VI. Распределение трудоемкости




Рабочая программа дисциплины

Конституционное право

 

 

Направление подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

 

Профиль подготовки

_____________________

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Москва


I. Название дисциплины

Конституционное право

 

II. Шифр дисциплины

 

 

III. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Конституционное право» изучает конституционное развитие России, основы конституционного строя современной России, функционирование институтов представительной и непосредственной демократии в России, основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы государственного устройства, избирательную систему, а также вопросы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

А) Цель дисциплины

Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются:

- достижение умения логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовой проблематике; свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями;

- выработка навыков практического применения студентами нормативного материала, самостоятельного исследования связей политических процессов в России с конституционным законодательством;

- выработка навыков исследовательской и аналитической работы, подготовка собственных проектов конституционно-правовых документов.

Б) Задачи дисциплины

Задачами освоения дисциплины «Конституционное право» являются:

- детальное изучение студентами Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права;

- анализ специфики конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации; обобщение особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов;

- проведение деловых игр, рассмотрение/решение конкретных ситуаций/задач, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам;

IV. Место дисциплины в структуре ООП

А. Информация об образовательном стандарте и учебного плана:

- тип образовательного стандарта и вид учебного плана: ИБ;

- направление подготовки: 081100 Государственное и муниципальное управление;

- наименование учебного плана:

- профиль подготовки: все профили.

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане.

- базовая часть;

- профессиональный цикл, базовая часть.

- тип: обязательный курс;

- курс: I;

- семестр: II.

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для освоения данной дисциплины: обществознание (необходимо наличие представлений о правовой и политической системе общества и государства, об основных социальных институтах, об общественных отношениях, их структуре и видах, о специфике российских государства и общества); философия (требуется понимание базовых философских категорий, владение методами рассуждения и критического мышления, наличие навыков их использования); правоведение (необходимо наличие у студентов системных представлений о правовых явлениях, нормативных правовых документах; умение ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов);

Г. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Д. Форма аттестации: экзамен.

V. Формы проведения

- форма занятий:

лекции – 32 ч.;

практические занятия (семинары) – 32 ч.;

самостоятельная работа – 80 ч.

- формы текущего контроля:

Студенту предоставляется возможность подготовить устное сообщение на заданную тему.

Студент, без уважительной причины пропустивший занятие, на которое было запланировано сообщение по назначенной ему теме, может быть лишен возможности выступить. В этом случае тема сообщения может быть передана другому студенту.

Наличие в ответе информации, не имеющей непосредственного отношения к теме, является основанием для снижения оценки (пропорционально доле такой информации в ответе).

Формы текущего контроля: опрос, обсуждение, решение задач/кейсов, устное сообщение (доклад) на заданную тему.

Форма промежуточного контроля знаний: контрольная работа, тестирование. В середине семестра и на одном из последних занятий проводится тестирование.

VI. Распределение трудоемкости

 

№ п/п Раздел дисциплины Трудоемкость (в часах) Формы контроля
Лекции Семинары Контрольные работы Самостоятельная
  Понятие и сущность конституционного права         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Конституционное развитие России. Конституция Российской Федерации 1993 г.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Конституционно-правовой статус человека и гражданина         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Гражданство Российской Федерации         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Непосредственная и представительная демократия в Российской Федерации         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Принципы избирательного права и организация проведения выборов         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Территориальное устройство Российской Федерации         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Президент Российской Федерации. Органы при главе государства.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Организация законодательной власти в Российской Федерации.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Организация исполнительной власти в Российской Федерации.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Судебная система Российской Федерации. Прокуратура и Следственный комитет Российской Федерации.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Организация местного самоуправления в Российской Федерации.         опрос / обсуждение /решение задач/ тестирование
  Итого          

 

 

VII. Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие и сущность конституционного права.

1.Понятие конституционного права России как отрасли права и науки.

2.Конституционно-правовые отношения. Методы воздействия конституционного права на российскую политическую действительность.

3.Источники конституционного права России: общая характеристика.

4.Охрана Конституции Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

1.Могут ли нормы конституционного права входить в другие отрасли права?

2.Как следует классифицировать конституционные отношения по объекту и предмету? 3.Может ли считаться источником конституционного права послание Президента РФ Федеральному Собранию?

4.Может ли наука конституционного права реализовать общественное сознание?

 

Тема 2. Конституционное развитие России.Конституция Российской Федерации 1993г.

1. История конституционного развития России.

2.На пути к действующей Конституции Российской Федерации (вопросы ее разработки и принятия в 1990 – 1993 гг.).

3.Основные особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации 1993 г.

4.Функции Конституции Российской Федерации 1993 г., ее основные черты и юридические свойства.

5.Действие Конституции. Пересмотр Конституции. Конституционные поправки.

6.Российское государство и его конституционные характеристики.

Контрольные вопросы:

1.Что делает возможным расхождение между юридической и фактической конституциями? Проиллюстрируйте ответ на основе советских конституций.

2.Что такое прямое действие конституции? Дайте практические примеры.

3.Каково соотношение понятий «конституционная поправка» и «пересмотр конституции»?

4.Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г: корпус избирателей, население страны, граждане России или что-то ещё?

5.Что отличает государственную власть от иных видов политической власти?

6.Каково, на Ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?

7.Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения властей (ст. 10) и единства государственной власти (ч 3 ст.5)?

8.Как соотносятся между собой разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ)?

 

Тема 3. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации

1.Принципы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

2.Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

3.Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

1. Возможно ли рассматривать конституционные права и свободы как дозволения на том основании, что они исходят от государства?

2. Что такое «естественные права» человека?

3. Каковы принципы, на которых строится конституционно-правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации?

4. Как вы понимаете разницу между «обязанностью» и «долгом»?

5. Гл.2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». Почему, на Ваш взгляд, в этом названии разделены понятия, «человек» и «гражданин»?

6. Предполагается ли одинаковая мера неприкосновенности частной жизни для всех без исключения граждан?

7. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закреплённый в Конституции РФ, исчерпывающим?

 

Тема 4. Гражданство Российской Федерации

 

1.Понятие и общая характеристика гражданства.

2.Порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

3.Прекращение гражданства Российской Федерации.

4.Гражданства детей.

5.Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства.

6.Иностранцы и лица без гражданства

Контрольные вопросы:

1. Как нужно понимать «Гражданство»?

2. Возможно ли лишение гражданства»

3. Что значит: государство «защищает и покровительствует» своего гражданина?

4. Каковы особенности гражданства в федеративном государстве?

5. Какие преимущества и недостатки двойного гражданства?

6. Каковы условия приема в гражданство России?

7. Каковы основания отказа в приеме в гражданство РФ?

8. Возможен ли выход из гражданства РФ?

9. Каково правовое положение лиц без гражданства?

10. Каковы особенности правового положения иностранцев?

Тема 5. Непосредственная и представительная демократия в Российской Федерации

1.Общая характеристика непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации.

2.Референдум: теория и российская практика.

3.Народные обсуждения, инициативы (петиции).

4.Система избираемых органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Приведите примеры осуществления представительной и непосредственной демократии

2.Кто может выступить с инициативой проведения референдума?

3.Кто принимает решение о проведении общероссийского референдума?

4.Какие вопросы нельзя выносить на референдум?

5.Что означает «консультативный референдум»?

6.Имеют ли правовые последствия народные обсуждения, инициативы?

7.Какие преимущества и недостатки принятия решений через референдум?

 

Тема 6. Принципы избирательного права и организация проведения выборов

1.Понятия избирательного права и избирательной системы Российской Федерации. Система источников избирательного права.

2.Принципы избирательного права и избирательной системы.

3.Порядок подготовки и проведения выборов.

4.Подсчет голосов и подведение итогов выборов

 

Контрольные вопросы:

1.В чем разница между активным и пассивным избирательным правом? Почему они так названы?

2.Назовите основные принципы избирательного права? Как вы их понимаете?

3.Каковы основные источники избирательного права?

4.Каков порядок проведения выборов в ГД ФС? Как подсчитываются итоги выборов?

5.Каков порядок проведения выборов Президента РФ? Каковы особенности проведения второго тура выборов?

6.Каков порядок финансирования выборов?

7.Каков порядок формирования ЦИК?

8.Каковы условия и порядок обжалования результатов выборов?

9.Приведите примеры нарушения правил предвыборной агитации.

Тема 7. Территориальное устройство Российской Федерации

 

1.Идеи федерализма, унитаризма и автономии и их воплощение в практике государственного строительства России в XX в.

2.Модель федеративного устройства России и ее конституционное закрепление (1992 – 1993гг.). Принципы федерации в России.

3.Россия как федеративное государство: основные характеристики.

4.Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус.

5.Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.

6.Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов и обеспечение сочетания общегосударственных и региональных интересов в Российской Федерации. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России.

7.Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

1.Каковы основные конституционно-правовые характеристики федеративного государства?

2.Назовите основные признаки унитарного государства;

3.Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки управления федеративным государством?

4.Что такое конфедерация?

5.Как образуется федерация? Как была образована Российская Федерация?

6.Каков порядок образования и принятия нового субъекта РФ?

7.Какие полномочия относятся к исключительной компетенции Федеральных (центральных) органов власти?

8.В чем выражается равноправие субъектов Российской Федерации?

9.Каковы особенности взаимоотношений субъекта и федерального центра?

10. Какие виды и формы автономии вам знакомы?

11. Опишите административно-территориальное деление субъектов РФ.

Тема 8. Президент Российской Федерации. Органы при главе государства.

 

1.Природа института Президента Российской Федерации и его реальная роль в государстве. Положение в системе государственных органов.

2.Условия избрания Президента; порядок вступления в должность.

3.Полномочия Президента Российской Федерации. Его акты. Их значение и юридическая сила.

4.Организация деятельности Президента Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации, ее роль и структура. Советы, комиссии и другие органы при Президенте Российской Федерации.

5.Ответственность Президента. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Является ли Президент РФ высшим должностным лицом РФ? Входит ли должность Президента в систему федеральных органов государственной власти?

2.Перечислите основания, по которым Президент РФ вправе применить «право вето».

3.Какие указы Президента РФ подлежат утверждению в Федеральном Собрании РФ?

4.Какие из функций, осуществляемых Президентом РФ, можно назвать представительскими и почему?

5.Какими средствами располагает Президент России как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека?

6.Какие юридические процедуры использует Президент РФ для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти?

7.Укажите полномочия президента РФ в сфере исполнительной власти.

8.Дайте общую характеристику порядка прекращения президентом РФ исполнения своих обязанностей.

9.Какие меры воздействия президент РФ вправе применять к органам государственной власти субъектов РФ?

10.Имеет ли право президент своими указами устранять пробелы федерального законодательства?

11.Имеет ли право Президент своими актами вносить поправки в конституции (уставы) субъектов федерации?

12.В каких случаях действуют неопубликованные акты Президента РФ?

Тема 9. Организация законодательной власти в Российской Федерации.

1.Общая характеристика российского парламента. Двухпалатная структура Федерального Собрания.

2.Порядок формирования Совета Федерации и Государственной думы. Взаимоотношения между палатами.

3.Нормативная основа деятельности палат. Конституционное регулирование. Регламенты палат. Другие акты.

4.Статус депутата ГД и члена СФ.

5.Компетенция Совета Федерации и порядок ее осуществления.

6.Компетенция Государственной Думы и порядок ее осуществления.

7.Законодательный процесс и виды законов Российской Федерации.

8.Внутренная структура палат и организация их деятельности.

9.Представительные органы власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания с учётом разных способов их формирования?

2.Считаете ли Вы порядок формирования Государственной думы и Совета Федерации оптимальным? Если нет, то почему?

3.Чем императивный мандат отличается от свободного депутатского мандата?

4.Вправе ли избиратели давать наказы депутатам ГД и членам Совета Федерации?

5.В чём выражается иммунитет депутата ГД РФ? А иммунитет депутата парламента субъекта Федерации?

6.Может ли осуществляться депутатская деятельность на общественных началах?

7.Что такое депутатский индемнитет?

8.Чем отличается парламентский запрос от депутатского? Вопрос – от запроса (интерпелляции)?

9.В чём выражается постоянный характер работы палат (ч.I ст.99 Конституции РФ)?

10.Для чего формируются постоянные комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?

11.Вправе ли палаты Федерального Собрания принять единый для обеих палат регламент? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

12.В чем суть парламентского контроля и насколько он эффективен?

13.Кто подписывает постановления палат?

14.Считаются ли партийные фракции и депутатские группы государственными органами палат? Если нет, то какое участие они принимают в формировании этих органов?

15.Кто обладает правом законодательной инициативы?

16.Каковы стадии законодательного процесса? Как разрешаются противоречия между палатами?

17.Можно ли преодолеть вето Президента?

18.Могут ли отменяться акты региональных парламентов Государственной Думой РФ?

19.В каких случаях акты субъектов РФ обладают преимуществом перед актами Федерации?

Тема 10. Организация исполнительной власти в Российской Федерации.

1.Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

2.Конституционные основы статуса Правительства Российской Федерации.

3.Основные сферы компетенции и деятельности Правительства Российской Федерации.

4.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Назовите юридические признаки, свидетельствующие о том, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.

2.В чём выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ?

3.Перечислите полномочия правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

4.Какими полномочиями обладает Правительство РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

5.Раскройте значение принципа единой системы исполнительной власти в РФ.

6.назовите правовые акты Правительства РФ и дайте им характеристику.

7.Что означает выражение «министр без портфеля»?

 

Тема 11. Судебная система Российской Федерации. Прокуратура и Следственный комитет Российской Федерации.

1. Судебная власть в Российской Федерации и ее конституционно-правовые основы.

2. Виды судопроизводства, осуществляемые в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации.

3.Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в ее обеспечении.

4.Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда. Статус судьи Конституционного Суда.

5.Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

6.Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Основные правила конституционного судопроизводства.

7.Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их юридическая сила.

8.Прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Каков порядок формирования судов в Российской Федерации?

2.Каковы принципы осуществления правосудия в Российской Федерации?

3.Как вы понимаете толкование Конституции?

4.Каков порядок исполнения решений Конституционного суда?

5.Кем назначается Генеральный прокурор Российской Федерации?

6.Перед кем подотчетен Следственный комитет Российской Федерации?

7.Подчинены ли региональные правоохранительные органы субъектам РФ?

8.На чьём бюджете находится Верховный Суд Республики Татарстан – российском или республиканском?

Тема 12. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.

1.Понятие местного самоуправления, его назначение, основные функции.

2.Система местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое местное территориальное самоуправление?

2.Кто определяет уровень, ниже которого в субъекте Федерации функционирует система местного самоуправления?

3.Можно ли наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?

4.Кто определяет структуру органов муниципального образования?

5.Входят ли какие-нибудь органы местного самоуправления в систему органов государства?

6.Можно ли в административном порядке отменить правомерный акт органа муниципального образования?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: