Судебная реформа 1864 года




 

Век обозначил необходимость проведения судебной реформы, и наиболее остро данный вопрос встал в середине столетия. Важность института адвокатуры уже не отрицалась, и его реформирование было лишь вопросом времени. Вместе с тем, общество было негативно настроено к лицам, осуществляющим представительство в судах, что, в целом, было обоснованным, и поэтому требовалось найти такое решение, которое бы позволило с одной стороны, сохранить адвокатуру, но, с другой стороны, также сделать ее в большей степени самостоятельной, способной отвечать требованиям современности.

Законом Российской Империи от 14 мая 1832 г. деятельность судебных представителей (стряпчих) впервые была более или менее законодательно упорядочена, регламентирован порядок отбора и деятельности этого института. Но изменения коснулись не всей судебной системы, а только коммерческих судов, при которых создавался и работал институт судебных стряпчих.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.

Такое начало Основных положений, как образование судебной части в России, легло в основу закона от 20 ноября 1864 г. "Учреждение Судебных установлений". Этим Законом в России была создана адвокатура - институт присяжных поверенных, "без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом".

Судебная реформа оказала существенное влияние на адвокатуру и ее статус в обществе, ее авторитет существенно вырос, появляются такие выдающиеся личности как Д.В. Стасов, В.Д. Спасович, А.Ф. Кони, Н.П. Карабчевский, С.А. Андреевский, А.А. Герке, и многие другие, оказавшие значительное влияние на развитие адвокатуры в России, населению начинают оказываться юридические консультации. Резко возрастает количество судебных дел, успех в которых был обусловлен участием профессиональных представителей. Создается институт присяжных поверенных, которые самостоятельно от суда осуществляли свою деятельность, хотя они и не были до конца освобождены от контроля со стороны судебной власти. Для таких поверенных в законодательстве устанавливались определенные критерии, в целом - сходные с теми, что предъявлялись к судьям того времени - высшее юридическое образование и обязательный стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Присяжными поверенными не могли быть:

· лица, не достигшие 25-летнего возраста;

· иностранцы;

· граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);

· состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалования;

· граждане, подвергшиеся по судебному приговору лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда;

· состоящие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния;

· исключенные из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;

· те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Хотя, прямо, женщинам работать в качестве адвокатов не запрещалось, тем не менее анализ правительственных документов подтверждает этот факт. Например, в «Высочайшем повелении» от 14 января 1871 г. говорится, что воспрещается прием жанзин даже и по найму на канцелярские и другие должности во всех правительственных и частных учреждениях, где места предназначены по назначению и выборам». Когда женщин-юристов стали принимать в адвокатуру, царское правительство разъяснило, что запрещение приема женщин на канцелярские и другие должности распространяется и на звание частного поверенного.

По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением Судебных Установлений допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и предшественники адвокатуры - стряпчие («крапивное семя», «ябедники»).

Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком комплектования адвокатуры.

Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате.

В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др.

Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности». Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что адвокатура выступала в качестве отдельного института в единой государственной машине судебной системе, но, тем не менее, за ней сохранялся контроль со стороны этой системы.

Адвокаты подразделялись на две категории - присяжных поверенных и частных поверенных. Надзор за деятельностью присяжных поверенных был возложен на избираемый ими совет присяжных поверенных при судебной палате. Высший надзор за их деятельностью осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом.

Деятельность совета присяжных детально регламентировалась. Он образовывался для "правильного и успешного надзора" за всеми присяжными поверенными и совмещал обязанности административного и судебного характера: осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей. О своей деятельности совет должен был ежегодно отчитываться перед общим собранием.

Совет мог создать при окружном суде свое отделение. Это делалось в тех случаях, когда в каком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, но работало более 10 присяжных поверенных. Правда, в 1889 г. в рамках судебной контрреформы такая практика была приостановлена, и в тех местностях, где не было советов, контроль за деятельностью присяжных поверенных возлагался на судебные органы.

Правовое положение совета присяжных поверенных сводилось к следующему. В его обязанности входило:

· рассмотрение прошений лиц, желающих "приписаться" к числу присяжных поверенных либо выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или об отказе в этом;

· рассмотрение жалоб на действия поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;

· назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

· определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся или когда не было заключено между ними письменного условия;

· определение взыскания с поверенных как по собственномупредусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Желающий стать присяжным поверенным должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет принял решение о принятии данного лица, тот должен был дать присягу по правилам своего вероисповедания.

Были определены права и обязанности присяжных поверенных. Они могли "принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны". Назначенный для производства дела советом присяжный поверенный не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточно уважительных для этого причин. Поверенный не мог покупать или каким-либо иным способом приобретать права своих доверителей по тяжбам; вести дела в качестве поверенного против своих близких родственников; быть поверенным обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе; оглашать тайны своего доверителя, причем не только во время производства, но даже после окончания дела. В случае переезда в другой город присяжный поверенный должен был с согласия своих доверителей передать находящиеся у него дела другому присяжному поверенному.

Из положений Судебных установлений следует, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство, и они соответственно не имели права на служебные знаки отличия.

Говоря о присяжных поверенных, следует отметить, что они были независимы в своей деятельности от суда. Для них существовал собственный регламент, за нарушение которого наступала либо дисциплинарная, либо гражданская ответственность. Дисциплинарная - за нарушение адвокатской этики и невыполнение прямых обязанностей. Гражданская - если поверенный причинял какой-либо вред лицу, которое обратилось к нему за помощью, вследствие неосмотрительного выполнения своих обязанностей.

Если же присяжный поверенный причинял умышленный вред своему доверителю - наступала уголовная ответственность.

При составлении «Положения о присяжных поверенных» был учтен опыт западноевропейских стран. Так, отчасти был воспринят немецко-австрийский тип адвокатуры, особенность которого состояла в соединении в одних руках функций правозаступничества и судебного представительства. Однако профессор Е.В. Васьковский, который считал необходимым разделение этих двух функций адвокатской деятельности, писал, что при таком положении «адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практическим дельцом, маклером по юридической части, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявит при устройстве материальных интересов своих клиентов».

Организационное же устройство российской адвокатуры во многом напоминало французское - внутреннее самоуправление, система дисциплинарных взысканий и порядок дисциплинарного производства.

Однако в практике организации деятельности адвокатуры было воплощено далеко не все из предусмотренного Судебным уставом. Присяжная адвокатура, например, не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права. Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательства - уже после составления обвинительного акта.

Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда) и представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатуру налагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

В судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имеющих никакого отношения к делу, позволять себе неуважение к религии, закону и властям, употреблять выражения, оскорбительные для чьей бы то ни было личности. Оскорбленное лицо могло привлечь присяжного поверенного на основании общих законов к ответственности за клевету и обиду, и в этом случае он мог подвергнуться уголовному наказанию.

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских, но ни в тех, ни в других они были не единственными правозаступниками: в гражданских процессах кроме них вести дела тяжущихся могли частные поверенные, а в уголовных - близкие родственники.

Весь комплекс данных мер привел к тому, что среди присяжных появилось довольно большое количество настоящих профессионалов, знатоков своего дела. В газетах довольно часто появлялись статьи о судебных процессах, включающие особо интересные моменты выступлений адвокатов. Статус адвокатуры принимал все более важное значение для общества, и уже не представлялось возможным участвовать в судебном разбирательстве без специально подготовленного лица, ориентирующегося в законодательстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: