Жанр - исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.
Первобытная культура и искусство.
Антропосоциокультурогенез (антропо-человек, социо – общество, генез – развитие) – процесс перехода от стадного образа, от жизни зверей к общественной жизни людей. Формируется воображение.
Первобытность делят на:
Каменная
· палеолит (800-13 тыс. лет до н. э.),
· мезолит (13-6 тыс. лет до н.э.)
· неолит (6-2 тыс. лет до н.э.).
Культура зародилась в эпоху позднего палеолита 35 тыс. до н. э., именно тогда появились первые росписи.
Факторы, влиявшие на развитие первобытной культуры:
· ощущения единства с природой.
· Не осознает разницу между реальностью и нереальностью.
· Доминирует чувственное восприятие мира.
Мировоззрение первобытного человека:
· Мифологическое мировоззрение
· Магия – совокупность образов и действий, связанных с верой и возможность повлиять на окружающий мир с помощью сверхъестественных сил. Это одна из форм религии. Сверхъестественные силы создали этот мир и следят за ними, так считали первобытные люди.
Живопись и скульптура эпохи палеолита: когда и где появилась, что изображали.
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах. Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени.
|
Отличие искусства неолита от искусства палеолита.
Неолит
· Ударная техника исполнения наскальных изображений
· Изображали животных, людей
· Стремление к изяществу
· Погребальный культ, носящий символический характер
· Обжигание глины
· Появление керамики
· Мегалитические и свайные постройки
· Новые представления о смерти и связанные с ними погребальные ритуалы, требующие сооружения настоящих гробниц, называемых дольменами.
Палеолит.
· Примитивное изобразительное искусство (знаки на камнях)
· Религия в форме тотемизма
· Погребальные ритуалы
· Первые наскальные изображения связанные с обилием четвероногих животных.
Первые архитектурные сооружения.
Менгиры — это отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых 4-5 тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия.
ДОЛЬМЕН - древнее архитектурное сооружение в виде большого, чаще всего симметричного, каменного ящика, накрытого плоской плитой.
Кромлех - представляет собой каменное сооружение, которое состоит из 30 камней, образуя круг диаметром в 33 м. Чаще всего положение камней пытаются увязать с астрономическими явлениями.
Культура и искусство Древнего Египта.
Религия и мифология
Боги в изображении древних египтян — это существа с человеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу.
|
Наиболее распространенные древнеегипетские культы:
· культ животных,
· культ Нила,
· культ фараона,
· культ Солнца,
· культ мертвых (заупокойный культ),
· культ Осириса (культ природы).
Культ животных самый древний. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покровитель фараонов — символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного правителя.
К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение умирающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.
Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Нилом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельческими праздниками. При наступлении времени разлива Нила фараон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.
Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скрепляла все проявления культуры, искусства, науки в единый идеологический монолит.
Культ мертвых и его влияние на культуру и искусство
|
Одной из особенностей древнеегипетских верований, определивший характер древнеегипетского искусства, является заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элементов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), После смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Осириса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чудовищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе праведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима внешняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заменить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.