Культ мертвых и его влияние на культуру и искусство




Жанр - исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.

Первобытная культура и искусство.

Антропосоциокультурогенез (антропо-человек, социо – общество, генез – развитие) – процесс перехода от стадного образа, от жизни зверей к общественной жизни людей. Формируется воображение.

Первобытность делят на:

Каменная

· палеолит (800-13 тыс. лет до н. э.),

· мезолит (13-6 тыс. лет до н.э.)

· неолит (6-2 тыс. лет до н.э.).

Культура зародилась в эпоху позднего палеолита 35 тыс. до н. э., именно тогда появились первые росписи.

Факторы, влиявшие на развитие первобытной культуры:

· ощущения единства с природой.

· Не осознает разницу между реальностью и нереальностью.

· Доминирует чувственное восприятие мира.

Мировоззрение первобытного человека:

· Мифологическое мировоззрение

· Магия – совокупность образов и действий, связанных с верой и возможность повлиять на окружающий мир с помощью сверхъестественных сил. Это одна из форм религии. Сверхъестественные силы создали этот мир и следят за ними, так считали первобытные люди.

Живопись и скульптура эпохи палеолита: когда и где появилась, что изображали.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах. Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени.

Отличие искусства неолита от искусства палеолита.

Неолит

· Ударная техника исполнения наскальных изображений

· Изображали животных, людей

· Стремление к изяществу

· Погребальный культ, носящий символический характер

· Обжигание глины

· Появление керамики

· Мегалитические и свайные постройки

· Новые представления о смерти и связанные с ними погребальные ритуалы, требующие сооружения настоящих гробниц, называемых дольменами.

Палеолит.

· Примитивное изобразительное искусство (знаки на камнях)

· Религия в форме тотемизма

· Погребальные ритуалы

· Первые наскальные изображения связанные с обилием четвероногих животных.

Первые архитектурные сооружения.

Менгиры — это отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых 4-5 тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия.

ДОЛЬМЕН - древнее архитектурное сооружение в виде большого, чаще всего симметричного, каменного ящика, накрытого плоской плитой.

Кромлех - представляет собой каменное сооружение, которое состоит из 30 камней, образуя круг диаметром в 33 м. Чаще всего положение камней пытаются увязать с астрономическими явлениями.

 

Культура и искусство Древнего Египта.

Религия и мифология

Боги в изображении древних египтян — это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы:

· культ животных,

· культ Нила,

· культ фараона,

· культ Солнца,

· культ мертвых (заупокойный культ),

· культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покро­витель фараонов — символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Культ мертвых и его влияние на культуру и искусство

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: