Адвокатура до судебной реформы 1864 года




Содержание

Введение  
1. Адвокатура до судебной реформы 1864 года  
2. Судебная реформа 1864 года  
3. Адвокатское право в период революций 1917 года  
4. Адвокатура России после 1991 года  
Заключение  
Список использованных источников  

 

 

Введение

 

Профессия адвоката появилась еще в Древнем Риме, так и не потеряв своей актуальности. Если обратиться к латинскому - «advocatus» - призывать на помощь. То есть, в первую очередь, адвокат - это человек, который оказывает помощь, пусть и не всегда бескорыстно. В законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» сказано следующее: «Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность». Российская Федерация и по настоящий день находится на стадии формирования правового государства, и профессиональные адвокаты вносят значительный вклад в данный процесс. Человек, уверенно ориентирующийся в нормативно-правовой базе своего государства способен оказать существенное влияние на развитие демократии в собственном государстве, и таким образом - улучшить жизнь его населения. В России адвокатура длительное время не выдвигалась на передний план в качестве ключевой и социально значимой профессии. Проанализировав отечественную историю становится заметно, что длительный период времени значение данного института существенно принижалось, и государство не стремилось обеспечить его детальную регламентацию на законодательном уровне, что довольно часто приводило к неблагоприятным последствиям.

Адвокатура до судебной реформы 1864 года

 

Представительство в суде появилось в связи с тем, что для наиболее эффективного, и зачастую - справедливого разрешения судебных процессов требовались специальные навыки, и лица, не имеющий необходимой подготовки оказывались в довольно затруднительном положении, потому и возникла потребность в профессионалах своего дела - тех, кого в скором времени начнут называть адвокатами.

Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. Из Псковской и Новгородской Судных грамот известно, что обязанности судебных представителей тяжущихся помимо их родственников могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью. Судебных представителей той эпохи условно можно разделить на две группы: первую составляли так называемые естественные представители, вторую - наемные, из которых постепенно и начал формироваться институт профессиональных поверенных. По Новгородской Судной грамоте поверенного мог иметь всякий, и стороны, если их интересы в судебном процессе отстаивали такие нанятые представители, должны были иметь дело только с ними.

В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г. истец или ответчик могли не являться в суд, а прислать вместо себя поверенных. Судебник 1550 г. закреплял в ст. 13 не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка. Иными словами, в Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. институт наемных поверенных фигурирует уже как существующий, но состав этих лиц был весьма разнообразен, ибо в то время еще не было законодательной регламентации представительства (стряпчества).

В России, в отличие от западноевропейских стран, где правозаступничество и судебное представительство развивались параллельно как два самостоятельных института, сначала возникло судебное представительство и только потом в качестве защиты родственное представительство, а непосредственно за ним появились и наемные поверенные, которых называли ходатаями по делам или стряпчими. Их функции могли осуществлять все дееспособные лица.

Как таковая, адвокатура в наиболее близком к современному значении появилась в связи с судебной реформой 1864 года, когда были изданы «Учреждения Судебных установлений» и был создан институт присяжных поверенных, но, если сравнивать с зарубежной практикой, в которой данный институт развивался со времен Древнего Рима, Россия очень сильно уступала большинству других стран, что, однако, не помешало в довольно короткий срок минимизировать негативный эффект от этого. А если брать в расчет дореволюционный период - некоторые речи отечественных адвокатов и по сей день ставятся в пример в зарубежных вузах.

Следует отметить, что даже в такое знаменательное, исторически переломное время, как "эпоха Петра" с его важными государственными реформами, отношение к роли и значению адвокатов (в те времена людей, оказывающих представительские услуги в судах или услуги по написанию жалоб, называли ходатаями, ябедниками) совершенно не претерпело никаких изменений в лучшую сторону.

Петр I, например, считал ходатаев товарищами воров и душегубцев. По мнению царя, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Императрицы Елизаветы 1752 г. деятельность ходатаев вообще была поставлена почти вне закона: "...К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников".

Екатерина II считала адвокатов главными виновниками революции в Париже и гибели французской монархии и (очевидно, из-за руководства ею некоторыми видными адвокатами того времени - Дантоном, Робеспьером и др.). По этой причине она категорически отрицала в России саму идею адвокатуры западного типа.

А император Николай I в беседе с князем Голицыным, отстаивавшим необходимость введения адвокатуры, с такой же уверенностью заявлял: "Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Поживем и без них!".

По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., "тяжебные" (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. Тяжущиеся стороны должны были только представить свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения. Сроки рассмотрения дела не были установлены законом, поэтому в этом отношении суд или его канцелярия действовали весьма произвольно. Ни истец, ни ответчик не должны были знать, в каком состоянии находится дело, тем самым обеспечивалась "судебная тайна". Для ускорения рассмотрения дела тяжущиеся стороны нередко вынуждены были прибегать к помощи прокуроров, губернаторов, генерал-губернаторов и даже министров, ведь только властные органы могли поправить запутанный и почти произвольный ход дела в судах. Очевидно, что честному, но не имеющему протекции ходатаю-адвокату работать в таких судах было весьма сложно.

Задача стряпчего, формальное участие которого в то время сводилось к сбору и составлению бумаг, заключалась в том, чтобы максимально запутать дело, затянуть его рассмотрение, воздействуя закулисными средствами на всемогущую неповоротливую судебную канцелярию. И только с такой позиции оценивались его знания и деловые способности.

Для понимания прежних условий работы адвоката весьма важно правило, изложенное в "Кратком изображении процессов или судебных тяжб 1715 г.": "Хотя в середине процесса челобитчик или ответчик занеможет или протчие важные причины к тому прилучаются так, что им самим своею особою в кригсрехтеявитца невозможно, то позволяетца оным для выводу своего дела употреблять адвокатов и оных вместо себя в суд посылать. И, правда, надлежало б в кригсрехтах все дела как наикратчийше, отложа всякую пространность, представлять. Однако ж, когда адвокаты у сих дел употребляются, оные своими непотребными пространными приводами судью более утруждают, и оное дело толь паче к вящиему пространству, нежели к скорому приводят окончанию".

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения о губерниях", по которому стряпчие становились помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации. Губернские стряпчие казенных и уголовных дел имели право давать заключение по делу, составлять и подавать жалобы.

Прогрессивно настроенная часть общества понимала ненормальность сложившегося положения и предпринимала определенные попытки хоть как-то урегулировать правозаступничество. Высочайше утвержденный 14 декабря 1797 г. Доклад Правительствующего Сената о ситуации в Литовской губернии констатировал, что люди, в судах по делам ходящие, злоупотребляют знанием законов и прав тамошних. Вместо того чтобы помогать тяжущимся в получении, а судам в отдании справедливости, часто умножают только ябеды, распри, ссоры и бывают причиной вражды и разорения фамилий. Для борьбы с подобными явлениями был увеличен сословный и имущественный ценз адвокатов. Адвокат должен был быть дворянином и иметь свои деревни в данном повете или по меньшей мере в Литовской губернии. Предусматривался ряд оснований, по которым полагалось отрешение от стряпчества, например, если стряпчий предстанет перед судом пьяный или, проведя время в пьянстве, пренебрежет тяжбу или будет изобличен в картежной игре.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что лица, стоящие во главе государства уже на тот момент начали осознавать, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешать, и даже предпринимался ряд мер для уменьшения негативного эффекта от такого явления как «стряпчие», попытка повысить имущественный ценз, закрепление оснований для отвода данных лиц от должности, но, очевидно, что эти меры были недостаточны для устранения проблемы.

Можно выделить три направления формирования института адвокатура в дореформенный период: 1) адвокатура Западного края; 2) институт депутатов при следствиях; 3) введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.

К западному краю Российской империи относились 9 губерний западной части европейской России: 6 белорусских и литовских и 3 украинских. В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных и низших, и не только при светских, но и духовных. Требования к адвокату были следующие: адвокат должен быть природным дворянином, иметь поместье, не быть замеченным ни в каком пороке, знать законы, выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре, назывались аппликатами и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов - меценатов. Меценаты несли ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты посылали вместо себя в суд способных учеников под свою ответственность. Данный институт просуществовал до 1840 г.

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия.

В виде исключения без депутата проводились:

· первоначальные следственные действия;

· исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты - депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные - через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата. Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел.

Существовали и юрисконсульты. До 1864 г., как правило, так называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой.

Однако существовал и официальный институт юрисконсультов. Так, согласно Положению о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

· рассмотрение передаваемых на его заключение заводским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведомству императорских заводов;

· наблюдение за течением дел, возникающих в различных государственных органах по искам заводского ведомства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;

· защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, какие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данному лицу полагалось жалование, размер которого определял управляющий заводами; количество мест, где мог

работать юрисконсульт, не ограничивалось.

Как можно заметить - в целом, институт адвокатуры до 1864 г. был практически не разработан на законодательном уровне, что, безусловно, сказывалось как на его эффективности, так и отношении общества к его представителям. Прежде всего, сказывалось отсутствие как теоретических, так, даже, и практических навыков у лиц, кто выполнял представительскую функцию в судах. В связи с этим и было принято решение существенно модернизировать данный институт, оказывающий помощь населению страны, важность которой уже на тот момент явно осознавалась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: