Список дополнительной литературы




1. Лукина, А.К. Социальная педагогика: учебное пособие / А.К. Лукина. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 306 с. [Электронный ресурс]. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229262

2. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева, А.Б. Белинская и др.; под ред. А.В. Иванов. М.: Дашков и Ко, 2011. 424 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112097

3. Вараксин, В.Н. Методика и технология социального планирования: учебное пособие / В.Н. Вараксин. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 385 с. - ISBN 978-5-4458-4617-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221503

Гончарук, А.Ю. Теория и методика социально-педагогического проектирования и прогнозирования: учебно-методическое пособие и практикум по III Государственному стандарту / А.Ю. Гончарук. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 235 с.: ил. Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4475-3814-9; То же [Электронный ресурс]. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276489.

 

Типовые компетентностно ориентированные задания:

Решение социально-педагогической ситуации:

Ситуация 1.

«Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и, кроме старшей дочери, поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела…

Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот какой «дорогой ценой», слезами и нервами моих детей оплачен наш развод».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 2.

«Понимаете, они делили меня как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она – моей матерью. Я хотел, чтобы мы жили вместе и возненавидел мать за то, что она не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже только с бабкой, а когда она была занята – сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома, тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга. Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, также делили дачу и машину, и, может быть, из-за этого и меня».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

 

Ситуация 3.

«Детей своих - у меня их трое: пять лет, три года и один год – люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут – я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать – хорошую. Не такую как я.

И с мужем тоже неладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но когда выпьет – мне его убить хочется. Или самой умереть. Или стать наркоманкой, пьяницей – кем угодно, чтобы уж ни за что не отвечать и ничего не понимать. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения? Ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 4.

«Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-ой класс.

Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!»

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

 

Ситуация 5.

«… Моя грустная история началась в конце лета, свела меня судьба с молодым и привлекательным парнем, а познакомила меня с ним моя лучшая подруга. Мне было 14, а ему – 16. Сначала у нас все шло ладно, я дружила с Сашей, а моя подруга Света – с его близким другом Димой. Вскоре у меня был день рождения. Саша сделал мне очень дорогой подарок, этим, как мне показалось, он еще раз доказал мне свою любовь. День за днем мы становились все ближе и ближе. Счастье длилось недолго. Света с Димой вскоре поссорились из-за пустяка, до серьезного у них дело не дошло, поэтому даже после ссоры они остались друзьями. Но у меня все было гораздо сложнее, только через месяц после того, как он меня бросил, выяснилось, что я беременна, Сашка об этом не знает, матери своей я не хочу говорить, она меня все равно не поймет. Ребенка я убивать не хочу, потому что он у меня от любимого человека. Я хотела ему признаться, что жду от него ребенка, но он даже не захотел меня слушать. А недавно я видела его с другой девушкой. Я не знаю, что делать. Помогите мне! Я совершила роковую ошибку, доверилась ему, а он использовал меня, а потом как не нужную игрушку, выбросил. Я не хочу жить!»

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 6.

«Мне всего 15 лет, а я уже часто думаю о смерти. Во мне живут две Тани. Одна говорит: «Умри»; а другая понимает, что смерть – очень глупо, и ей очень жалко маму. Мои вот эти глупые, дурные мысли пришли давно, когда я полюбила…

В 12 лет очень понравился мальчик. Я стала спрашивать себя: достойна ли я его, и мне показалось, что нет. Некрасивая, лицо все в конопушках, волосы редкие, ноги кривые, полная, руки большие, мужские, нога большая, талии нет и т.д. и т.п. В общем, я обнаружила в себе много недостатков. Сколько же я плакала по этому поводу! Мне было стыдно, если на меня глянет этот мальчик. «Скажет, что за урод!» - говорила я себе. И вот прошло три года, но так ничего и не изменилось. Я продолжаю считать себя самой некрасивой в классе и даже в школе. Это еще и потому, что у меня есть подруга, у которой, сколько я не ищу, не нахожу ни одного недостатка. Очень, очень трудно мне жить, имея такую внешность и характер.

Недавно в нашу деревню пришел из армии солдат, и я влюбилась в него с первого взгляда. Не знаю теперь, как мне от любви отделаться, ведь она опять несчастливая. Все мои подруги (а у меня их очень много) давно дружат с мальчиками. Так неужели я одна такая на белом свете, никому не нужная, никому не нравлюсь…

Это все переживает внутренняя Таня, а внешняя – очень добрая девочка, хорошо учится, у нее очень много друзей, имеет талант от мамы – сочиняет четверостишия, выступает на сцене, имеет авторитет у одноклассников».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

 

Ситуация 7.

Зина училась в выпускном классе средней школы. На одной из вечеринок познакомилась с симпатичным студентом. Совместные прогулки, развлечения и что-то, что молодые люди приняли за любовь… Когда Зина поняла, что беременна, романтика кончилась. Еще недавно заботливый студент враз посуровел и в нервных многословных речах своих стал убеждать Зиночку, что он ее, конечно, любит, но вот детей заводить им рано. Впереди явственно замаячила перспектива аборта. Однако Зина то ли в любовном помешательстве, то ли страшась операции и наивно веря, что все как-нибудь уладится само собой, упорно не поддавалась уговорам возлюбленного, скрывая свое положение от окружающих. Вскоре, стремясь спасти свою «блудную дочь» от позора, отец с матерью стали убеждать ее избавиться от ребенка, но Зина упорствовала, Забрав Зину из школы, они отвезли ее в другой город к тетке, где и продолжали обрабатывать дочку, там одна, в окружении участливых родителей, Зина поддалась уговорам, правда, аборт делать было уже поздно. Родив ребенка, Зина прямо в роддоме отказалась от него. Вернее, еще до роддома, ибо, когда ее везли туда, у родителей в кармане уже лежало заранее написанное ею заявление об отказе от ребенка. Зина только раз видела ребенка, ей сказали, что родилась девочка.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 8.

«Я была не лучше и не хуже своих подруг. Достаточно ровно училась в школе, читала романы, любила мечтать. Родители же постоянно говорили, что я – ноль без палочки, что к самостоятельной жизни я не приспособлена – пропаду. До сих пор помню эти их постоянные нравоучения: «Люди – звери. Тебя еще не били головой об стол. Жизнь еще покажет тебе свое истинное лицо!» Я начала бояться жизни, еще и не узнав ее. Когда я пыталась что- нибудь сделать самостоятельно – приготовить новое блюдо, переставить мебель, мне гневно кричали: «Лучше бы училась, горе – хозяйка!» Если я случайно разбивала чашку, то, вы не поверите, это вызывало у моих родственников чуть ли не радость: «Что от тебя, дуры, еще ждать?» Помню однажды, я решила научиться шить. Первый блин, естественно, вышел комом – юбочка из дешевой материи не получилась… Дальнейшее желание шить у меня отбил мамин гнев: «Ну, не дано тебе, чего берешься!»

Теперь я уже от всего шарахалась, старалась быть тише воды – ниже травы, но повод для недовольства находился всегда – то ведро не вынесенное, то тарелка не помытая, то звонок подруги: «Все болтаете, дуры!». Едва мне исполнилось 18 лет, я тут же вышла замуж – надеялась избавиться от постоянных окриков и выводов, кто я такая. Я переехала жить к мужу… Мне всего 18 лет, а жизнь, кажется, кончена. Поступать в институт? Но как, я же «дура»? Рожать ребенка? Но разве такая «идиотка», как я, может дать нормальное воспитание? Родители звонят мне и по-прежнему дают советы, после этих телефонных разговоров я плачу в подушку. Помогите мне хоть советом, хоть добрым словом: как стать человеком, как избавиться от комплекса собственной никчемности и ненужности?»

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 9.

Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, побыстрее уйти, хотя она так стремилась в компанию однокурсников. Теперь же ей было очень скучно. Комнату наполнил дым, обволакивая лица смеявшихся ребят, которые иногда уходили в дальнюю комнату. Таня не знала, чем они там занимаются, только всё это казалось подозрительным. Ребята пили пиво. Эй, Таня, выпей пива, расслабься - позвала её однокурсница.

Таня неохотно взяла из рук Ани стакан и сделала глоток. Пиво было тёплое и противное на вкус. Рядом с ней сидели девочка и мальчик с которыми она училась. Они уже долго целовались, но, казалось, никто этого не замечал. В комнате был полумрак: приглушенный свет, сигаретный дым. Всё создавало интимную обстановку. Выпив ещё пива, Таня направилась к ванной. В коридоре она увидела однокурсника. Он был красив и давно привлекал её внимание. "Вы Таня?" - спросил он тихо. "Да" - ответила она, довольная, что её узнали. Теперь вечеринка не казалась такой уж плохой. Они поболтали о пустяках, а потом Александр пригласил её в другую комнату к однокурсникам. Польщённая Таня шла за ним. От пива у неё кружилась голова, но хотелось побыть с Александром.

В комнате был незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось не замечали её, но её тронула забота Александра. Затем ему передали какую-то странную сигарету, вдвое больше обычной. Глубоко затянувшись, Александр сказал: "Отлично", - и протянул сигарету Тане.

– Это? - спросила она. В комнате раздался смех.

- Это марихуана, - ответил Александр. - Попробуй, все её курят, не может быть она такой вредной. Попробуй, попробуй, - подбадривали все. Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 10.

Ребятам хотелось курить, а денег не было. Вышли на улицу, в надежде встретить кого-нибудь знакомого. На остановке стоял паренек примерно их возраста. Это был Виталий.

Дай закурить! - крикнул Саша.

Свои надо иметь, - огрызнулся Виталий.

Ах, ты, жила!

Подрасти ещё, - презрительно повернулся к нему спиной Виталий. Обида захлестнула Сашу и он ударил Виталия по голове, тот ответил ударом. На помощь Саше поспешил Коля, и они вдвоём стали избивать Виталия. За ними из подъезда наблюдали трое учащихся. Чувствуя внимание, парни издевались над жертвой, изображая из себя хладнокровных суперменов. Вскоре один из наблюдавших убежал, а двое наблюдали за избиением до конца. Правда потом они говорили, что им пригрозили, хотя на самом деле одному из них преступники поручили дать знак, если покажется милиция.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 11.

Саше К. 10 лет. Ему еще не было и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опостылевшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет. Сашу усыновили почти в 10 лет, он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье неловко и неудобно. Затосковал о детском доме, приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному.

Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше – больше. Чуть что не по нему – на автобус и куда глаза глядят.

Детский психиатр признал Сашу нормальным ребенком, но остро нуждающимся в коллективе.

Саша захотел вернуться в детский дом. Но и там он повадился бегать.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 12.

«Мне не хочется жить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникум ненавижу, и для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовала закончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали, а от этого еще противнее. Своим существованием на земле я обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю. Она болеет. Как-то она мне сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она не выживет. И только это удерживает меня от последнего шага. Но может быть, это желание покончить собой пройдет? Я не знаю, может быть, Вы знаете: как заставить себя жить дальше».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

 

Ситуация 13.

«Воспитываю сына одна. Ему 15 лет. До последнего времени у нас были добрые отношения, мы были друзьями. Но вот в последнее время что-то в сыне изменилось. Он несколько раз приходил домой выпивши. У нас было бурное объяснение, он во всем со мной согласился, но сегодня опять пришел нетрезвый. Я кричала, плакала, умоляла, а он смотрел на меня такими холодными глазами, что мне стало страшно. Неужели я потеряла сына, и вся моя жизнь после его рождения тоже не имела смысла? Сын заявил, что он уже взрослый, что в компании своих одноклассников принято выпить пива перед дискотекой и его девушка не против этого. Я закричала что-то про девушку. На это сын заявил: «Не смей ее трогать» и захлопнул дверь в свою комнату. Вот уже две недели мы с ним практически не разговариваем. Вчера он опять пришел поздно».

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 14.

В школе образовалась группа подростков, 14-16 летних мальчиков из параллельных классов. Время вне школы они проводят вместе. Возглавляет группу Андрей, он выше и сильнее всех. Отличается независимым характером, учится плохо, одним словом, «трудный подросток». Ближе всех к нему держится 14-летний Виктор, по кличке «Заморыш». Он действительно, худенький, маленького роста. До недавнего времени Виктор хорошо учился и был «благополучным» ребенком. Мама Виктора пришла в школу и поделилась с учителем своим беспокойством по поводу сына. Оказывается, в последнее время Виктор поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем, а однажды, придя с работы, она обнаружила его спящим в глубоком опьянении.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

Ситуация 15.

У ученицы одного из ПТУ города Луганска 15-летней Татьяны С. родовые схватки начались прямо в электричке, ей пришлось сойти и родить ребенка в… женском туалете на вокзале станции Здолбунов. Но растить ребенка вообще-то не входило в планы Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорожденного малыша в окно туалета. Через несколько минут «маму» задержали сотрудники милиции. Ребенка спасти не удалось.

1. Как Вы организуете решение данной проблемы.

2. Составьте программу психолого-педагогических действий в данной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: