WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 9 глава




2. Попытаться уяснить проблему и получить информацию, от­ражающую ее многоаспектно.

3. Уточнить факторы, влияющие на выбор решения («Кто бы мог решить это?», «В чем заключается решение?»), и разработать вариант решения. Лучше это делать вместе с посетителем. Иначе любой самый хороший ваш вариант посетитель может отвергнуть, так как все, что «изобретено не мной», кажется нам с изъяном. Обязательно предложите ему высказать свои соображения о том, каким он видит решение своего вопроса.

4. Всеми возможными способами стремиться снять агрессию или психонапряженность. Помните, что агрессия - это выход отрица­тельных эмоций, которые накопились у посетителя. Значит, попро­буйте нейтрализовать его отрицательные эмоции и заменить их положительными. Для этого необходимо проявлять уважение, признательность, доброжелательное отношение, чувство социаль­ной справедливости.

Не нужно успокаивать взволнованного посетителя («Не волнуй­тесь, успокойтесь»). Это может лишь усилить напряженность. А вот скрытый комплимент, демонстрация подлинного внимания и искреннего уважения, обращение за советом, с просьбой, под­черкивание его каких-либо достоинств (например, неравнодушия, активности и т. п.) помогут успокоить и снять напряженность.

В данном случае хорошо действует такой прием: «Что бы вы делали на моем месте, подскажите». Или вместе с посетителем проанализируйте последствия предполагаемых решений, предложи­те ему изложить просьбу с другой позиции.

5. Постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление. Хотим мы или нет, осознаем или нет, но в процессе общения мы показываем себя, свое отношение к посетителю и свое отношение к предмету разговор. Он, в свою очередь, с позиций своих ценностей оцени­вает вас и формирует свое отношение к вам. А каждый посетитель хочет видеть хорошее отношение к себе.

Следовательно, первое и главное условие для повышения соб­ственного авторитета в глазах посетителя - это уважительное от­ношение к нему. Но при одном непременном условии - уважение должно быть искренним. Фальшь посетитель всегда чувствует.

В некоторых случаях с посетителем возникает конфликт. Его причиной могут быть: 1) неопределенность или сокрытие какой-либо важной информации; 2) унижение личного достоинства посе­тителя, пренебрежение его интересами, высокомерие, проявление власти или угрозы; 3) грубое поведение или реакция на грубость посетителя; 4) несоответствие предполагаемым ожиданиям посети­теля, неоднозначность толкования обязанностей и возможностей; 5) небрежность, невнимательность; 6) долгое ожидание приема или длительное «хождение по мукам». Старайтесь по возможности избегать всего этого.

При встречах с посетителями чаще всего возникает необходи­мость в чем-то их убедить. Здесь могут быть полезны следующие рекомендации.

1. С самого начала создавайте у посетителя установку на согла­сие. Выслушав его, найдите и подчеркните прежде всего общее в

ваших с ним точках зрения, то, что вас объединяет. Используйте вопросы, на которые посетитель ответит «да».

2. Глупо доказывать посетителю его неправоту, а лучше про­следить вместе с ним ход рассуждений, найти в них неточность, нелогичность или ошибочность и встроить в его рассуждения свои аргументы.

3. Когда посетитель упорно сопротивляется, следует выяснить, что заставляет его не соглашаться с вами, а также попытаться взглянуть на проблему его глазами. Предложите самому посети­телю высказать свои соображения по поводу ее решения, а по­том ненавязчиво и очень деликатно внесите собственные коррек­тивы.

Любая беседа с посетителем должна когда-то кончиться. Если сам он не желает завершать собеседование, попробуйте использо­вать следующие более или менее вежливые (в зависимости от си­туации) методы.

1. Выскажите обобщающее или завершающее замечание.

2. Закончите деловую часть разговора, перейдя к пустой бол­товне.

3. Посмотрите на наручные часы или сделайте так, чтобы про­звучал запрограммированный сигнал.

4. Покажите, что вам скучно.

5. Встаньте.

6. Проведите своего посетителя к двери.

7. Начните читать свои бумаги в то время, когда посетитель продолжает говорить.

8. Договоритесь со своим секретарем о том, чтобы он прервал разговор и напомнил о следующем посетителе.

9. Во время дискуссии говорите несколько энергичнее и поспешнее.

10. Сообщите своему посетителю до разговора и перед его за­вершением о том, что вас ждут другие посетители и ваше время ограниченно.

Прием сотрудников по личным вопросам

Прием посетителей из числа своих сотрудников проводить значи­тельно легче, прежде всего потому, что их посещение легче конт­ролировать. Кроме того, причины возможного посещения чаще всего известны заранее.

Прежде всего расспросите сотрудника о причинах визита.

В зависимости от полученных ответов:

- делегируйте разговор своему заместителю;

- если можно решить вопрос с небольшими затратами времени, продолжайте разговор;

- в противном случае согласуйте время новой встречи и отпус­тите сотрудника.

Однако самое лучшее — приучить сотрудников к твердо уста­новленным часам приема и часам, закрытым для посещения. По­этому установите для них определенные часы, во время которых вы сможете обсудить с ними все, что накопилось за истекший период. Для этих целей заведите на каждого сотрудника отдель­ный листок для записей в своем дневнике.

Проводите также регулярные краткие оперативные совещания, чтобы прояснить возникающие рабочие и управленческие проблемы. Обедайте вместе со своими сотрудниками время от времени, чтобы удовлетворять их потребность в личных контактах.

Побуждайте ваших сотрудников использовать теле­фон или писать краткие записки, когда не тре­буется непосредственное общение. В том же случае, когда такое общение потре­бовалось, надо взять у секретаря список записавшихся и постарать­ся запомнить их имена и отчества. Лучше обращаться к вошедшему к вам сотруднику по имени-отчеству. Такое обращение существенно улуч­шит имидж руководителя в глазах его подчиненных, поскольку для них нет ничего более приятного и более ласкаю­щего слух, чем услышать от начальника ува­жительное обращение по имени и отчеству. Ни в коем случае нельзя приглашать к себе не­скольких сотрудников. Даже и в том случае, если они бу­дут обращаться по одному и тому же вопросу. Это связано с тем, что у каждого из таких посетителей свой (иногда прямо противо­положный) взгляд на один и тот же наболевший вопрос, и ему нуж­но высказать его наедине, без посторонних.

Во время приема начальнику не следует снимать трубку лич­ного телефона. Этот телефон лучше перевести на секретаря. Если же раздался звонок от вышестоящего начальника, надо перед тем как снять телефонную трубку, извиниться перед посетителем. Звонить во время приема также не следует. То время, которое отведено для приема сотрудников по личным вопросам, должно принадлежать им.

В тех случаях, когда пришедший посетитель говорит долго и не по существу, а у начальника в приемной еще много записав­шихся к нему на прием сотрудников, следует воспользоваться сле­дующим (может быть, не совсем честным) приемом. Надо посмот­реть на часы, которые находятся в кабинете (но ни в коем случае не на свои ручные часы), и, например, сказать: «Извините, пожа­луйста, мне уже пора идти к моему начальнику». И для большей убедительности на несколько минут выйти, чтобы ушел этот посе­титель. Или еще один подобный прием: попросите секретаря по­звонить вам по внутреннему телефону, чтобы у вас был предлог выйти из кабинета.

Часто бывает так, что начальник не может удовлетворить просьбу подчиненного, и ему приходится в ней отказать. В этом случае полезно придерживаться следую­щих рекомендаций. Прежде всего не надо об­манывать. Если есть возможность пообе­щать, пообещайте, но укажите конкретно срок (хотя бы приблизительный), когда можно вернуться к решению этого воп­роса уже с наилучшим результатом.

Основное, что требуется от руководи­теля в этой ситуации, - это успокоить по­сетителя. Надо уметь правильно, не оби­дев сотрудника, ему отказать. Отказать так, чтобы он понял, что ваш отказ вынуж­ден, что вы действительно не можете в на­стоящее время решить его вопрос, но, воз­можно, он будет решен в будущем.

Рассмотрим еще такую ситуацию: в ка­бинет вошел начальник (такие начальники, которые считаются только со своим време­нем и вопреки сказанному секретарем все-таки входят в кабинет, еще встречаются довольно часто). В этом слу­чае посетитель должен встать и поздороваться с вошедшим, а вам следует выйти из-за стола ему навстречу, предварительно извинившись перед сотрудником, пришедшим на прием. Затем надо поздороваться с начальником, объяснить ему, что у вас идет прием сотрудников по личным вопросам, а потом поинтересо­ваться, когда он, после окончания приема, может вас принять. Если дело срочное, то, окончив разговор с пришедшим сотруд­ником и извинившись перед ним, пройти в кабинет вызвавшего вас начальника.

Визитные карточки и пользование ими

Еще несколько лет назад визитные карточки были у нас редкос­тью. Им просто не было места в жесткой, регламентированной административно-командной системе управления. Сейчас такие карточки получают все большее распространение, поскольку они являются обязательным атрибутом при установлении деловых от­ношений с представителями фирм, особенно при первых встречах. Визитные карточки активно применяются на Западе. В некоторых странах, таких, как Япония, Китай, Корея, они в большинстве случаев заменяют любой документ*.

Основное назначение визитных карточек — представление дело­вых и официальных лиц друг другу при первом знакомстве. Их также можно использовать для информирования о своем существо­вании лиц, в контактах с которыми вы заинтересованы. Это сво­его рода заочное представительство, мягкая, ненавязчивая форма проявления вашего интереса к адресату. Визитные карточки исполь­зуются также для поддержания контактов (поздравления с празд­ником или иным событием, выражения признательности, благодар­ности, сопровождения подарка, сувенира, цветов, выражения со­болезнования).

Визитные карточки печатаются на плотной белой бумаге или на тонком картоне (сейчас настал настоящий визиточный бум: в ход пошли пластмассы, ткани, металлическое напыление, лазерная техника) в форме небольшого прямоугольника на русском языке, а на обороте - на английском, французском или на языке страны пребывания. В ней надо максимально полно указать не только свою должность (не «заместитель директора», а «заместитель директо­ра по финансовым вопросам»), но и реальную сферу интересов, полномочия; обязательно должны быть указаны почтовый адрес фирмы, номер телефона, факса и телефакса, а также телефон сек­ретаря. Маленькая и вполне невинная хитрость заключается в том, что при наличии на карточке двух-трех телефонов у иностранцев создается впечатление, что они имеют дело с солидной фирмой, обладающей большим штатом сотрудников.

Из визитных карточек, полученных ранее, можно получить некоторые сведения о партнерах. Например, если фирма имеет собственное здание, а не арендует помещение, это признак финан­совой прочности. С другой стороны, если фирма, арендуя офис, занимает весь этаж в шикарном деловом небоскребе в центре горо­да - это одно, а если она ютится где-то на задворках, хотя и в собственном доме, — это совсем другое. Наличие на карточке номеров[4] внутренней связи указывает на то, что у компании есть собственный коммутатор, а это свидетельствует о многочисленнос­ти ее персонала и, значит, о солидности.

Существует большое количество видов визитных карточек. На­зовем лишь наиболее распространенные.

Стандартная карточка. Фамилия, имя и отчество печатаются прописным шрифтом, должность - строчными буквами. Обычно указываются адрес фирмы и телефон (в том числе и домашний). Иногда указываются телекс и факс. Этот вид карточки использу­ется при состоявшемся знакомстве.

Карточка для специальных и представительских целей. Ука­зываются адрес и телефон фирмы. Если вам вручают такую кар­точку, значит, ее владелец не настроен на продолжение контакта. Он просто представляет себя. Не просите его написать свои коор­динаты: если бы он хотел их дать, то вручил бы вам другую ви­зитную карточку. В отдельных случаях карточку для специальных и представительских целей можно получить и от хорошо знакомо­го партнера, когда он посылает вам сувенир с этой карточкой, имея в виду, что его координаты вам хорошо известны.

Карточка фирмы. Используется для поздравлений от имени фирмы. Например, в День независимости (национальный празд­ник США) от имени вашей фирмы вы посылаете корзину цветов в фирму вашего партнера и вкладываете такую карточку.

Можно также встретить карточки с фотографией. Бывают кар­точки, сложенные как книжки, с указанием того, как проехать к фирме, где производится парковка автомобилей и т. п.

В левом нижнем углу визитной карточки принято, карандашом или чернилами, делать следующие надписи, используя буквы ла­тинского алфавита (начальные буквы французских слов):

р.г. - выражение благодарности;

p.f. - поздравление;

p.f.N.A. - поздравление с Новым годом;

p.p. - заочное представление;

р.р.с. - прощание в связи с окончательным отъездом из страны пребывания, когда не наносится прощальный визит;

р.с. - выражение соболезнования.

Это стандартная международная символика, которая одинаково понимается во всех цивилизованных странах. В менее официаль­ных случаях и в зависимости от характера отношений с адресатом на визитных карточках делаются и другие надписи, обязательно в третьем лице. Например: «Благодарит за новогоднее поздравле­ние», «Поздравляет с национальным праздником», «Благодарит за внимание», «С наилучшими пожеланиями» и т. д.

При состоявшемся знакомстве первым вручает визитную карточ­ку тот, чей ранг, чье должност­ное положение ниже. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает карточку лицо, младшее по возрасту. Если должностное положение и возраст одинаковы, первым вручает свою визитную кар­точку тот, кто окажется более вежливым. При визи­те за рубеж процедура обме­на визитными карточками об­легчается, поскольку согласно этикету первыми должны вру­чать свои визитные карточки хо­зяева. Этим правилам особенно строго следуют японцы и корейцы. Визитные карточки вручают чаще всего лично. Передавать их надо так, чтобы партнер сра­зу смог прочитать текст. При этом следует вслух произнести свою фамилию, ведь иначе иностранцу трудно будет усвоить произно­шение.

Принимать визитки нужно обеими руками или только правой рукой, обменявшись с партнером легкими поклонами. Приняв визитную карточку, нужно прочитать вслух имя партнера, уяснить его должность и положение.

Американцы, как правило, сразу предлагают называть друг друга по имени, как у них принято. Но если этот способ применить при общении с азиатскими партнерами, можно серьезно повредить перего­ворам. Лучше называть японцев по фамилии, добавляя к ней оконча­ние «сан» - господин, а китайцев и корейцев - «мистер Ван» или «мистер Пак». Однако и в этом регионе есть исключения. Например, таиландцы предпочитают, чтобы их называли по имени. В Австралии даже высокопоставленные лица требуют, чтобы их именовали запро­сто (например, Дик, Боб и т. д.).

Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том порядке, в каком сидят партнеры.

Ни в коем случае нельзя мять чужие визитные карточки, де­лать на них пометки, вертеть в руках на глазах у хозяина. Это воспринимается как неуважение, обида.

Визитные карточки либо лично вручают адресату, либо остав­ляют у него дома при его отсутствии, либо посылают с курьером или шофером. На карточке, доставляемой лично, загибают правый верхний угол, затем ее расправляют. Такая карточка оставляется в тех случаях, когда по каким-то причинам вас не могли принять, либо в офисе у секретаря, либо в резиденции партнера (под рези­денцией всегда подразумевается местожительство).

Загиб свидетельствует о том, что вы лично оставили визитную карточку, а это знак наибольшего уважения и почтения. Карточка может быть передана и с посредником - шофером или курьером. Но в этом случае она не загибается. Считается грубым нарушени­ем этикета, если загнутую карточку поручают завезти курьеру или шоферу.

Не рекомендуется, но и не исключается посылать визитную карточку по почте. Отвечают на визитную карточку также визит­ными карточками в течение суток с момента получения. Так, если вас поздравили, вы должны отреагировать и поблагодарить. Луч­ше не отвечать на получение визитной карточки по телефону. Если вы это сделали, то, выслушав благодарность по телефону, ваш партнер может воспользоваться звонком для обсуждения дела. Вам придется вести деловой разговор, к которому вы, скорее всего, не готовы. Чтобы не провоцировать эту ситуацию, рекомендуется ограничиться посылкой визитной карточки.

Не принято вручать лично визитную карточку с выражением благодарности или иных чувств. Например, вас поздравили, и вы знаете, что завтра встретите партнера, и хотите лично вручить ему карточку с благодарностью. Но, допустим, встреча сорвалась. Вы устно не поблагодарили и визитной карточки не послали. Можно догадаться, что о вас подумает ваш партнер. Поэтому лучше сразу послать визитную карточку.

Если во время национальных праздников (или других празд­ников, достойных поздравления, например Нового года) вы ока­зались в другой стране, поздравлять своих партнеров вы должны первыми. Ваши партнеры, находясь в вашей стране, должны по­здравлять вас первым.

Заочное представление в стране пребывания осуществляется следующим образом. Вы знакомитесь с консулом, послом или другим официальным лицом достаточно высокого ранга из посоль­ства вашей страны в данной стране. Рассказав ему о цели вашего визита и вашем желании быть представленным интересующему вас человеку, вы берете визитную карточку консула или посла и в левом нижнем углу ставите буквы «p.p.». Эту карточку, а также свою карточку с адресом вкладываете в конверт и отправляете интересующему вас лицу. Карточка консула - гарантия серьезно­сти вашего уровня. Интересующий вас человек, получив конверт с карточками, понимает, что ему заочно хотят представить вас. Если он согласен на контакт, то посылает по указанному вами адресу свою визитную карточку с телефоном. В этом случае вы можете смело звонить по указанному телефону и договариваться об очном знакомстве.

На полученные по почте или завезенные визитные карточки полагается дать ответ своими визитными карточками в течение 24 часов.

Рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти визитных карточек.

Деловые подарки и сувениры

Делать подарки сослуживцам и преподносить сувениры с фирмен­ными знаками своим партнерам по деловым контактам - давняя традиция делового мира.

Нет, наверное, области делового этикета, которая порождала бы столько кривотолков и незаслуженного осуждения, как подарки в деловой жизни. Тем не менее, если подарки делаются не с целью подкупить влиятельное лицо, а для создания атмосферы доброже­лательности и налаживания отношений, они могут активизировать и утвердить благоприятный деловой контакт.

Цель подарка в деловой жизни - продемонстрировать свои доб­рые намерения или стимулировать рекламу и сбыт продукции или услуг, в политических целях. Сделать подарок - это один из спо­собов показать, что вы проявляете свою заинтересованность в дру­гих. Отмечая подарком какой-то случай или событие, вы тратите время и энергию, чтобы показать, что вам небезразличен другой человек. Ваше внимание, вероятно, больше запомнится получате­лю подарка, нежели его денежная стоимость.

Согласно этикету при первой встрече подарки дарят хозяева, а не гости. Поэтому нужно обязательно преподнести сувенир при­бывшему к вам зарубежному представителю в знак того, что его рассматривают как почетного гостя и рассчитывают на длительные отношения. При последующих встречах обмен подарками становит­ся обязательным.

Чтобы здоровый деловой дух обмена подарками не уступил место возможным злоупотреблениям, есть один надежный способ: делать относительно недорогие подарки. Даже если средства по­зволяют, лучше не дарить дорогие вещи, чтобы не поставить ваших сослуживцев или партнеров в неловкое положение. Дело не в цене подарка, а в намерениях, с которыми вы его вручаете, в ис­кренности ваших чувств.

Вот лишь некоторые примеры недорогих подарков, вполне под­ходящих в деловом общении:

- набор авторучек;

- часы (при проводах на пенсию или как подарок от всего коллектива);

- шарф;

- духи (для женщин) или одеколон (для мужчин);

- декоративная или столовая ваза;

- ювелирные украшения;

- курительные предметы (только для мужчин);

- что-нибудь полезное в дорогу (если работа человека связана с частыми разъездами).

Подарок будет выглядеть весомее, если его украсить гравиров­кой или эмблемой вашей компании либо инициалами того, кому он предназначается. Эти подарки обычно недороги, но приятны на вид и имеют какое-либо полезное применение. Среди таких вещиц, одновременно полезных для владельца и стимулирующих деловые контакты с дарителем, особенно популярны в качестве подарков следующие:

- калькулятор;

- портфель или папка;

- карманная лупа;

- спортивная кепка;

- брелок для ключей;

- набор мелких канцелярских принадлежностей;

- ножи для разрезания бумаги.

Книги - прекрасный и полезный подарок, но надо уметь их выбирать. Лучше всего дарить книгу, наверняка интересную для того, кому она предназначена.

Если вас пригласили домой, в этом случае лучшим подарком являются цветы, которые, в отличие от всех остальных подарков, вручают без упаковки. Можно, когда у вас нет времени посетить вашего коллегу дома, прислать ему цветы по адресу, который указывается на приложенной визитной карточке.

Цветы можно дарить в любых случаях. Вместе с тем следует помнить, что в некоторых странах гортензии и хризантемы симво­лизируют скорбь, а ярко-красные розы дарят только близким людям - матери, жене, невесте, так как считается, что красный цвет свидетельствует о любви. Если вы сомневаетесь в выборе цветов, наведите справки у местных продавцов.

Особенности восприятия цвета не только живых цветов, но и других подарков и сувениров следует учитывать в зависимости от национальной принадлежности лиц, которым эти подарки предназ­начены, а также страны, в которой они проживают.

Красный цвет любят в Мексике, Норвегии, Ираке и любят в Ирландии. В Китае это цвет праздника и знак удачи, счастья, до­стоинства, благородства, в Индии он означает жизнь, действие, эн­тузиазм.

Розовый цвет, так же, как и бледно-голубой, у американцев ассоциируется с косметикой. Оранжевый - стимулирует эмоцио­нальную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Этот цвет очень любят голландцы.

Желтый - быстрее, чем другие цвета, привлекает внимание и доль­ше сохраняется в памяти. В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни. Для мусульман Сирии -символ смерти. В Китае он наиболее популярен после красного, явля­ясь символом империи, великолепия и сияния. В России часто вос­принимается как знак разлуки, измены.

Зеленый - любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае - это цвет юношества и символ роскошной жизни. В Ин­дии он символизирует мир и надежду. Для мусульман - хранитель от дурного глаза.

Серо-зеленый цвет очень любят во Франции. Синий - цвет моря, ассоциируется (в особенности в сочетании с белым и иногда красным) с деятельностью, связанной с водой (судоходство, рыболовство и т. д.).

Голубой - для китайцев один из траурных цветов, в Индии -это символ правдивости с оттенком печали и утешения, в Брази­лии - символ печали, не популярен, так же, как и в Перу.

Белый — один из самых любимых цветов мексиканцев, а в Китае - это цвет траура и знак опасности. Для европейцев же -цвет молодости, чистоты и невинности.

При деловом визите в другую страну уместно дарить художе­ственно оформленные изделия - небольшие скульптуры, гравюры, памятные медали, настенные тарелки, книги, грампластинки. При достаточно хорошем знакомстве возможны и такие подарки, как национальные напитки, сласти, курительные принадлежности, из­делия из кожи, стекла, керамики и металла. Личные вещи: рубаш­ки, шляпы, парфюмерию, носки и др. - дарить не принято. Ис­ключение из этого списка составляет только галстук, который входит в число допустимых сувениров.

Нельзя дарить вещи, бывшие в употреблении, за исключени­ем антиквариата, раритетов, драгоценностей, которые преподносятся очень крупными фирмами в особых случаях (например, на юбилеи).

Еще один вид подарков, с которыми надо быть осторожным -это любые алкогольные напитки. Прежде всего вам следует выяс­нить, пьет ли вообще то лицо, которому вы преподносите спирт­ное, и, в частности, пьет ли виски, джин, водку, вино - иными словами, то, что вы решили подарить. Причем надо не просто дарить то, что он пьет; ваш напиток должен относиться к числу любимых. И здесь вас опять-таки выручит звонок к секретарю этого человека. Если намереваетесь подарить бутылку кому-то из сотруд­ников в связи с предстоящей датой, а вам перед этим случится вместе обедать, запомните, что он закажет, или осторожно выве­дайте, какой напиток предпочитает коллега. Для этого можно за­вести разговор о разных марках и любимых сортах вин.

Помимо стоимости подарка, есть и другая регламентируемая сторона процесса дарения, а именно наличие соответствующего повода для вручения подарка. Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевидное для всех основание, а также находиться с тем лицом, которому вы его дарите (или которое дарит его вам), в хороших отношениях, чтобы не дать повода к пересудам и сплетням.

Чаще всего подарки делаются в связи с:

- рождением ребенка;

- вступлением в брак;

- повышением оклада или назначением на более высокую дол­жность;

- получением награды, премии;

- публикацией в газете или журнале;

- выступлением по телевидению;

- присуждением ученой степени;

- крупным достижением в любой области.

Подарки также могут вручаться по случаю:

- ухода на пенсию;

- некоторых особых дней рождений: совершеннолетие, 30-, 40-, 50-, 75-летие;

- некоторых годовщин со дня свадьбы (каждые пять лет до 30-летия брака, затем 40-, 50-, 60-летие);

- круглых дат в трудовой деятельности. В знак благодарности:

- за сверхурочную работу, выполненную в неудобное для чело­века время (как правило, начальник выражает так признательность своим подчиненным);

- за выполнение срочной работы по вашему заданию (напри­мер, машинисткой);

- за совершенно бескорыстную добровольную помощь;

- человеку, постоянно сопровождающему вас в незнакомом го­роде;

- за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин или иное ме­роприятие.

Иногда следует сделать подарок человеку, которого вы неумыш­ленно обидели и хотите помириться с ним. Сначала в подходящей форме следует попросить прощения, а затем преподнести подарок. Если последовал отказ принять подарок, значит, восстанавливать отношения с вами не хотят.

Если в течение нескольких лет вы делаете кому-то подарки, например, ко дню рождения, прекратить это внезапно очень не­вежливо.

Многие делают подарки к какому-то одному событию. Лучше и удобнее делать небольшие подарки по разным поводам и равномер­нее. Покупайте подарок заранее. В последнюю минуту, второпях вы можете купить не то, что нужно, а то, что подвернется под руку.

Необходимо иметь в виду еще один важный момент, а имен­но то, что, кроме немногих исключительных случаев (таких, как бракосочетание, рождение ребенка), вы можете делать подарки подчиненным, клиентам, заказчикам, обслуживающему персона­лу, но не начальству. Осложнения, связанные с вручением по­дарка вышестоящему лицу, очевидны; однако, если между бос­сом и его помощником давно установилась традиция обмениваться подарками, этот прецедент заслуживает уважения. В подобных исключительных ситуациях служащий должен внимательно сле­дить за тем, чтобы стоимость подарка не выходила за пределы допустимого приличия и чтобы это был подарок от души, отра­жающий действительно образцовые отношения между двумя работниками фирмы.

Не надо делать из дарения подарков неукоснительно соблю­даемого ритуала. Основная масса подарков делается с целью на­лаживания отношений с людьми, работающими в других местах, иногда далеко, и с которыми вам труднее поддерживать отноше­ния, чем с вашими ближайшими сослуживцами, обедающими с вами каждую неделю. Таким дальним партнерам вручать пода­рок персонально не принято. Кроме того, если вы начнете доби­ваться личной встречи с занятым должностным лицом ради вручения подарка, люди могут усомниться в искренности ваших побуждений. Им может показаться, что подарок - всего лишь предлог добиться встречи с этим лицом, и ваша настойчивость заставит людей гадать о подлинных мотивах этого подношения.

К выбору сувениров необходимо относиться очень серьезно. Они должны соответствовать роду занятий, специфике фирмы или ме­сту, где она расположена. Лучше дарить то, что отвечает желанию и стилю партнера. Если вы дарите сувенир уже знакомым людям, следует принять во внимание, что именно им будет приятно полу­чить. Не рекомендуется дарить матрешки и самовары - они есть почти у всех иностранцев. Следует избегать и повторения подар­ков (кроме спиртных напитков). Это считается серьезным нару­шением этикета.

На официальных встречах подарки должны еще иметь и от­тенок личного отношения. При этом всегда нужно четко пред­ставлять, кому они будут преподнесены. Если, например, вы вручите президенту фирмы такой же подарок, как и вице-прези­денту, это будет расценено как оскорбление или, в лучшем слу­чае, как знак вашей полной неотесанности. Особенно чувстви­тельны к нарушениям субординации японцы, корейцы, китайцы и другие представители азиатских обществ, построенных на стро­гой иерархии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: