся в ладонях, при этом указательный палец должен лежать на начале лезвия ножа. При разрезании кушанья, вилку и нож необходимо держать под небольшим наклоном. Чтобы взять кусочек хлеба или другой столовый прибор, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест. Не стоит отодвигать тарелку, когда вы насытились – параллельно сложенные нож и вилка послужат сигналом окончания еды. Для закусок и десертов также существуют особые приборы. Как правило, холодные закуски едят тем же прибором, который предназначен для десерта. Десертные приборы, расположенные на столе ручками влево, берут левой рукой, а ручками вправо – правой рукой. Блюда, которые не нужно резать (суфле, паштеты, пудинги, яйца вкрутую), едят только вилкой, которую держат в правой руке. В процессе еды можно помогать себе кусочком булочки или хлеба. И напоследок о напитках. Существует одно важнейшее правило: чем напиток крепче, тем меньше размер емкости для него. При этом необходимо помнить, что фужеры, бокалы и рюмки выставляются на столе в определенном порядке. И, конечно же, нужно знать меру при употреблении напитков. Однако не стоит забывать о том, что современный столовый этикет – это не только правила приема пищи, но и умение произвести приятное впечатление внешним видом, манерой общаться и говорить.

Служебный этикет - это свод правил и норм поведения, соответствующий деловому общению. Основными элементами служебного этикета являются:

-культура речи, отсутствие слов-паразитов и вульгарных слов, элементарная вежливость

-манера держать себя, умение одеваться со вкусом и к месту, приятный внешний вид

-умение слушать, умение поддерживать беседу

-способность сдерживать негативные эмоции.

При служебном знакомстве младших собеседников представляют первыми, однако если присутствуют женщины – первыми представляют мужчин, независимо от возраста.

Во время приветствия первыми здороваются младшие собеседники и мужчины. Женщина первой приветствует только того мужчину, который значительно старше ее. Вошедший в комнату, не зависимо от того, женщина это или мужчина, здоровается с присутствующими первым, так же, как и уходящий – прощается первым. Приветствуя мужчину, женщина подаёт руку первой. Деловой разговор по телефону следует проводить кратко, но по существу. Не стоит звонить на домашний телефон сотрудника или делового партнера, если он сам не дал его вам, разрешив при этом звонить по работе. Также не следует звонить по деловым вопросам после 21 часа и до 8 часов утра. В ходе официального мероприятия первым в помещение должен входить мужчина или глава делегации. По ряду также первым идет мужчина, при этом сцена должна располагаться за его спиной. Сидящий мужчина всегда должен встать, чтобы не препятствовать прохождению людей, идущих по ряду. Женщина может вставать лишь в случае крайней необходимости. Основой делового этикета всегда является доброжелательность, а также искреннее желание не нарушать допустимые границы личного пространства собеседника.

Светский этикет - это определенные правила поведения, нормы общения, а также соответствующие требования к одежде. В плане поведения светский этикет отличается сдержанностью. Началом любого общения является приветствие. Дамы, здороваясь со знакомыми мужчинами должны протягивать руку для легкого рукопожатия. Сегодня поцелуй в ручку считается редким явлением и не всегда уместен. Руку женщина протягивает таким образом, чтобы ладонь мужчины была сверху, а ее – снизу. Приветствуя знакомую девушку, женщине допускается легкий поцелуй в щеку, однако, не касаясь губами самой щеки. Такой способ приветствия свидетельствует о давнем хорошем знакомстве женщин. При первом знакомстве женщины ограничиваются рукопожатием, либо фразой ''Приятно познакомиться''. Для мужчин светский этикет в плане приветствия немного упрощен. Мужчина в любом случае должен протянуть руку для рукопожатия. Однако ладони при этом должны располагаться одинаково, в отличие от случаев приветствия женщины. Данная традиция появилась очень давно, и у мужчин является признаком уважения к новому знакомому. Для женщин рукопожатие является признаком главенства мужчины и уважения его превосходства. В вопросах одежды светский этикет отличается достаточной строгостью. Вообще внешнему виду придается огромное значение. Как уже говорилось, форма одежды должна быть указана в письменном приглашении на мероприятие. Однако бывают случаи, когда приходится самим выбирать наряд, тогда военнослужащие облачаются в парадную форму, а гражданские лица – в вечерние костюмы. У мужчин это – смокинг, фрак или классический строгий костюм, у женщин – коктейльное или вечернее платье. По причине разнообразия нарядов светский этикет для женщин в плане одежды намного более подробный. На светские приемы рекомендуется выбирать одежду скромных, строгих линий и умеренных, неброских тонов. При выборе украшений светским этикетом предусмотрено меньше ограничений. Здесь главное соблюдать меру, а также сочетание с украшением ткани и фасона платья. Беспроигрышным вариантом к черному длинному вечернему платью станет жемчужная нитка. Если выбрано более современное платье, то классическое украшение не будет с ним гармонировать. Платье и все аксессуары к нему лучше подбирать в одном стиле.

Профессиональный этикет - это определенный набор моральных норм, определяющих отношение человека к требованиям своего профессионального долга. Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности. Вопреки распространенному мнению, для того, чтобы заслужить звание профессионала, недостаточно справляться со своими обязанностями. Необходимо также демонстрировать уважительное отношение к другим работникам, руководству и партнерам компании. А для этого необходимо четко соблюдать все нормы бизнес-этикета. Многое, конечно, зависит от сферы деятельности компании, но можно выделить и некоторые общие черты профессиональных норм поведения. Например, в понятие профессионального этикета входят:

• грамотная речь;

• правильное и уместное употребление профессиональных терминов;

• соблюдение дресс-кода;

• поведение, которое способствует формированию положительного имиджа компании и ее хорошей репутации;

• безупречная вежливость;

• корректность и тактичность;

• пунктуальность.

Так же, мы провели исследование в нашем техникуме, с целью узнать сколько людей знают правила и нормы поведения. В исследование участвовало 120 человек. Были затронуты темы такие как: этикет в общественном месте, речевой этикет и столовый этикет. Опрос показал, что 53% опрощенных знают что такое и этикет и его виды. Остальные же не смогли ответит на вопросы.

Заключение

Понятие «типичный англичанин» сформировалось не сразу, а на протяжении веков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - М.: «Наука», 1990г.

2. Британика, т.4 «Новая энциклопедия». - США, 15е изд. 584с.

3. Венедиктова В. И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая Культура», 1994г.

4. Лонгман. Словарь современного английского языка (тт.1,2). -М.: «Русский язык», 1002г. –980с.

5. Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина - М.: Линка-Пресс, 1995г.-365с.

6. Тайгер.К. Странности современного этикета (пер. с англ.)- И. А. Литвиновой) – М.: РИПОЛ, 2008г. – 160с.

7. Тенсон И. А., Войтова Г.А. Нравы и традиции Великобритании и США-М.: Международные отношения, 2000г.- 216с.

8. Чиченный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во «Гном - Пресс», 1996г. – 152 с.

9. Интернет:

https://ikondrashin.narod.ru/rus/poved/18.htm

https://www.zatebya.ru/statiy/vidy-etiketa.html

https://www.knigge.ru/stolovi_etiket.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: