Федеральная судебная система.




Специфической чертой американской правовой надстройки, частью которой выступают органы правосудия и регулирующее их организацию законодательство, является ее так называемый дуализм. Это означает параллельное существование юридиче­ских учреждений федерального уровня, с одной стороны, и однородных учреждений в 50 штатах, округе Колумбия и «территориях» (Виргинские острова, Гуам, Пуэрто-Рико) — с дру­гой. Но во второй группе нет тождественных структур, разли­чия между судебными системами штатов довольно значи­тельны.

Конституция США 1787 г. прямо упоминает только о Вер­ховном суде США. Остальные судебные инстанции федерации учреждены в разное время статутами конгресса. Ныне основ­ными источниками, которые содержат нормы, регламентирующие вопросы организации, полномочий, управления, взаимоотношений, формирования состава органов федеральной юсти­ции, выступают разд. 28 (для гражданских дел) и 18 (для уго­ловных дел) Кодекса Соединенных Штатов или, точнее, Свода законов США.6

Федеральный конгресс в 1911 г. утвердил Судебный кодекс США, вошедший с 1948 г. в свод американских статутов в ка­честве разд. 28 под наименованием «Судоустройство и судо­производство», регулярно переиздаваемого через каждые шесть лет.

Свод законов США содержит 50 разделов; часть из них считается некодифицированными, приближаясь, по типу к Инкорпорации действующих актов, другие — кодифицированы, Т. е. построены по определенной схеме, корректируются путем непосредственного включения в них новых или измененных Статей; помещенные здесь формулировки норм, считаются тождественными тем, которые были одобрены конгрессом.

Разд. 28 отнесен к числу кодифицированных. Он состоит из шести частей. Первая часть, именуемая «Организация су­дебной системы», закрепляет структуру федеральных органов Правосудия, куда входят Верховный суд США, апелляционные суды, районные суды и некоторые специализированные судебные учреждения, определяет порядок назначения, сроки пре­бывания в должности, мотивы отставки и увольнения, круг функций, выполняемых судьями различных инстанций.

Общефедеральная судебная система во многом напоминает судебные системы штатов. В обще­ федеральную систему входят: -- суды первой инстанции (trial courts); промежуточные апелляционные суды (intermediate courts of appeals); - Верховный суд США (US Supreme Court). Эквивалентом суда общей юрисдикции штата на федеральном уровне можно считать федеральные окружные суды (US district courts) - не менее чем по одному в каждом штате, а часто и более. Всего по закону (U.S.C., § 44-а, 133) имеются 96 судебных округов, созданных с учетом плотности населения и среднего числа дел. Федеральные окружные суды — это суды первой инстанции по делам федеральной компетенции. Кроме них функционирует це­лый ряд других федеральных судов первой инстанции, но ограни­ченной (специальной) юрисдикции: налоговый суд (US Тах Court); суд по банкротствам (US Bankruptcy Court); суд по международной торговле (US Court oflnternational Trade); суд федеральных жалоб (US Court of Federal Claims) и др. Некоторые федеральные административные органы (например, Федеральная комиссия по торговле) также обладают специальной судебной юрисдикцией по первой инстанции.

Что касается судебных апелляционных округов, то их 13(12) ок­ружных апелляционных судов (US circuit courts of appeals) рас­сматривают апелляции на решения федеральных окружных судов первой инстанции, а 1 3-й окружной апелляционный суд обладает общенациональной юрисдикцией по рассмотрению таможенных и патентных дел. Решения этих апелляционных судов в большинстве случаев окон­чательны, хотя при определённых обстоятельствах возможно их обжалование в Верховном суде США.

Что бы в полной мере охарактеризовать судебную систему США, необходимо обратиться к известному американскому исследователю Лоуренс Фридман, который отмечает следующее: «Компоненты судебной структуры технически могут быть достаточно сложны и доставлять хлопоты даже адвокату. Двойная иерархия судебной системы в стране делает этот вопрос еще более запутанным. Существует цепь национальных (федеральных) судов, находящаяся на вершине (либо вне) судов отдельного штата. В каждом штате, от Алабамы до Вайоминга, есть, по крайней мере, один заседающий федеральный суд. Человек, живущий в Филадельфии, одновременно подпадает под юрисдикцию двух, очень разных по своей сути, судов – местного суда штата Пенсильвания и местного федерального суда, и может подать или на него могут подать иск в любой суд, в большинстве случаев в зависимости от вида дела, которое подлежит рассмотрению».7

Основы построения федеральной судебной системы установлены в разделе 1 статьи 3 Конституции США: судебная власть осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут учреждаться Конгрессом. Более подробное регулирование федеральной судебной системы было введено Актом о судоустройстве 1789 года, который учредил упомянутыев Конституции «низшие суды» и заложил основные принципы федеральной судебной системы.

В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов. По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций.

При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд, а в некоторых, весьма редких, случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу, рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос».

По общему правилу, исключения из которого строго ограничены, процесс в федеральных судах является открытым. Здания суда построены таким образом, чтобы внушать гражданам уважение перед традицией и целью судебного процесса в США. Многие здания суда являются памятниками истории. Гражданин, желающий понаблюдать за судебным заседанием, может свободно прийти в здание федерального суда, изучить расписание судебных слушаний, которое вывешивается на доске или показывается на мониторах, и поприсутствовать на том или ином судебном заседании. Любой человек может ознакомиться с делом и с документами по делу. Для этого надо обратиться к клерку (специалисту) с просьбой предоставить копии документов по делу.

В настоящее времясудебное расписание, список дел к слушанию, судебные решения, мнения, заявления все чаще доступны через интернет. В отличие от судов на уровне штата теле- и радиоэфиры из здания суда не разрешаются. Право на доступ к судебным разбирательствам частично вытекает из Конституции, частично из традиций судебных заседаний и общего права. Проводя всю судебную работу на глазах у населения, судьи укрепляют доверие граждан к судам, позволяют им узнать, как работает судебная система изнутри.

В отдельных случаях доступ к документации или самим слушаниям частично ограничивается. При рассмотрении некоторых громких дел, к примеру, может быть недостаточно места в зале заседаний для всех желающих. Доступ в зал заседаний бывает также закрыт по другим причинам, например, по причине безопасности, в целях защиты несовершеннолетнего или конфиденциального свидетеля. Наконец, если некоторые документы объявляют секретными, то доступ к ним обычных граждан невозможен. Секретной информацией могут признаваться документы, содержащие коммерческую тайну, некоторые правоохранительные отчеты, документы, касающиеся несовершеннолетних, и вопросы, затрагивающие национальную безопасность.

Директор Административного Управления судов США Леонидас Ральф Мекан в научной брошюре «Федеральный уровень судебной системы в Соединенных Штатах Америки» к компетенции федеральных относит следующие дела: «преступления, предусмотренные актами Конгресса; дела, затрагивающие федеральные законы: налогообложение, социальное обеспечение, радио- и телевещание, гражданские права); Международные отношения и отношения между штатами, включая авиа и ж/д. регулирование; споры о ценных бумагах и прибыли (включая поглощение общественных объединений); авторское, патентное право и защита интеллектуальной собственности; вопросы, относящиеся к юрисдикции судов штата, в случае различия гражданства сторон и др.».

Судьи Верховного Суда США, судьи апелляционных и районных судов США, судьи федерального суда по вопросам международной торговли назначаются согласно третьей статьи Конституции США. Кандидаты предлагаются Президентом и представляются на одобрение Сенату. Судьи Третьей Статьи занимают свою должность бессрочно и могут быть отстранены от должности только через процедуру импичмента в Конгрессе. Порядок этой процедуры определен в Конституции. Судебная ветвь власти таким образом отстранена от процесса отбора и утверждения кандидатов.

Главные критерии, по которым проводится отбор кандидатов на должность — это опыт работы и академические достижения. Никаких специальных экзаменов для кандидатов не предусмотрено. Точнее, кандидат на должность федерального судьи должен заполнить огромное количество форм и документов, детально раскрывающих его личностные характеристики, жизненные достижения, т.е. полученное образование, опыт работы, диссертации и прочие публикации, жизненные стремления, Судебные дела, в которых приходилось участвовать, и внерабочая деятельность. Кандидаты проходят детальные собеседования, их жизненный путь будет тщательным образом изучен и в последующем проверен.

Согласно закону федеральные судьи не могут слушать дела, если им что-то известно о предмете спора, если они испытывают личную неприязнь к какой- либо стороне в деле, если принимали участие в данном деле в качестве адвоката одной из сторон или имеют финансовый интерес к стороне или ' предмету спора. Федеральные судьи должны вести себя согласно Кодексу моральных принципов судей США, который представляет собой набор этических принципов и руководящих указаний, разработанных Советом Судей США. Кодекс моральных принципов судей США и комментарии к нему является руководством для судей по вопросам судебной неприкосновенности и независимости, судейской беспристрастности, деятельности, не связанной непосредственно с судейской, раскрывает понятия некорректного поведения и его причины.

Судьи не могут заниматься политической деятельностью, предпринимательством (за исключением, капиталовложений), практиковать право. Но они могут уделять время общественной и преподавательской деятельности. Действительно, выступления, научные работы и преподавание всегда положительно сказываются на карьере судьи. Это признается Кодексом моральных принципов, поощряющим участие судей в деятельности, способствующей улучшению законодательства, правовой системы и отправлению правосудия. Доход от такой деятельности, скажем, от преподавания, не должен превышать 15% заработной платы судьи.

Федеральные судьи получают зарплату и пособия, установленные Конгрессом. Они вполне сопоставимы с зарплатой, получаемой членами Конгресса и другими высокопоставленными должностными лицами. Конституция также предусматривает, что зарплата судьи Третьей Статьи не может быть уменьшена в процессе осуществления им своих полномочий.8

Судьи апелляционных и районных судов и федерального суда по вопросам международной торговли не имеют возрастных ограничений согласно Конституции, то есть не уходят в отставку при достижении определенного возраста. Но по собственному желанию при достижении 65 лет и при наличии некоторых предусмотренных требований они могут уйти на пенсию с сохранением полной заработной платы. Большинство судей Третьей Статьи, уходя на пенсию, продолжают принимать участие в слушании дел в качестве старейших судей без дополнительной оплаты.

 

Верховный суд США.

Верховный суд США стоит на вершине федеральной судебной системы. Согласно Конституции США (ст. III) может существовать только один Верховный суд. Все остальные суды - нижестоящие. Конгресс США вправе создавать любые нижестоящие суды, какие сочтет необходимыми. Верховный суд США состоит из девятисудей, предлагаемых Президентом и утверждаемых Сенатом. Судьи Верховного суда (как и все федеральные судьи) назначаются пожизненно. Верховный Суд США был организован и начал работу 2 февраля 1970 года. Верховный Суд расположен в Вашингтоне неподалеку от здания Конгресса, он заседает с первого понедельника октября и уходит на каникулы в конце июня.

Судьи назначаются президентом с одобрения Сената пожизненно и могут досрочно прекратить полномочия лишь в результате добровольной отставки или импичмента за совершённые преступления. Для поощрения обновляемости состава Верховного суда без давления извне был принят закон о праве на сохранение жалования для судей Верховного суда, ушедших в отставку в возрасте не менее 70 лет. За период с 1789 по 2005 год президенты США предложили 149 кандидатур на должность судьи Верховного суда, свыше 80 % из которых стали судьями. По статистике, новый судья назначается каждые 22 месяца.

Верховный суд США (Суд)занимает особое место не только в судебной системе страны, но и в ее политическом механизме. Решая «судьбу дела на основании закона», Верховный суд США практически не выходит за пределы традиционной сферы отправления правосудия. Пределы компетенции Суда определены статьей III Конституции США, частично - Законом о судоустройстве 1789 года, а также последующим законодательством США.

Следует выделить такую «специфическую» особенность Верховного Суда США, которая определяет его уникальное положение и огромное влияние на положение дел в стране, как осуществление в процессе свое судебной деятельности функции конституционного надзора, который позволяет решать не только судьбу дела на основе закона, но и в соответствующих случаях судьбу закона – вопрос о его соответствии Конституции – на основе дела.

Верховный суд не может высказывать свои соображение по поводу любых правовых вопросов вне рамок рассмотрения «дел и споров». Никто не может запрашивать мнение Верховного суда о правомерности закона, правильности его толкования или применения. Таким образом, до тех пор, пока дела о нарушении какого-то права не дойдет в порядке апелляционной процедуры до Верховного суда и не будет принято им к производству и рассмотрению, закон, нарушающий Конституцию США, будет существовать и применяться. Более того, закон, признанный Судом, противоречащим Конституции, не отменяется в прямом смысле этого слова. Просто после решения суда его невозможно применять, поскольку исчезают правовые средства обеспечить его соблюдения.

Сам термин «конституционный надзор» применяется почти исключительно в связи с деятельностью Верховного суда США, тогда как любой американский суд вправе рассматривать вопрос о конституционности закона и выносить соответствующее решение. Авторитетность решения тем меньше, чем ниже ступенька иерархической лестницы, на которой находится суд.

В качестве суда первой инстанции Верховный суд США действует крайне редко, поскольку его юрисдикция в этих случаях очень ограниченна. Исключительная юрисдикция Верховного Суда распространяется всего на две категории дел: на споры, где одной из сторон является Штат, и на дела, возникающие в связи с предъявлением иска иностранным послам, иным дипломатическим представителям, а также членам их семей и обслуживающему их персоналу. Многие видные ученые и юристы подчёркивают, что распространение исключительной компетенции Верховного суда на другие категории дел Конституцией не предусмотрено, а значит и не допустимо.

Еще по трем категориям дел Верховный суд действует в качестве суда первой инстанции в порядке осуществления «совпадающей юрисдикции», т. е. он может, но не обязан принимать дело к производству. К таким категориям дел относятся иски иностранных послов и дипломатических представителей, споры между США и отдельным штатом и споры между штатом и гражданином другого штата.

Значительно более широкий круг вопросов рассматривается Верховным судом в качестве суда второй инстанции. Пересмотр решения нижестоящего суда возможен путем использования одной из трех процедур.

Первой - пересмотр решения в порядке апелляции. Пределы и характер апелляционной юрисдикции Верховного суда определяется конгрессом. Подача апелляционной жалобы является правом стороны в судебном споре в тех случаях, когда нижестоящий федеральный суд признал закон штата не соответствующим Конституции США, вступившему в силу международному договору или федеральному закону. Право на апелляцию имеется и в тех случаях, когда был затронут вопрос о конституционности закона отдельного штата, его соответствии положениям действующих международных договоров США и федеральным законам и решение суда было положительным.

Вторая – процедура, в соответствии с которой дело может быть рассмотрено Верховным судом США, является истребование его из нижестоящих судов в порядке сертиорари. Решение об истребовании конкретного дела зависит только и исключительно от усмотрения Верховного суда, а права сторон ограничены лишь возможностью привлечения к этому делу в установленном порядке внимания Верховного суда США. Потому сторона, заинтересованная в пересмотре дела, должна убедить суд в том, что в деле затронуты «существенные федеральные интересы».

Как и при апелляции, вопрос принятия дела к производству или отклонения просьбы зависит от самого суда. Не редко Верховный суд США соглашается истребовать дело на том основании, что решение федерального апелляционного суда является «необычным» и заметно отличается от решений, принимаемых другими судами по аналогичным делам.

Третья процедура с помощью которой удается вовлечь Верховный суд США в рассмотрение дела, находящееся в нижестоящем суде, является использование процедуры сертификации (certification). Смысл ее заключается в том, что нижестоящий суд обращается к вышестоящему «за справкой» - с просьбой высказать свое мнение по правовому вопросу, обычно достаточно сложному, возникшему во время производства по конкретному делу. Позиция, занятая Верховным судом США, для федерального апелляционного суда является фактически решением, и в дальнейшем он уже будет связан толкованием, данным правовому вопросы Верховным судом США. Но самим результатом обращение в Верховный суд с просьбой о консультации может быть и принятие Верховным судом всего дела к своему производству.

Право принимать дела к своему производству в соответствии с любой из перечисленных процедур – или не принимать их – оставлено исключительно на усмотрения самого Верховного суда США и является одним из условий, обеспечивающих его нормальную деятельность. Без этого права Верховный суд был бы просто завален апелляционными жалобами, поступающими из 50 верховных судов штатов и 11 апелляционных федеральных судов. Ежегодно в Верховный суд США поступает несколько тысяч дел, решения принимаются примерно по 150-200 делам.

Следуя доктрине «судебного самоограничения», Верховный суд США не занимается разрешением конфликтов, имеющим отношение к внешнеполитическим акциям правительства США, в частности с объявлением и ведением войны. Считая законодательную деятельность исключительно прерогативой конгресса, Верховный суд США не выносит решений по вопросам, затрагивающим эту деятельность.9

Право конституционного надзора, принадлежащее Верховному суду и активно им используемое, обусловлено местом Верховного суда США в политическом механизме страны и особенностями возникновения и развития страны.

Толкование закона американским судом – в первую очередь Верховным судом – является политическим толкованием, это приспособления закона к обстоятельствам данного времени. Решения, принимаемые Верховным судом США в связи с конституционностью того или правового акта – прежде всего политическое решение, которое практически зависит от того, как в правосознании членов Верховного суда США преломляется специфика политической ситуации в стране в данный момент.

Конституция США не определяет число судей Верховного Суда. Согласно III статье конституции США Конгресс США имеет право изменять это число, однако не использовал это право с 1869 года. Первоначально в Верховный суд входили шесть судей, по мере расширения территории страны, число судей Верховного Суда увеличивалось. В 1789 году было всего шесть судей, в 1807 году их стало семь, в 1837 году — девять, в 1863 году — десять, в 1866 году — девять, в 1867 году — восемь, и наконец, снова девять в 1869 году.

Сокращение числа судей Верховного суда началось с закона о судебных округах 1866 года (JudicialCircuitsAct), принятого по предложению Верховного Судьи Салмона Чейза. Согласно этому закону, места трёх ушедших в отставку судей Верховного Суда не могли быть вновь заняты, тем самым неизбежно число судей должно было сократиться до семи. В 1869 году вышел новый закон о суде (JudiciaryActof 1869), установивший число судей равным девяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: