Характеристика района тяготения железной дороги по плотности населения




Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Министерство высшего образования РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

Н.В. Емельянова, Н.В. Шульгина

 

 

Методические указания и задание

К курсовой работе

По дисциплине

«Экономическая география транспорта»

для специальностей:

«Экономика и управление

на предприятии (железнодорожный транспорт)»

«Маркетинг»

Москва - 2011
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Министерство высшего образования РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

Н.В. Емельянова, Н.В. Шульгина

 

    Утверждено редакционно-издательским советом университета  

 

 

Методические указания и задания к курсовой работе

по дисциплине «Экономическая география транспорта»

для студентов экономических специальностей

 

 

Москва - 2011

 


 

УДК

 

Емельянова Н.В., Шульгина Н.В. Экономико-географическая характеристи­ка района тяготения железной дороги и определение спроса на перевозки грузов: Методические указания М.: MИИТ,2005. -17с.

В методических указаниях представлен план изучения территориально -производственного комплекса района тяготения железной дороги и определения объёмов и структуры основных грузопотоков.

©: Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2011


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа «Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги и определение спроса на перевозки грузов» по­священа изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил районов тяготения железных дорог, оп­ределению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально - производственного комплекса района тяготения дороги, определению объемов и структуры основных грузопотоков.

Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую харак­теристику района тяготения железной дороги и определить структуру и на­правления основных грузопотоков.

Основной задачей работы является приобретение студентами необхо­димых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районов тяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки гру­зов по видам транспорта.

В процессе работы студенты получают возможность практически озна­комиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе железных дорог и других видов транспорта. Они должны научиться самостоятельно анализировать статистиче­ские таблицы и другие материалы; отбирать главное, обобщать цифровые данные, проводить экономический анализ, составлять таблицы, графики, картосхемы и т.п. На основе этих данных и расчетов готовится пояснитель­ный материал проекта и разрабатывается картосхема района тяготения же­лезной дороги. Составленная студентами картосхема с основными грузопо­токами железной дороги является иллюстративным материалом к курсовой работе.


ОБщИЕ УКАЗАНИЯ

Во введении к курсовой работе должно быть отражено социально-экономическое значение транспорта и особенности железнодорожного транспорта России, показана влияние транспорта на стабильность функ­ционирования экономики, на географическое размещение производительных сил, на создание и развитие территориально-производственных ком­плексов и т.п. Необходимо также осветить проблемы формирования спроса на транспортные услуги, конкуренции между видами транспорта, совер­шенствования размещения производства, развития транспорта и транспорт­ного рынка региона в перспективе. Во введении должна быть указана цель курсовой работы. Введение должно занимать не более двух-трех страниц.

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК'I'ЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

На основе изучения литературных источников, статистических данных, экономических и физических карт составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги. Выделить местные и транзитные районы тяготения дороги, основные грузообразующие отрасли, населенные пункты и предприятия, определить их потенциальный спрос на транспортные услуги.

Производственно-экономический комплекс района тяготения железной дороги рекомендуется характеризовать по следующему плану:

1. Границы железной дороги.

2. Географическое положение и административно-территориальный сос­тав района тяготения.

3. Местные и транзитные районы тяготения дороги.

4. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы рай­она тяготения, транспортно-экономическая оценка их размещения; ве­личина и местонахождение запасов, качество сырья и топлива, условия их залегания и добычи.

5. Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.

6. Особенности энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гид­роэлектростанции, их географическое размещение, используемые энер­горесурсы.

7. Население района тяготения железной дороги. Описание по статистичес­ким данным численности, динамики и состава населения. Характеристика крупнейших городов и основных пассажиропотоков. Расчет плотности на­селения по отдельным административно-территориальным единицам и по району дороги в целом по форме табл. 1.

Таблица 1.

Характеристика района тяготения железной дороги по плотности населения

  Административно -территориальная единица Территория, тыс. км 2 Численность населения, тыс. чел. В том числе население В %% ко все населению Плотность населения, чел/км2  
городское сельское городское сельское  
 
 
 
………………… ………………...                
Итого                
                   

 

8. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства: угольная, нефтяная, газовая, метал­лургическая, машиностроительная, химическая, лесная, текстильная, строительных материалов, пищевая.

Характеристику отрасли дать по следующему плану:

1) название отрасли и ее основные виды;

2) география и особенности размещения крупнейших предприятий;

3) топливно-сырьевая база;

4) основные транспортно-экономические связи района (ввоз, вывоз, местное сообщение);

5) внешнеэкономические перевозки.

Рассмотрение отрасли в таком аспекте позволит студенту в дальней­шем грамотно обосновать структуру потоков массовых грузов в межрайонном грузообмене и в местном грузообороте.

9. Сельское хозяйство района тяготения железной дороги. Показать специализацию отдельных районов тяготения дороги. Установить связь сельского хозяйства с обрабатывающей промышленностью.

10. Дать перспективы развития экономики района тяготения железной дороги.

 

РАЗДЕЛ П. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Железнодорожный транспорта.

Анализ железнодорожной сети района тяготения производится по следующему плану:

1. Эксплуатационная длина, отделения дороги, местонахождение Управле­ний дороги и отделений.

2. Влияние экономико-географических особенностей района, его экономического профиля, размещения природных ресурсов и производитель­ных сил, исторических факторов, географии населения на формирова­ние и развитие железнодорожной сети района.

3. Особенности направления и конфигурации железнодорожных линий: широтные, меридиональные, окружные, радиальные, двухпутные, однопутные, узкоколейные; их экономическое значение.

4. Техническая реконструкция транспорта. Указать электрифицированные линии и полигоны тепловозной тяги. Удельный вес протяженности до­роги с электровозной и тепловозной тягой в общей ее длине.

5. Выделить участки дороги с интенсивным грузовым движением, иг­рающие важную роль во внешних связях района; участки, по которым осуществляются внутрирайонные связи и вспомогательные малодея­тельные линии.

6. Взаимодействие железной дороги с речным, морским, автомобильным и трубопроводным транспортом.

7. Важнейшие транспортные узлы района тяготения, в т.ч. пункты перевалки грузов и взаимодействия различных транспортных магистралей; желез­нодорожно-речные, железнодорожно-морские, железнодорожно-автомобильные и станции налива из магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Взаимодействие с промышленным транспор­том.

8. Дать характеристику транспортного рынка региона, условия конкурен­ции, взаимодействия и перспективы развития транспорта региона.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Речной транспорт

1. География речных путей района тяготения дороги.

2. Навигационные условия рек.

3. Создание гидроузлов и каналов, влияние их на реконструкцию речных путей.

4. Структура перевозок грузов на речном транспорте в зависимости от характера экономики тяготеющих районов.

5. Основные направления главных грузовых потоков.

б. Взаимодействие речного транспорта с другими видами транспорта. Международные перевозки речным транспортом.

7. Крупнейшие порты и перевалочные пункты на речном транспорте. Со­став их грузооборота.

8. Роль речного транспорта на транспортном рынке региона и перспекти­вы его развития.

Морской транспорт

1. Роль морского транспорта в осуществлении внутрирайонных и внеш­неторговых связей региона.

2. Структура грузооборота морского транспорта в связи с развитием экономики тяготеющих районов.

3. География морских перевозок в малом и большом каботаже и в загран-плавании.

4. Взаимодействие морского транспорта с другими видами транспорта.

5. Характеристика крупнейших портов и перевалочных пунктов, состав грузооборота.

6. Состояние и перспективы развития морского транспорта в регионе.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт следует рассматривать в плане его значе­ния для перевозки грузов на короткие расстояния и конкуренции с же­лезнодорожным и водными видами транспорта на параллельных на­правлениях.

1. Основные направления главных автомагистралей в регионе.

2. Крупнейшие железнодорожно-автомобильные узлы.

3. Значение автотранспорта для грузовых и пассажирских перевозок в регионе.

4. Перспективы развития автомобильного транспорта и автодорожного строительства в регионе.

Трубопроводный транспорт

1. Значение трубопроводного транспорта в экономике района.

2. География газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

3. Взаимодействие и конкуренция трубопроводного транспорта с же­лезнодорожным, речным и морским транспортом в перевозках сы­рой нефти и готовой нефтепродукции.

4. Крупнейшие станции налива из магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

5. Перспективы развития трубопроводного транспорта в регионе.

 

Воздушный транспорт

1. География важнейших авиалиний, связывающих район тяготения с крупными промышленными, культурными и курортными центрами страны и государств СНГ. Основные аэропорты.

2. Географическое размещение важнейших международных авиали­ний, связывающих район тяготения со странами дальнего зарубе­жья.

3. Объемы пассажирских и грузовых перевозок воздушным транспор­том

4. Перспективы развития воздушного транспорта.

РАЗДЕЛ III. РАСЧЕТ ГУСТОТЫЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБликам ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ

 

Дать расчет густоты железнодорожной сети на 1000 км2 территории по каждой административно-территориальной единице, входящей в состав района тяготения, а также в целом по району дороги по форме табл. 2.

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: