Основы судебной власти согласно Конституции США.




ГЛАВА 1. Конституционные основы судебной власти США.

Основы судебной власьт закраплены в статье 3 конституции США, вкоторой говориться:

Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом. Судьи как Верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным; и в установленные сроки они получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в должности.

Раздел 2. 1. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и по праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и заключенных или могущих быть заключенными их властью международных договоров; на все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов; на все дела адмиралтейства и другие морские дела; на все споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной; на все споры между двумя или более штатами; между штатами и гражданами другого штата, между гражданами разных штатов, между гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных штатов, а также между штатом или его гражданами и иностранными государствами, гражданами или подданными.

2. Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат, подсудны Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апелляционной инстанцией, решающей вопрос как права, так и факта с теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрессом.

3. Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента, подсудны суду присяжных; и судебное разбирательство происходит в том штате, где было совершено преступление; а если оно было совершено за пределами какого-либо штата, то судебное разбирательство происходит в том месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном Конгрессом.

Также непосредственно на судебной властью и полномочия судов влияют поправки к конституции № V, VI, XI. Но стоить все же отметить, что в Конституции США 1787 г. и в последующих поправках к ней положения о судоустройстве представлены лишь в самой Общей форме. Однако эти положения являются исходными для организации федеральной судебной власти и установления Границ ее действия. Нормы ст. III, а также V, VI и VII попра­вок к Конституции, вошедших составной частью в Билль о пра­вах 1791 г., декларируют ряд буржуазно-демократических Принципов судоустройства, позаимствованных из английской Судебной практики (формальная независимость судей, участие большого жюри в процедуре предания обвиняемого уголовно­суду, суд присяжных и т. д.).

Конституция США не предусматривает фиксированную си­стему федеральных судов. Организация низших звеньев феде­ральной юстиции отнесена к ведению конгресса США. Таким образом любые изменения в структуре судов США и в распре­ делении судебной компетенции могут быть осуществлены в за­висимости от конкретных политических условий посредством текущего законодательства без необходимости для правящих кругов прибегать к сложной процедуре принятия и ратифика­ции конституционных поправок.1

Хотя в самой Конституции о судах штатов ничего не гово­рится, она исходит из факта существования в стране двойной системы судов. Перечень дел, на которые распространяется судебная власть федерации (ст. III разд. 2), в конституцион­ной практике США принято рассматривать как «закрытый». Формально ни конгресс, ни сами суды не могут без изменения Ст. III расширить круг вопросов, подлежащих ведению феде­ральной юстиции. Следовательно, все не упомянутые в данной статье категории дел считаются отнесенными к компетенции штатов. Более того, ст. III была истолкована таким образом, что не исключается рассмотрение перечисленных в ней дел также и судами штатов (так называемая «совпадающая» юрисдикция).

Дела, отнесенные Конституцией к компетенции федеральных судов, в юридической доктрине США принято делить на две группы. Первую из них составляют дела с определенным со­ ставом участников процесса; все они исчерпывающим образомперечислены в ст. III разд. 2. Принятая в 1795 г. II поправка к Конституции исключила из федеральной подсудности дела, одной из сторон в которых является штат, а другой — гражда­нин другого штата или иностранного государства. Ко второй группе относятся дела, в которых федеральная юрисдикция вытекает из самого характера дела, — дела, возникающие на основе норм федерального права или требующие решения так называемого «федерального вопроса», т. е. включающие опор, связанный с толкованием содержания или сферы применения федерального права. Но установление наличия или отсутствия такого «вопроса» в значительной степени зависит от усмотре­ния самих федеральных судей.

В целом судебная практика США в XX в. идет по пути внеконституционного расширения федеральной судебной власти, что получило наиболее яркое выражение в развитии судебного конституционного контроля. Значение этого своеобразного пра­вового института состоит не только в возможности для феде­ральных судов, и прежде всего для Верховного суда США, объявлять недействительными законы конгресса и легислатур штатов, акты исполнительной власти; в их праве толко­вать, а фактически и видоизменять, перекраивать по своему усмотрению смысл важнейших положений Конституции США.

 

1. Филлипов С.В. Судебная система США. Москва: Издательство «Наука», 1980.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: